29 Дек 2018, 13:35

Скандалы и победы Украины в digital, коммуникациях, креативе, технологиях в 2018 году

SMM-manager Владислав Василенко и New business manager агентства Sasquatch digital Дарья Морская собрали все сливки и фейлы из разных отраслей (digital, коммуникации, технологии etc) за 2018 год

SMM-manager Владислав Василенко и New business manager агентства Sasquatch digital Дарья Морская подвели итоги 2018: собрали все сливки и фейлы из разных отраслей (digital, коммуникации, технологии etc), упаковали по номинациям/подборкам без особых претензий на объективность. «Цифры и гирлянды из круговых диаграмм остались в официальных отчtтах. В SSQTCH-итогах – только высокоградусные эмоции», – комментируют авторы результатов.

Тех, кто дочитает все до конца, ожидает бонус: словарь модных словечек, которые были в лексиконе-2018 продвинутого человека. У редакции получилось совпадение 12 из 21. А у вас?

Также по ссылке вы можете прочитать все итоги года, вышедшие на MMR за эту неделю.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Провал года: рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Начнем сразу с обидного, потом будет легче. Поприветствуйте «Укрзализныцю» и все ее проявления в информационном поле за 2018 год. Что называется, не только качеством, но и количеством!

Только, пожалуйста, не обижайтесь, железнодорожники, машинисты и все остальные работники физического труда. Мы понимаем, что вы делаете свое дело в существующих условиях. А вот ваш digital-тыл, мягко говоря, должен трудиться усерднее.

Если бы не стабильные проколы в течение года, «Укрзализныцю» мы тут и не упоминали бы. Но шумихой с бюджетом на SMM с квадратными видео дело не кончилось. Потом — уж очень похожий на «Укрбуд» новый логотип. Дальше — этот жесткий технический провал под Новый год, когда люди зависали в онлайн-системе ж/д-букинга, но так и не могли купить билеты, лишаясь надежд на встречу с близкими в праздники.

Ну, и возвращаясь вновь к обсуждению качества SMM, который обходится национальному перевозчику более чем в 100 тыс. грн ежемесячно (бюджет приемлемый), уже можем оценить работу нанятой команды (результат так себе). Вы все видите сами не хуже нас. Если вкратце: достигнуть KPI по подписчикам в 2018-м явно не выйдет, дизайном элементов страницы и иллюстрациями даже не пахнет и пресловутых квадратных видео мы не нашли.

Прорыв года: знай наших!

Мы любим гордиться заслугами наших соотечественников. Потому что действительно есть чем! Украина давно прославилась во всем мире крутыми айтишниками. Добавьте сюда сильнейшие продакшены: у нас снимают клипы мировые знаменитости, и крупные бренды делают впечатляющие кампейны.

А теперь по-настоящему признан и наши креатив с дизайном! В этом плане настоящим прорывом стала работа Banda в чрезвычайно удачном для них 2018 году. Украинское креативное агентство признано лучшим в мире, что подтверждает премия Red Dot Award: Agency of the year.

Красное многоточие: интервью с основателем и CEO Red Dot Design Award, профессор Питером Зецем о том, почему в текущем году у Украины столько призов, слагаемых победы, вкусовщине, простоте, социальной ответственности и прочих тенденциях в дизайне.

Пустышка года: не помните, а он был

В прошлом году в номинации уверенно держался красивый мыльный пузырь под названием Nimses — кто-то еще помнит о таком?

В этом году у нас новый лидер, которого вы, скорее всего, тоже успели подзабыть. Veon! Ну, Veon — месенджер от «Киевстар». Его еще Юля из The Hardkiss рекламировала. Вспомнили? Забудьте. По крайней мере, в топ-менеджменте самого «Киевстара» так и советуют.

Павел Даниман, директор по маркетингу «Киевстар» рассказал о причинах вывода, конкурентных преимуществах и количестве установок VEON.

Скандалы года: ТОП-5

Здесь не ограничиться чем-то одним: встречайте ТОП самых громких вспышек шейма, хейта и, попросту говоря, коммуникационных проколов от брендов.

Good Wine

Это сегодня Good Wine с красивым новогодним роликом и обновленной программой лояльности заполняет коммуникационное поле добром и красотой. А летом-2018 имя супермаркета упоминалось в крайне негативном контексте: в местной кофейне Yellow Place посетители и бариста не сошлись во мнении по поводу количества воды в эспрессо (ну, такое). Ничего бы не вышло за пределы 15-минутного недовольства друг другом, если бы не остроумная месть от Yellow Place.

В отличие от других скандалистов, Good Wine публично и неоднократно извинился, никого не увольнял, ведь своей командой там дорожат не меньше, чем клиентурой. Надя Савенкова, креатор Yellow Place, взяла на себя ответственность за неловкую шутку. Хотя этот ее пост собрал уже гораздо меньше внимания, чем сам скандал, который вовлек профессиональные и национальные СМИ, блогеров и знаменитостей.


Citrus.ua 

В марте вспыхнула шумиха вокруг Citrus.ua. Киевлянка сдала в их сервис сломанный iPhone 6S, а вместо ремонта получила угрозы. Дело даже дошло до заявлений в полицию.

Но проблема очередной обманутой заявительницы забудется, а работа топ-менеджмента «Цитруса» в период кризиса могла бы войти в хрестоматии плохого PR. Потому как, вместо мягкого выхода из конфликта, юротдел выкатил обвинение в ущербе деловой репутации с угрозами суда. Главный публичный фигурант со стороны Citrus.ua — Виталий Кузнецов — покинул пост СЕО в апреле 2018-го. Кстати, на сегодня все посты взаимных претензий в Facebook зачищены, а стороны подписали мировое соглашение.


FIFA

Это скандал, которым многие из вас гордились. Украинцы встали на защиту футболистов после того, как FIFA пригрозила дисквалификацией Домагоя Виду, а Федерация футбола Хорватии попросила из сборной бывшего полузащитника киевского Динамо Огнена Вукоевича. Смешались спорт и политические мотивы. Украинцы отреагировали массовыми единичками и комментарием «Слава Украине!» в отзывах на странице FIFA в Facebook. Рейтинг организации упал до критичного, наши соотечественники успели оставить более 130 тысяч «единичек».

Совпадение или нет, но после инцидента система формирования отзывов и рейтингов на Facebook поменялась в корне. Впрочем, после нововведений, поговорка «А можно было просто пожаловаться в Facebook» не стала менее актуальной.

А вы успели оценить страницу FIFA?


Не будь, как FIFA: MMR спросил PR- и digital-экспертов, что делать, если юзеры делают вас однозвездочными.

Чиновник из Tinder 

Этот конфликт, пожалуй, в 2018-м до конца не исчерпан.
В сексуальном скандале, который развернулся в Facebook, фигурировали: заместитель начальника отдела Департамента защиты экономики Национальной полиции Украины Александр Варченко, киевская студентка Наталья Бурейко, а позже — блогер Александр Барабошко и политтехнолог Владимир Петров.

Для тех, кто провел ноябрь на жестком онлайн-детоксе, напомним: сперва студентка обвинила Варченко в домогательствах и угрозах, потом чиновник сообщил, что стал жертвой информационной атаки, а следом Барабошко и Петров были задержаны по подозрению в создании фейкового секс-скандала. Сам процесс их задержания и выхода под залог — отдельный скандал, который уже явно выходит за рамки digital-итогов 2018-го.


KFC

В неоднозначный скандал влип один из ресторанов сети KFC в Киеве. Фастфуд открыл новое заведение не просто в восстановленном Доме Профсоюзов, но еще и в день (!) годовщины (!) Евромайдана (!). Обсуждать, насколько взвешенное это бизнес-решение, сейчас не станем. Но нельзя не упомянуть, как с KFC обошлось их PR-агентство.

В MAINSTREAM заявили, что коммуникация, на которой настаивает клиент, противоречит их этическим стандартам, и разорвали контракт. Рынок отреагировал на такой шаг неоднозначно: развернулся весь спектр откликов — от обвинений до поддержки.

Помните, к какому лагерю в этом конфликте примкнули вы?


Главного редактора украинского Vogue Ольгу Сушко уличили в плагиате: читайте все материалы об этом скандале, а также комментарии экспертов по антикризисным коммуникациям.

Ребрендинг года: не порно, но задорно

Очень многие неплохо поработали. Ребрендинги, обновления логотипов и визуального стиля в этом году стали настолько частым и почти обязательным явлением, что напоминают такой же must have для брендов, как когда-то создание сайта.

«Укрнафта» и ОККО, Rozetka и «Фокстрот», Uklon и BlaBlaCar, «Буковель» и Одесский аэропорт, плюс еще целая череда значительных и не очень брендов получили новое лицо. Но, пожалуй, ничего не обсуждали так ярко и долго, как Ukraine Now. MMR провел подробный разбор ситуации  которая в очередной раз расколола наше профессиональное сообщество.

Тенденция года: поговорим?

Мы не поверим, если вы скажете, что не посмотрели в этом году ни одного интервью. Этот формат на украинском YouTube расцвел после успеха российского «ВДудя» множеством вариаций: статусная Соня Кошкина и ее проект «KishkiNa», бесцеремонный Черняк в «Big Money», коммерчески успешный Анатолий Анатолич и его «Зе Интервьюер» и другие-другие, вплоть до подражателей подражателей.

Как говорится: подписывайтесь на наш канал и жмите на бубенчик.

Технологии года: от сложного к простому

Технологии так активно шагали вперед, что всего и не упомнить. Но ключевые нововведения назовем.

Во-первых, сервисы бесконтактной оплаты! Google pay и Apple Pay внесли изменения в покупательское поведение и стали едва ли не отдельным направлением в маркетинг-планах брендов.

Второе: технологии нейронных сетей, машинного обучения и искусственного интеллекта, которые в этом году массово были доступны широким аудиториям через игровые форматы. Например, одно из самых популярных приложений-2018 Google Arts & Culture App  Вы на картинах каких художников нашли своих двойников?

Конечно, сюда же запишем и развитие AR-технологий в украинском phygital-пространстве. Один из свежайших примеров – «ошки», уже видели их? ТМ «Боржоми» тоже «оживила» этикетку в рамках новогоднего промо. Coca-Cola и MONATIK тоже создали дополненную реальность Нового года.

Обновления года (спойлер: которые нам не зашли)

То ли украинцы консервативны, то ли обновления так себе. Но три масштабных нововведения, которые анонсировались и были так ожидаемы, в реалиях местного маркетинга слабо прижились.

IGTV – вертикальные видео до 60 минут ворвались в нашу жизнь в июне с угрозой похоронить YouTube, но в итоге бренды в Украине включились как-то вяло. Например, попробовал и закрыл для себя этот формат ФК «Шахтер». Еще меньше IGTV понравилось Comfy, а вот Rozetka стартовала в первый день запуска платформы и продержалась аж до октября! В общем, принцип «новая фигня для тех, кому надоела старая» в этот раз не особо сработал.

3D-фото в Facebook — ради фана, может быть, но в целом вижуал получается немного «на коленке», не на всех устройствах отображается и ожидаемого вау-эффекта не дает.

Shoppable Posts — появились раньше, но официально доступными для украинских страниц в Instagram стали в 2018-м. Откровенно говоря, не ясно, почему наш e-commerce сих пор не использует эту функцию поголовно. Вероятно, причина в том, что в десктопной версии продакт-теги в постах не отображаются.

Челлендж года: i’m calling, если вы понимаете

Если кто-то думал, что на #IceBucketChallenge мир остановится, то нет: челленджи живее всех живых и даже вышли в отдельный жанр развлекательных каналов. А украинский маркетинг в 2018-м даже продуцировал свои, локальные вызовы.

Может быть, можно было бы назвать челленджем года увлекательный #MoneyCanChallenge для фонда «Таблеточки» от агентства Leo Burnett Ukraine, так как она награждена сразу в нескольких номинациях Effie Awards Ukraine 2018. Если бы не вторичность идеи. Почти заметной была кампания #Мамоявшапці. Но по объемам подготовки и вирусности распространения ничего круче Skibidi challenge в этом году, пожалуй, не случилось!

I’m calling, I’m calling, посмотрим еще разок?

Слова года

Половина словечек, которыми мы щеголяли в рабочих чатах, пришла к нам из репа. Вторую неожиданно подвезли из архива или не успели забыть с 2017-го. Сверим, что водилось в наших словарных запасах образца 2018?

  • Апать — актуализировать информацию или улучшать что-то.
  • Ачивка — достижение, бонус.
  • Баттхерт — неприятные ощущения от троллинга.
  • Биток — криптовалюта, биткоин (уже можно не запоминать).
  • Войсить — отправлять аудиосообщения в мессенджерах.
  • Зашквариться — заниматься делами, порочащими честь и репутацию.
  • Мискликнуть — нечаянно нажать не туда мышкой.
  • Мечнуться — совершить сделку, договориться, от «сложить пару» (в Tinder).
  • Нюдесы — обнаженные фото.
  • Олды — немодное старшее поколение (даже некоторые миллениалы уже олды), синоним — вчерашки.
  • Панч — колкая фраза, нацеленная на оппонента, убойный аргумент.
  • Сяб (сябки) — спасибо или «дяк» по-нашему.
  • Флейм — словесная война в интернете, зачастую с применением взаимных оскорблений.
  • Флексить — расслабляться или выпендриваться.
  • Фрешмен — очень перспективный новичок, который вот-вот выстрелит.
  • Форсить (с ударением на первый слог, а не как сказала бы ваша бабуля) — активно развивать тему, навязывать.
  • Хайпить — получать популярность.
  • Хейтить — критиковать.
  • Чилить — отдыхать, ничего не делая.
  • Шеймить — критиковать, осуждать поведение в сети. Бодишейминг (как подвид) — критика людей, которые подчеркивают лишние килограммы.
  • Штош — емкое определение разочарования.

Картинки года

Мемов — сотни и сотни. Некоторые настолько локальны, что могут быть не поняты в рамках одного диджитал-агентства. Но мы выбрали те, без которых 2018-й не был бы таким запоминающимся.

Три мема извне: 

– Мыш (кродеться):

– Неверный парень:

– Сын маминой подруги:

Три родных мема: 

– Ukraine Now стал не только брендингом, но и мемом:

– Украинский мем Гусь вышел на мировую арену и в ритейл:

– Советы от Ульяны Супрун попадали в мемы автоматом:

Обречены на коллаборацию: зачем Гусь пошел в метро. Интервью с генпродюсером Art Nation Эдуардом Ахрамовичем и автором проекта «Гусь» Надьожной о коллаборации с Киевским метрополитеном.

Эмодзи года

Самым популярным эмодзи этого года по итогам разных рейтингов стал

Но в 2019-м мы всем и каждому в нашем digital-мире желаем только

и никаких

Расскажите друзьям про новость

Новое видео