Более 250 лет назад мир накрыла промышленная революция. В результате неизбежного прогресса ручной труд остался в прошлом, люди теряли работу, но находили новые смыслы. Мир изменился навсегда. Мы живем в Украине в 2024 году в условиях сплошной неопределенности. Midjourney сгенерирует вам логотип за несколько минут, ChatGPT поможет придумать собственное дело, но утром может прилететь «Калибр» и свести все насмарку.
Как строить стратегии в условиях постоянной нестабильности, приручить ИИ и никогда не отказываться от частицы своей души, масштабируя бизнес? MMR поговорил обо всем этом и другом с тремя партнерами marketing & tech агентства twid — Алексом Твиста, Сашей Алимовым и Максом Илюхиным.
С чего начался twid? Какие масштабные конфигурации рынка можете выделить за 11 лет вашего существования?
Алекс: Однажды ночью я придумал, как открою собственную студию, и на следующее утро всем об этом сообщил. Тогда же продумал первые шаги. По сути, так все и началось. Первые годы для меня это был абсолютно творческий процесс, финансово не сильно прибыльный. Мы работали с малым бизнесом, часто это были друзья, проекты разного плана. Нашей сильной стороной всегда был web, но мы много экспериментировали с книгами, украшением пространства, ивентами. Это была творческая история, которая на длинной дистанции стала хорошим стартом.
С Сашей мы были знакомы давно, дружили, он был клиентом студии. У меня было понимание, что проекту нужен кто-то, больше ориентированный на бизнес, кто сможет отразить через свою призму все наши процессы. Так спустя 5 лет с момента основания twid Саша стал партнером.
Саша: У нас все происходит по такой лестнице — каждые 5 лет добавляется партнер. Через 5 лет после меня к нам присоединился Максим. Как Леша недавно сказал в подкасте: «Ждем нового партнера через 5 лет!» 🙂
Я присоединился, понимая, что студия делает классный продукт, но у нее куча нюансов с точки зрения менеджмента. Мне казалось, что будет просто оптимизировать процессы, но это чувство быстро развеялось, когда я стал партнером. Тогда же начался hard working process по трансформации проекта, созданию новых процессов, расширению команды и формированию новых подразделений.
В тот момент twid делал большинство проектов, основываясь на собственном видении аудитории. Мне такой подход казался не очень аргументированным, хотелось больше углубляться в коммуникацию и стратегию. В это время я обратился к Максу за консультацией. Так мы познакомились и классно посотрудничали — разработали первое позиционирование, которое дало нам понимание: «стратегия — это важно». Не только для нас, но и для клиентов.
А что можете добавить об изменениях индустрии за 11 лет?
Саша: За 6 лет работы в twid я заметил, что в индустрии стало появляться все больше независимых небольших агентств. А интернациональные, сетевые агентства, которых у нас было много, начали постепенно отмирать, и лидерами рынка стали локальные агентства (20+ человек). Мне кажется, что это глобальный тренд, присущий и Украине. Маленькие и мотивированные команды, собирающие самых профессиональных людей, выигрывают у более консервативных и бюрократических компаний.
За это время в Украине появились крупные локальные агентства — Fedoriv, Banda, Aimbulance. Они выполнили большую образовательную функцию — научили бизнес понимать, что такое бренды, стратегия, коммуникация и web.
Украинские компании начали производить крупные международные проекты. Некоторые из них получили Каннских львов. В частности, Максим — за креативную бизнес-трансформацию, кейс Дія (в составе команды Fedoriv). Мы выиграли свои первые Red Dot — за проекты Unit и ZIBRA. Это был wow эффект для всех!
Наш креатив не является локальным, сейчас он ничем не уступает глобальным агентствам и международному креативному сообществу.
Алекс: На мой взгляд, одним из ключевых факторов изменений стало развитие неформального образования. Шесть лет тому назад дизайнерам и другим креативщикам было гораздо труднее начать свой путь. Сейчас же благодаря SKVOT, Projector и KAMA уровень образования существенно выше, потому что там преподают люди, которые сами являются активными игроками рынка.
Макс: Самое главное, что изменилось не только в Украине, но и во всем мире — это скорость. Скорость имплементации, быстрота принятия решений, быстрота работы над проектом. Главную роль здесь сыграл рост технологической части бизнеса и того, что весь мир постепенно движется в том, чтобы цифровизироваться, оцифровывать, продавать онлайн, строить технологии и свои продукты.
Раньше крупные проекты удавалось продавать на долгий период, на большой чек и на то, что это будет работать 5-7 лет. Сейчас, когда мы говорим с клиентом, речь уже не идет о 5-7 годах существования стратегии. Так как 5-7 лет ничего уже в нашем мире не существует, мне так кажется.
Второе большое изменение — это подход к самому креативу. Он сильно изменился. Раньше креатив себе позволяли крупные бренды, и они так или иначе приходили в сетевые агентства. У нас такой огромный рынок международных сетей, которые имели филиалы в Украине, и эти филиалы обслуживали крупных корпоративных клиентов (вроде Pepsi). Они могли позволить себе креатив и понимали, что это такое.
Уже потом, с ростом количества украинских продуктов, компаний и бизнеса, у нас начали появляться креативные решения для нашего рынка. Сформировалась тенденция к тому, что локальные игроки стали обслуживать локальных клиентов. Впоследствии международные клиенты тоже стали обращаться к локальным игрокам. Все поняли, что сила локальности в том, что ты очень хорошо понимаешь контекст, человека и его потребности в контексте своего рынка. К примеру, домохозяйка, покупающая «Ариэль» в Штатах, и домохозяйка, покупающая «Ариэль» в Украине, — это две разные домохозяйки. Ну и мы точно понимаем нашу лучшую!
Появление сильных локальных игроков, приведшее к постепенному уменьшению количества проектов и в целом количества сетевых агентств-мастодонтов, — это огромный рывок за последние 11 лет.
Сейчас вас трое партнеров. Расскажите, кто и чем занимается в проекте поподробнее.
Саша:
У нас все достаточно органично распределено. Леша занимается и отвечает за все креативное направление — дизайн, web, контент. Он управляет проектами как креативный директор.
Я отвечаю за бизнес-составляющую — продажи, маркетинг, стратегическое развитие компании.
Макс же создает и развивает стратегический отдел. Его опыт помогает нам принимать более осознанные решения.
В прошлом году, благодаря Максу, мы сформировали трезубец! Раньше у нас было два зуба, а благодаря ему стал настоящий трезубец. Добавили необходимый для нас пазл! 🙂
Какую нишу вы занимаете и какой ваш ключевой продукт? Что отличает Вас от других игроков рынка?
Макс: Мы работаем с технологическими компаниями и определяем себя как маркетингово-технологическое агентство. В работе twid мы имплементируем технологические решения и технологии как собственно в наш внутренний процесс работы, так и в финальные маркетинговые или креативные решения для клиента, потому что хорошо понимаем, как это работает и где может быть использовано.
Почему нам интересно это направление? Как я уже говорил, мы все понимаем, куда движется мир. А двигается он в сторону цифровизации в разных формах, подходах, в виде продуктов, мобильных приложений и т.п. Даже крупные офлайновые игроки отлично понимают, что без цифровой составляющей в современном мире уже почти невозможно.
Украина очень прикольная страна с точки зрения цифровых решений. У нас появляется много прорывных технологий. Думаю, что каждый из нас бывал за границей и видел, как там работает банкинг, логистические компании или как купить билет на поезд в Европе. Совершенно не так удобно, как у нас.
Так эволюционно сложилось, что портфолио нашего агентства — это AI, технологии в секторе MedTech, EdTech, AgroTech, это история, связанная с технологиями в блокчейне, крипте и других категориях. Мы общаемся со многими существующими агентствами и видим, как они работают, используя методологии и подходы. В нашем случае большинство процессов упрощаются и ускоряются без потери качества именно за счет технологий.
К примеру, на стратегических этапах мы активно используем инструменты ИИ и семантического анализа для ускорения блоков исследований, креативные и дизайн-решения становятся более интересными за счет инструментов визуального программирования. Нам нравятся технологии, мы работаем с технологиями и знаем, как использовать их эффективно в разрезе бизнеса. В нашем случае это очень часто достигается путём имплементации технологий прямо во время работы над проектами.
Назовите несколько украинских и международных кейсов, которые сильно повлияли на вас в последнее время.
Алекс: Сильно влияет фэшн-индустрия, потому что там очень много экспериментальных решений. Например, Balenciaga и то, как они хайлайтят социально важные темы, как экспериментируют с перформансом и делают показы, как привлекают пользовательский контент для этого, как сразу продумывают коллекции, чтобы они могли работать буквально в контексте мемов. Их технические дизайн-приемы могут транслироваться в другие сферы.
Другой пример — как в этом году Jaquemus коммуницировал свою коллекцию, используя 3D AR. Он использовал какие-то такие вещи, казалось бы нефункциональные, но они сработали с точки зрения маркетинга.
Из других сфер мне очень нравится то, что делает Notion — их коммуникация и эволюция продукта. Как они интегрируют новые технологии и рассказывают об этом текущим и новым пользователям.
А из украинских кейсов — сам феномен сборов, донатов и подхода к ним. Это новый жанр для нашей страны, где рождаются новые решения. Большие бренды объединяются с волонтерскими инициативами ради общего блага. Этот тренд должен распространяться по миру.
Макс: Я очень люблю кейс OpenAI в общем, потому что это компания с прорывным технологическим продуктом, и такие вещи обычно быстро набирают популярность. И все мы помним NFT, тоже прорывная технология была, которая сейчас уже на задворках всеукраинской рекламной коалиции 🙂 Так вот, если говорить об OpenAI, там Сэм Альтман в одном из интервью очень удачно описал, чем отличается хайп от настоящего тренда. Хайп — это история, в которой многие начинают сразу чем-то пользоваться, но глубина этого пользования очень низкая. Тренд — это когда технология или продукт может приобретать своих пользователей постепенно, не расти экспоненциально, но глубина пользования и ретеншн, характерный для этой категории продуктов, среди пользователей будут значительно выше. Дистрибуция решения, ментальная и физическая его доступность могут встраиваться годами, но глубина пользования — фундаментально иная.
OpenAI — это огромный кейс того, как сложная, прорывная инновация может быть упакована и донесена конечному потребителю в понятной и простой форме. Они построили свой маркетинг так, как будто его нет, но на самом деле его очень много! Это и сами презентации Сэма Альтмана, его бренд. Сколько было шума, когда его устранили из компании и за него выступили все работники, а потом он вернулся? Это точно оказало положительное влияние на бренд и это трудно назвать прямым маркетингом, но это можно назвать маркетингом, потому что почти уверен, что эти активности оказали положительное влияние на здоровье бренда. То, как они искусственно ограничивали доступ, создавая закрытое коммьюнити, в которое ты не сразу можешь попасть. Все это — неклассические рекламные инструменты, но на самом деле — это тоже маркетинг.
Из последних международных кейсов мне тоже понравилась рекламная кампания Calvin Klein с Джереми Алленом Уайтом.
Во-первых, он суперкрасивый мужик в белых трусах, там все хорошо! Но настоящая магия состоит в том, насколько тонко они чувствуют контекст людей сейчас. Часто фэшн бренды работают по методичке по рекламе: звезда + абстрактный, красивый ролик где-то на 1,5 минуты, в конце Acqua di Gio, Giorgio Armani. И уехали в эфир, бюджеты неограничены! «Мы улетаем»!
А тут Calvin Klein сделал очень тонко, как Apple сделали когда-то ролик с певицей FKA Twigs (рекламу снял оскароносный режиссер Спайк Джонс — Прим.ред.).
В видео ощущаются вещи, которые сейчас являются частью культуры людей. А культура вплетается в восприятие человека гораздо лучше, чем просто рекламное сообщение. Аллен Уайт — актер из супертопового сериала «Медведь», о котором все говорят. Он получает «Золотой глобус», и в это же время выходит рекламная кампания Calvin Klein, где он в классной форме, в белье бегает по крыше и рекламирует продукт фактически являясь таким, как есть. Это хорошие примеры, в которых агентства и бренды умеют работать с культурной составляющей, а не только с этим «потребительским инсайтом». Иногда нужно попасть в нерв и культурную правду эпохи, времени, года, месяца и т.д.
Из украинских кейсов, конечно, очень классные наши. Мне нравится кейс Neurons Lab. Это фактически ученые, работающие с очень сложными вещами, которые трудно объяснить людям, трудно показать в какой-то доступной форме. Задача была сформулирована так, чтобы сделать науку понятной и сексуальной для обычного человека. Глядя на результат, могу сказать, что так получилось. Это очень тонкая материя, которую важно уметь ощущать на уровне дизайна, решений и сообщений. Этот кейс очень ярко демонстрирует.
Саша: Меня сейчас интересует кейс военных подразделений. Это очень интересное, полезное направление военного маркетинга (не знаю, есть ли такой термин) — как продвигают себя подразделения «Азов», «3-я отдельная штурмовая бригада» и т.д. Надеюсь, что будут появляться еще, если можно так их назвать, бренды, реализующие маркетинговые активности на уровне с коммерческими. Мне кажется, что в мире такого нет. Для меня они и вдохновение, и призыв к действию, что это нужно масштабировать.
Что касается наших кейсов, то с бизнес-стороны очень важен — это DocGo. Он получился классным, но основным является то, что мы научились работать с крупной американской публичной компанией. Это редкость, когда небольшая украинская студия работает с таким гигантом. Для нас это крутой опыт — один из самых больших клиентов, с которым мы досрочно продолжаем работать. И они очень довольны результатом.
Полномасштабная война повлияла на все сферы, креативную в том числе. Какие ключевые изменения произошли в вашей деятельности и в бизнес-процессах?
Саша: У нас поменялась география клиентов. До полномасштабного вторжения у нас было 15% иностранных клиентов, а сейчас их где-то 50%. Было очень непросто нарастить такую часть, но мы понимаем, что это наш путь. Любой бизнес зависит от экономических показателей страны, но в мире множество рынков, и ты можешь спокойно конкурировать со всеми.
Нам удалось сохранить команду и не сокращать штат. Прошлый год был не супер с точки зрения бизнеса, но мы вышли из него в плюсе.
Алекс: Первые месяцы был шок и необходимость действовать как-то радикально быстро, по-другому. Дальше была характерна история с дистанционной работой, но наши процессы были к этому готовы.
Конечно, есть еще чисто ментальная составляющая, которую сложно описать. Особенно если речь идет о творческих людях, в работах которых должна быть какая-то рефлексия. Кто-то кардинально изменил свои методы, у остальных все осталось стабильно. Мне кажется, что финальный продукт стал более чистым, направленным на суть, меньшее декорирование и т.д.
Макс: Я стал партнером уже во время войны. Многие люди у меня об этом спрашивают с ехидной улыбкой: ты что, странный, что стал партнером в креативном бизнесе во время войны? Для всех это звучит как очень нетривиальный путь. Но на самом деле сейчас ясно видно, что нет неудачного времени для креативных или маркетинговых решений. Да, меняются категории, индустрии, продукты, которые нужно проматывать, которым нужно давать новую аудиторию, выводить на иностранные рынки или растить на своих, но это всегда рабочая история, просто нужно успевать адаптироваться к этому.
Во-первых, изменился контекст, и поэтому начали меняться направления решений. Структура работы над проектом, которая была раньше, сейчас часто недоступна, и поэтому приходится изобретать то, что работало десятки лет, чтобы оно было эффективным и работало в новом контексте.
Во-вторых, если говорить об украинских клиентах, то их покупательная способность во многих категориях значительно упала. Украинские компании сейчас могут платить меньше, и, соответственно, покупают не большие интегрированные продукты, а чаще — конкретные тактические решения, чтобы решать задачи здесь и сейчас. К этому тоже нужно уметь приспособиться! Раньше это были проекты продолжительностью 1,5 года, а теперь тебе говорят, что 3 недели. От этого сразу меняется майндсет.
Как компания, которая считает себя украинским бизнесом, работает на украинском рынке и платит по украинскому законодательству налоги, мы чувствуем это и на себе. Но, несмотря на доходы, направляем часть нашего заработка на сборы. Это одна из ценностей нашего агентства.
В-третьих, появилась большая прослойка независимых креативщиков. Об этом уже упоминали Саша и Леша, но в разных контекстах. Если посмотреть на дизайны и механики сборов, на микрокампейны по тенденциям, то это все — маркетинг для своих решений и для достижения их бизнес-задач. Собрать 20 тысяч, собрать миллион, объединить 100 человек, чтобы собрать 10 млн? Это все креатив, это все творчество и это все маркетинг, который появился прямо сейчас. Не было раньше таких интегрированных, невероятных решений, которые придумывают и реализуют команды из двух-трех человек. Это реальная магия, существующая сейчас! Я думаю, что это повлияет на сам рынок, потому что этих людей разберут разные компании, они попадут в агентства, создадут свои бюро.
Последнее — цифровизация. Война показала окончательно, что офлайн мог быть зрелой моделью 5-7 лет назад, но сейчас любой прилет, любая воздушная тревога может стать последней для условного магазина. Можно одновременно потерять товары и канал дистрибуции. Онлайн-магазин полностью уничтожить гораздо труднее. Поэтому сейчас к нам многие обращаются за запросами именно на диджитал трансформацию бизнеса.
Саша: Я хотел бы добавить, что сейчас креативное сообщество стало мощной силой, которая очень помогает Украине на международном поле и в рамках коммуникации чего-либо, что нужно сейчас государству. Мы, и все наши коллеги, работаем с государством, это дало нам колоссальный толчок, который можно оценивать десятками лет, с точки зрения сознания креативных, талантливых людей, которые сейчас свою энергию направили на помощь государству.
Вы затронули тему географии клиентов. Поделитесь своим опытом и дайте несколько советов другим, как искать зарубежных клиентов.
Саша: Мы шли через нетворк, потому что это наиболее понятный путь. Вообще, В2В очень часто строится через word of mouth — кто-то кому-то порекомендовал, где-то мы знаем контакты, многие украинцы поехали за границу и там начали работать. Есть большая прослойка клиентов, которые к нам так обратились, — им где-то и кто-то порекомендовал за границей нас. Второе — мы всегда чувствовали то, что должны смотреть в сторону мира и всегда участвовали в различных наградах и каталогах. Это важный ресурс, и мы всегда к нему относились достаточно ответственно.
Также есть такой листинг, он больше для IT-компаний, но и для креативных компаний достаточно мощный — это Clutch. А еще есть GoodFirms. На этих платформах клиенты оставляют отзывы о работе с нами. Это работает!
Наши коллеги-креативщики создали несколько платформ, как Spend With Ukraine и Ukrainian Power, где разместили прогрессивные, классные украинские студии/агентства. К нам обращались многие из этих платформ, и с некоторыми мы даже уже поработали.
Знаю, что многие web-компании, занимающиеся девелопментом и дизайном, до сих пор используют Upwork, Lemon и подобные им. Но если ты уже большая компания, я бы советовал попробовать партнерство второго типа, когда люди делятся твоими контактами за комиссию.
Год назад вы запустили платформу по поиску компаний-партнеров между украинскими и международными проектами Twinning. Какие планы по ее развитию?
Алекс: Запустили Twinning фактически в первые недели войны, потому что нам написало британское агентство RED BEE с предложением дружбы. В процессе общения появилась идея движения, целью которого является помощь украинским компаниям из креативной сферы находить стратегических партнеров в других странах. Начали мы с Британии, потому что это была британская компания. За этот год удалось сформировать три пары. Сейчас это движение требует каких-то радикальных изменений, как мне кажется. Одна из запланированных — мы хотим расширить географию и заменить механику подбора новых «твинов».
Недавно вы выпустили upcycle-дроп. Какова цель этой инициативы?
Алекс: Здесь было сразу несколько целей. Первая — сбор донатов и желание помочь армии. Вторая — это собственно дизайн-практика. Для креативной студии R&D проект в фэшн направлении очень важен. А также это творческое высказывание!
Макс: Когда мы говорим о таких проектах, как upcycle-drop, это пример того, что в крупных компаниях называется бренд-менеджмент. На самом деле в маркетинговом агентстве, бизнесе или любом другом основной его маркетолог — это его CEO и партнеры, а не маркетолог, которого ты нанимаешь. Маркетолог, которого ты нанимаешь, — это человек, который проведет исследования, но look and feel компании формируют люди, которые им руководят. Это их ценности, видения и мнения.
Для меня эти upcycle-drops — это часть внутренней культуры twid. Это «крестраж» души Леши. В этом есть нечто творчески-артовое, что-то фэшн, в чем есть частичка сущности twid. Также в этом большой поинт о наших ценностях — делать важные вещи для себя и для мира.
Давайте поговорим о стратегии. Объясните, зачем вообще стратегии нужны бизнесу, особенно когда мы живем в состоянии неопределенности?
Макс: Они потому и нужны бизнесу, потому что состояние неопределенности — это та сущность, которая может повлиять на бизнес двумя способами. Первый — разрушить бизнес. Оставить на месте, остановить, в общем, деструктивно повлиять. Второй — стать точкой роста. Это может быть точка бифуркации или развития проекта, которая может вывести его на новые рынки, новых потребителей, новые типы продуктов и т.п.
Все привыкли к тому, что стратегия — это должен быть файл, в котором будет 500 слайдов, 150 таблиц с цифрами, где мы все докажем и объясним. На самом деле стратегия — алгоритм действий для решения определенного типа задач в условиях конкуренции и неопределенности. В реальности неопределенность всегда существует, но имеет разную степень. Вот сейчас неопределенность очень высока! В мирное время она ниже. Но никто тебя не застрахует оттого, что завтра твой конкурент, о котором ты слышал последний раз три месяца назад, не запустит революционный продукт, просто разрушающий все остальные продукты в категории. Риски существуют всегда.
Стратегия — это план действий, позволяющий прицельно и последовательно двигаться к своей цели (стабилизации, увеличению прибыли, выходу на новые рынки, охвату новых сегментов, продаж по более высоким ценам и т.д.).
Когда мы брифимся, например, на дизайн-проект, то говорим: «А какой он должен быть? А почему именно такой? На эти вопросы может дать ответ как раз стратегический подход.
Стратегия — это творческий акт, нацеленный на решение бизнес-вызовов в условиях неопределенности.
Как появление ИИ изменило индустрию, какие вообще новые тренды вы видите в креативе?
Алекс: ИИ сейчас становится просто базой. Кто-то использует его сознательно, кто-то нет. Но он дает новые возможности делиться своим видением, визуализировать его.
Есть определенный вид новой красоты в ИИ-генерируемой графике. Мне кажется, что пока меньшинство видит эту красоту, но со временем ее будут видеть все больше людей. Есть свой определенный шарм в графике, генерируемой, например, DALL-E в начале его создания. Мне кажется, что такие вещи будут становиться более массовыми.
Что касается инструментария — он, очевидно, будет усиливаться, интегрироваться в какие-то крупные продукты.
Макс: Если говорить о ИИ с точки зрения информационного пространства — это очень похожая история на многие технологии, которые стали доступными за последние годы. Ее все хотят, о ней все пишут, но немногие действительно понимают, как конструктивно ее использовать, и знают, что с ней делать, кроме того, чтобы сгенерировать картинку «вот я на снежном курорте, а вот я в космосе».
В нашем случае я скажу о стратегической стороне. Мы используем сразу несколько вещей, связанных с ИИ. Первое и большое, что дает нам достаточно массивное преимущество с точки зрения работы над проектами, — это использование обширной системы Atlas. Это большой AI тул, который позволяет структурировать информацию по интервью, искать инсайты, мотивационные конфликты, праймери и не праймеры барьеры потребителей и т.п. за счет алгоритмов машинного обучения. Это может сократить время работы над интервью и анализом текстуальной, сенсуальной информации на несколько недель.
Вторая история — это транскрибация. Как известно многим стратегам, в стратегических проектах есть блок качественных исследований, например интервью, фокус-групп и т.д. Там соответственно нужно работать с аудиальной информацией, а с ней работать сложно. Для этого раньше использовали небольшие агентства, расшифровывающие записи. Человек садился, мы ему загружали 50 аудио по 1,5 часа и он переводил аудио в текст. Качество этих транскрибаций не всегда было идеальным, потому что человек это человек. Ей хочется пропускать, когда ей надоело слушать. Человек такой: «Да, это не важно» — и вскипнул. А в таких вещах действительно есть все самое важное — интересные факты, которые могут напрямую не касаться процесса, но быть важными для разработки стратегии. Сейчас есть достаточно много продуктов, позволяющих перегонять аудиальную информацию в текстовую информацию хорошего качества. Это сокращает бюджеты, тайминг и позволяет более гибко работать с проектами.
А украинские тренды?
Макс: Самый большой украинский тренд — сборы. Появление большой части креативщиков, проявивших себя во фандрейзингах. Сбор, который конвертировался в 20 000 000, — это безумный бизнес-показатель. Он означает, что мысль работает!
Это прикольный индикатор того, что общество понимает, что такое креатив. Просто «бросьте мне на банку» уже не работает. Когда появляется какая-то штучка, авторский подход, механика, вижуал и вся эта история, это значительно более эффективно и это KPI, которые ничем нельзя побить. И эти характеристики являются суперкейсом одного человека.
А второй тренд — креативщики, которые ищут себя сейчас в других дисциплинах. Я очень люблю то, что сейчас делает Денис Чернявский. Он был некогда стратегом Fedoriv Agency. Денис поставил себе задачу такую культурно-просветительскую деятельность — он учит детей в небольших городах, общинах и селах тому, что такое, например, поп-арт. Как это работает, как работает тиражирование образов, как работает работа с графикой. Это такой Григорий Сковорода нашего времени, который ходит и рассказывает, как он сделал набор из 10 коробок спичек, и на этом примере объясняет, что такое поп-арт и как с ним работать. Это одновременно интересно и полезно для общества!
Фото: Вика Темнова