Полетит / не полетит: шансы мессенджера VEON в Украине
11 Окт 2017, 11:06

Полетит / не полетит: шансы мессенджера VEON в Украине

Обзор от телеком- и диджитал-экспертов: Максима Саваневского, Дмитрия Федоренка, Назара Грыныка, Виталия Георгиева и Юрия Гладкого

Пока мы ждем интервью с представителями «Киевстар» Павлом Даниманом или Юрием Чорненьким о новом мессенджере VEON от теперь уже одноименного технологического холдинга — то попросили телеком- и диджиттал-экспертов ответить на один вопрос — «VEON: верю / не верю / уже установил».

Виктория Лупенко
Сreative lead of client partner division в бизнес/медиа бюро ekonomika+

Російський месенджер навряд чи піде в Україні (эксперт имеет в виду, что VimpelCom Ltd. основал в 1992 году в Москве Дмитрий Зимин, это одна из первых компаний мобильной связи в России. — Ред.). І не тільки тому що війна, але й тому, що ринок уже розподілений між Viber, WhatsApр та Facebook Messenger. Росіяни намагаються маскуватися через санкції і підпсований імідж, але вуха все-одно стирчать. Я б не користувався таким месенджером.

Виталий Георгиев
Chief Innovations Officer razom communications, модератор Ukrainian Digital Agencies Committee

Вчера поставил, вчера удалил. Мессенджер с неочевидной ценностью. Даже если таковая и существует, то, предполагаю, большинство пользователей о ней не догадаются. Это значит, что новому пользователю не понятно, чем VEON лучше других, но понятно, чем хуже — он новый и выглядит сложнее. Возможно, если бы onboarding был более простым, то сложностей у меня бы не возникло. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Запуск мессенджеров во времена бума мессенджеров, напомнил мне запуск соцсетей во времена бума соцсетей.

Не полетить. Ринок месенджерів дуже конкурентний і давно пройшов стадію раннього росту. Телеком-операторам для входження в цей ринок треба було стартувати роки 2-3 тому. Ну і ще було непогане вікно для можливостей в травні-червні 2017 року — коли обмежили доступ до російських соцмереж. Тоді частина молодіжної аудиторії шукала альтернативу, і в Україні був стрибкоподібний ріст завантаження додатків майже всіх месенджерів — Snapchat, Whatsapp і т.д.
Зараз, щоб переконати користувача завантажувати новий месенджер, необхідно пропонувати йому унікальні сервіси, яких ніхто не має. Причому сервіси повинні бути пов’язані з комунікаціями. Наразі я не бачу ніяких революційних новацій, які VEON привнесе на ринок.

«Вывод на рынок еще одного мессенджера — признак дурного тона» — это первое, что подумал я после начала массивной рекламной кампании Veon от «Киевстар». Но любопытство взяло верх, и я установил себе еще один, пятый по счету, мессенджер. После краткого изучения возможностей программы, я выделил ряд плюсов и минусов этой платформы, на статус которой и претендует мессенджер. 

Из минусов: 

— самый жирный минус — это полное отсутствие веб- и десктоп-версий; 

— интерфейс пользовательских чатов существенно проигрывает существующим мессенджерам; 

— российское происхождение, что странно на фоне запрета российских интернет-бизнесов в Украине; 

— невероятно кошмарная рекламная парковая страница, как из 90-х. А ведь это витрина, которая призвала меня сделать первый шаг к установке; 

— всего 9 из почти 500 моих «Киевстар»-контактов зарегистрировались в нем, да и то исключительно из сегмента IT и цифровых коммуникаций — что говорит о пока еще достаточно низком интересе к платформе среди ЦА. 

Из плюсов: 

+ бесплатный трафик внутри сети «Киевстар», значит приложение будет работать даже при отрицательном балансе; 

+ хоть и ограниченный, но бесплатный роуминг в определенных странах; 

+ возможность управления персональным профилем, проверки баланса и его пополнения без комиссии; 

+ на удивление, неплохая реализация интерфейса каналов и ленты, а для меня это важно, как для издателя интернет-медиа. 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у продукта может быть будущее только, если звезды удачно сойдутся. А время для запуска выбрано достаточно удачное — «Яндекс» и «Вконтакте» отключили, Facebook и Instagram для украинского малого и среднего бизнеса пока не предлагают ничего особенного, Viber вообще интересны исключительно крупные корпорации и бренды, WhatsUp на у нас почему-то не прижился, а для китайского аналога WeChat просто нет достаточного объема рынка. Остается только Telegram. Но его российское происхождение и отсутствие инвестиций в маркетинг на нашей территории может достаточно быстро поставить точку в развитии этой платформы.

Читайте: #УкраинанеКитай: что ждет рынок рекламы после запрета соцсетей — прогнозы pro украинского диджитала.

Но самое приятное для меня то, что телеком-операторы наконец начинают принимать новую реальность, когда потребителям от них не нужно будет ничего больше, кроме доступа в интернет. И пытаются правильно флажки расставить на пути своих будущих потребителей, создавая продукты, которые формируют добавленную стоимость и повышают маржинальность. А значит, ожидаем в самое ближайшее время конкуренцию с аналогичными платформами от Life и Vodafone. 

Буду ли я активным пользователем этой платформы пока не понятно. Но то, что в каналах Veon через пару дней появится лента новостей от «НашКиев» и в перспективе небольшой магазинчик БИО-пакетов для уборки за собаками от «ЛавГав» — это факт.

Юрий Гладкий
Соучредитель и CEO GRAPE Ukraine

Вывод на рынок мессенджера VEON — маркетинговый прием, чтобы удержать аудиторию с оператором, зарабатывать на будущих транзакциях, оплатах, трафике, продаже данных. 

Так как бизнес мобильных операторов сейчас находится в активной фазе трансформации, сталкивается с новыми глобальными конкурентами и технологиями, это попытка оставаться «важной кнопкой» в смартфонах пользователей, когда мобильная связь им в общем то и не нужна будет. 

Я верю в то, что с активной кампанией оператор соберет в своем мессенджере часть активных пользователей. У него для этого есть доступ к миллионам абонентов, данные об их поведении, есть важное для большого количества пользователей предложение общаться без тарификации внутри мессенджера, есть сеть магазинов, в которых Veon будет базово установленным приложением. Если раньше вы покупали SIM-карту с оператором, то с исчезновением физических «симок» в ближайшее время, у вас исчезнет даже информация о том, какой оператор предоставляет доступ к интернету. Это просто не будет иметь никакого значения. 

Чего не стоит ожидать — что он технически вряд ли будет лучше, чем Viber, FB Messenger, Telegram, Snap и пр. Даже при заявленных возможностях для пользователя платить через приложение, не стоит забывать о культуре оплат у населения и готовности довериться новому «приложению». Для оператора мессенджер пока не является профильным бизнесом, а капитализация отдельных конкурентов в этом рынке достигает стоимости всего бизнеса оператора. Игра будет интересной и дорогой.

Расскажите друзьям про новость