Результаты 2015 года по сравнению с ожиданиями:
Вначале года рынок находился в стагнации, существенных изменений никто не ожидал. Сложная экономическая ситуация в стране и ряд изменений в законодательстве повлияли на сокращение сегментов автопрома, уход активностей категории слабоалкогольных напитков.
Однако 2-ое полугодие продемонстрировало повышение интереса к нашему медиа. Избирательная кампания также внесла свою лепту в рост занятости на рынке Outdoor. В октябре-ноябре занятость сети сохранялась на уровне 95 % — это очень хорошие показатели. По нашим ощущениям, в 2015 году произошел переломный момент относительно падения: рынок постепенно начинает оживать.
Основные изменения в работе, вызванные кризисом:
С 2008 г., когда начался первый кризис, инвестиции в развитие сократились до минимума. Игроков на рынке сегодня более 700. Конкуренция часто ведется недобросовестно, мы наблюдаем сильный ценовой демпинг, который по факту сдерживает развитие отрасли.
Рынок сегодня перенасыщен количеством носителей. Сложная экономическая ситуация пока не обещает кардинальных улучшений. Непонятными остаются вопросы интеграции рекламных носителей в городское пространство. Но есть ощущение, что «дна» мы уже достигли и дальше только путь наверх.
Открытия, которые порадовали и расстроили:
Рынок почти не потерял в объемах — это неплохо. Социальная составляющая в рекламных кампаниях все чаще поддерживается рекламодателями — это радует. Повышение привлекательности наружной рекламы для малого и среднего бизнеса, рост заполняемости сети в регионах также можно оценивать как позитивный сигнал.
Расстраивает, пожалуй, отсутствие полноценного партнерского диалога бизнеса и городских властей. Огорчает и ценовой демпинг. Клиент хочет купить много и дешево, и здесь начинается торг: в борьбе порой предлагается цена ниже себестоимости.
Ключевые задачи и прогнозы на 2016 год?
Одна из задач — качественные изменения на рынке, которые предполагают усовершенствование носителей, а также повышение качества предоставления услуг операторами. Ну, и инновационные, интегрированные проекты, за которыми будущее. Следует обратить внимание на значение контента в наружной рекламе, который, на мой взгляд, является одной из главных составляющих наружки.
Относительно прогнозов, по нашему мнению, в 2016 году украинский рынок вырастет в объемах до 10%. Медиаинфляция в outdoor составит порядка 10–15%.
Ваш рейтинг городов как оператора наружной рекламы
В этом списке нет однозначных преференций. Относительно понятным городом для работы можно назвать Львов, где есть принципы взаимодействия с бизнесом. Хотя не все гладко с платежами и тарифами. Среди конструктивных городов можно отметить Черкассы, Луцк. Последний, кстати, единственный город, который пошел навстречу операторам, и снизил тарифы на размещение носителей в текущем году.
Изменения 2020
Наша отрасль — часть общей экономики, и, естественно, как только начнется процесс подъема в стране, наружная реклама сможет развиваться более активно. На рынке останутся компании, для которых этот бизнес является профильным, которые готовы к инвестициям, развитию отрасли.
Из трендов будущего:
— развитие digital-сегмента;
— автоматизированные закупки;
— повышение уровня исследований для сегментированной аудитории;
— развитие интегрированных решений, новых форм привлечения к наружной рекламе с помощью современных технологий;
— внедрение новые сервисов для улучшения городского пространства.
5 слов, которые «сделают» сферу
- Усовершенствование качества конструкций.
- Сокращение количества инвентаря.
- Медиаинфляция
- Улучшение нормативно-правовой базы.