Російський месенджер навряд чи піде в Україні (эксперт имеет в виду, что VimpelCom Ltd. основал в 1992 году в Москве Дмитрий Зимин, это одна из первых компаний мобильной связи в России. — Ред.). І не тільки тому що війна, але й тому, що ринок уже розподілений між Viber, WhatsApр та Facebook Messenger. Росіяни намагаються маскуватися через санкції і підпсований імідж, але вуха все-одно стирчать. Я б не користувався таким месенджером.
Вчера поставил, вчера удалил. Мессенджер с неочевидной ценностью. Даже если таковая и существует, то, предполагаю, большинство пользователей о ней не догадаются. Это значит, что новому пользователю не понятно, чем VEON лучше других, но понятно, чем хуже — он новый и выглядит сложнее. Возможно, если бы onboarding был более простым, то сложностей у меня бы не возникло.
Запуск мессенджеров во времена бума мессенджеров, напомнил мне запуск соцсетей во времена бума соцсетей.
Не полетить. Ринок месенджерів дуже конкурентний і давно пройшов стадію раннього росту. Телеком-операторам для входження в цей ринок треба було стартувати роки 2-3 тому. Ну і ще було непогане вікно для можливостей в травні-червні 2017 року — коли обмежили доступ до російських соцмереж. Тоді частина молодіжної аудиторії шукала альтернативу, і в Україні був стрибкоподібний ріст завантаження додатків майже всіх месенджерів — Snapchat, Whatsapp і т.д.
Зараз, щоб переконати користувача завантажувати новий месенджер, необхідно пропонувати йому унікальні сервіси, яких ніхто не має. Причому сервіси повинні бути пов’язані з комунікаціями. Наразі я не бачу ніяких революційних новацій, які VEON привнесе на ринок.
«Вывод на рынок еще одного мессенджера — признак дурного тона» — это первое, что подумал я после начала массивной рекламной кампании Veon от «Киевстар». Но любопытство взяло верх, и я установил себе еще один, пятый по счету, мессенджер. После краткого изучения возможностей программы, я выделил ряд плюсов и минусов этой платформы, на статус которой и претендует мессенджер.
Из минусов:
— самый жирный минус — это полное отсутствие веб- и десктоп-версий;
— интерфейс пользовательских чатов существенно проигрывает существующим мессенджерам;
— российское происхождение, что странно на фоне запрета российских интернет-бизнесов в Украине;
— невероятно кошмарная рекламная парковая страница, как из 90-х. А ведь это витрина, которая призвала меня сделать первый шаг к установке;
— всего 9 из почти 500 моих «Киевстар»-контактов зарегистрировались в нем, да и то исключительно из сегмента IT и цифровых коммуникаций — что говорит о пока еще достаточно низком интересе к платформе среди ЦА.
Из плюсов:
+ бесплатный трафик внутри сети «Киевстар», значит приложение будет работать даже при отрицательном балансе;
+ хоть и ограниченный, но бесплатный роуминг в определенных странах;
+ возможность управления персональным профилем, проверки баланса и его пополнения без комиссии;
+ на удивление, неплохая реализация интерфейса каналов и ленты, а для меня это важно, как для издателя интернет-медиа.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у продукта может быть будущее только, если звезды удачно сойдутся. А время для запуска выбрано достаточно удачное — «Яндекс» и «Вконтакте» отключили, Facebook и Instagram для украинского малого и среднего бизнеса пока не предлагают ничего особенного, Viber вообще интересны исключительно крупные корпорации и бренды, WhatsUp на у нас почему-то не прижился, а для китайского аналога WeChat просто нет достаточного объема рынка. Остается только Telegram. Но его российское происхождение и отсутствие инвестиций в маркетинг на нашей территории может достаточно быстро поставить точку в развитии этой платформы.
Но самое приятное для меня то, что телеком-операторы наконец начинают принимать новую реальность, когда потребителям от них не нужно будет ничего больше, кроме доступа в интернет. И пытаются правильно флажки расставить на пути своих будущих потребителей, создавая продукты, которые формируют добавленную стоимость и повышают маржинальность. А значит, ожидаем в самое ближайшее время конкуренцию с аналогичными платформами от Life и Vodafone.
Буду ли я активным пользователем этой платформы пока не понятно. Но то, что в каналах Veon через пару дней появится лента новостей от «НашКиев» и в перспективе небольшой магазинчик БИО-пакетов для уборки за собаками от «ЛавГав» — это факт.
Вывод на рынок мессенджера VEON — маркетинговый прием, чтобы удержать аудиторию с оператором, зарабатывать на будущих транзакциях, оплатах, трафике, продаже данных.
Так как бизнес мобильных операторов сейчас находится в активной фазе трансформации, сталкивается с новыми глобальными конкурентами и технологиями, это попытка оставаться «важной кнопкой» в смартфонах пользователей, когда мобильная связь им в общем то и не нужна будет.
Я верю в то, что с активной кампанией оператор соберет в своем мессенджере часть активных пользователей. У него для этого есть доступ к миллионам абонентов, данные об их поведении, есть важное для большого количества пользователей предложение общаться без тарификации внутри мессенджера, есть сеть магазинов, в которых Veon будет базово установленным приложением. Если раньше вы покупали SIM-карту с оператором, то с исчезновением физических «симок» в ближайшее время, у вас исчезнет даже информация о том, какой оператор предоставляет доступ к интернету. Это просто не будет иметь никакого значения.
Чего не стоит ожидать — что он технически вряд ли будет лучше, чем Viber, FB Messenger, Telegram, Snap и пр. Даже при заявленных возможностях для пользователя платить через приложение, не стоит забывать о культуре оплат у населения и готовности довериться новому «приложению». Для оператора мессенджер пока не является профильным бизнесом, а капитализация отдельных конкурентов в этом рынке достигает стоимости всего бизнеса оператора. Игра будет интересной и дорогой.