Образ женщины в рекламе: «скромное» прошлое и пошлое настоящее
12 Июн 2020, 13:02

Образ женщины в рекламе: «скромное» прошлое и пошлое настоящее

Продолжение серии статей от агентства BrainTank о том, как представлен образ женщины в рекламе

Если реклама — двигатель торговли, то зачастую именно образ женщины — двигатель рекламы. Каким был этот образ, какой он сейчас и каким будет в будущем? Исследование данного вопроса в серии статей от агентства BrainTank.

«Секс у нас есть, у нас нет рекламы!»

34 года назад эта фраза имела одно значение, сейчас ситуация кардинально противоположная, но ее можно описать теми же словами. Давайте вместе разберемся — как же менялся образ женщины в отечественной рекламе.

В 1986 г. прошел легендарный телемост между женщинами из США и СССР. Тогда и случился хрестоматийный диалог — американка спросила: «У нас в телерекламе все крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?», а наша ответила: «Ну, секса у нас…секса у нас нет, и мы категорически против этого!». И тут же другая наша добавила: «Секс у нас есть, у нас нет рекламы!».

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Железный занавес давно пал, реклама теперь на каждом углу, но какая она и каков образ женщин в этой рекламе?

До войны

Вернемся на 90 лет назад и посмотрим макеты, которые выходили в газете «Дело». Конечно, прямой вульгарщины мы не встретим, но все другие признаки дискриминации — пожалуйста. Нужно прорекламировать мыло «Олень-Шіхт» — просто нарисуй 11 женщин, горбатящихся над тазиками. Т.е. прямая объективизация, когда женщина — не субъект, а просто «стиральная машинка».

довоенные постеры

Или другой пример — реклама бальзама «MAG Nr.1». Тут есть субъект Антонина и это хорошо. Но она говорит: «давным-давно использую бальзам и потому у меня такие красивые волосы». Вот вам и доисторический бодишейминг. Т.е. копирайтеру незачет, а вот дизайнеру — золотую медаль и молоко за вредность, просто представьте ТЗ: «взять 10 черно-белых пикселей и нарисовать женщину с красивыми волосами».

Интересное решение в рекламе мыла «Пальмолів» — комикс, сторителлинг, любовный треугольник… У Иванки были лучше черты, но Ирка каждый день использовала мыло на оливковом масле и в результате получила не только деликатную кожу, но и сердце мужчины!

И вот спрашивает Ирка у мужчины: «Почему ты выбрал меня, ведь вокруг так много более красивых и богатых?». А он ей отвечает: «Я уверен, что благодаря Твоему цвету лица, Ирка, буду Тебя всегда любить и будем мы счастливой супружеской парой»… Ну просто лютый бред, но такой наивный и милый.

MADE IN USSR

Сложно не противоречить закону о декоммунизации и без хвалебных эпитетов описать образ женщины в агитации, пропаганде и рекламе времен СССР. Если взять основные требования современных феминистов и феминисток, то практически все советские плакаты с изображением женщин получат высшую оценку.

реклама СССР

Здесь вам и женщина-судья, и агитка о равном праве выбирать и быть выбранными в депутаты, и 8-мартовский слоган «долой гнет и обывательщину домашнего быта»

Еще один вариант агитации и борьбы за равноправие — призыв к развитию. На одном плакате говорят, что именно грамотность — это залог раскрепощения. На другом — призывают женщин овладевать авиационной техникой. На третьем — демонстрируют гедонистические плоды финансовой грамотности.

реклама в СССР

Какое место определили для женщины американские рекламисты — можете посмотреть в первой части серии наших статей.

реклама в СССР

Если брать примеры рекламы товаров, то в большинстве своем все было очень просто и однотипно — картинка продукта и лицо улыбающейся женщины, вполне удовлетворенной этим продуктом. Другое дело — образ женщины. Зубную пасту рекламирует летчица, сыр предлагает сияющая продавщица, тарелку с пельменями держит дама в платье с рюшами!

Впрочем, чем дальше от Москвы и ближе к Европе, тем более свободной была реклама даже в СССР. Взять туже Ригу с ее одноименными мопедами и стиральными машинками:

реклама в СССР

В Украине тоже было немного свободней, а особенно в преддверии перестройки и развала Союза. Как пример милого протеста — огненно-красная дерзкая купешка от компании Запорожец и дама с электрогитарой. А вот реклама симферопольских телевизоров — это уже прямой сексизм и объективация. Впрочем, это было всего лишь начало:

реклама в СССР

Украина независимая

Если предыдущие примеры для многих были чем-то новым или хорошо забытым старым, то с современной трешовой рекламой каждый из нас встречался не раз, и не два, и не три… и не четыре…
Хотелось бы сказать, что все плохо в деревнях и небольших городках, но и районные центры, и областные, и сама столица — все города буквально накрыла волна безвкусицы. И ладно бы просто безвкусицы, но ведь она еще и обидная для многих:

Украина независимая

В импровизированном коллаже 8 кейсов, которые символизируют знак бесконечной тоски по дизайну и креативу. Продаешь бетон — ставь сиськи, продаешь интернет — ставь сиськи, гриль — сиськи… Не нравятся сиськи и хочешь чего-то «действительно креативного» — сделай макет про письки.

Конечно, есть другие темы и образы женщин, которые не удовлетворяют правозащитников и правозащитниц, но поверьте, они просто меркнут на фоне эротического помешательства. Кого винить — заказчика, маркетолога, модель, дизайнера? Закон гласит, что за все отвечает компания, которая выставляет такого рода рекламу.

Борітеся — поборете!

Если говорить о правовой стороне дискриминации, то нужно запомнить буквально две вещи:

1. Реклама не должна содержать информацию или изображения, которые нарушают этические, гуманистические, моральные нормы, пренебрегают правилами приличия (ЗУ «Про рекламу», ст. 7 «Принципы рекламы»).

2. Реклама считается дискриминационной по признаку пола и нарушает добросовестную маркетинговую практику, если:

а) Реклама изображает или описывает женщину или мужчину в качестве украшения или сексуального объекта, включая намеки на половые отношения и сексуальность людей, ничем не связанных с рекламируемым продуктом, и не имеющих прямых ассоциаций с потреблением рекламируемого продукта, товара, услуг и т.д. Нарушение усиливается, если сексуальность человека изображается или описывается унизительно и пренебрежительно через язык, позирование, вербальные или невербальные намеки и т.п.

б) Реклама считается дискриминационной по признаку пола, если она утверждает или намекает, что роль одного пола в социальной, экономической и культурной жизни ниже, чем другого. (Недискриминационная реклама по признаку пола, СОУ 21708654-002-2011).

Борітеся — поборете!

Т.е. важно понять, что есть вполне правовые методы защиты интересов и убеждений. Как отличный пример борьбы, можно привести работу Лиги защиты прав женщин «Гармония равных». За год компании «Украина без сексизма» активисты написали более 500-та жалоб на дискриминационную рекламу. Да, Госпродпотребслужба долго все рассматривает, да суды растягиваются на месяцы, но все же Цитрус оштрафовали на 6800 грн, а производителя «Еврорубероида» — на 2000 грн и т.д. и т.п.

Конечно, для бизнеса такие штрафы — это пыль. Но нужны ли репутационные риски и клеймо бренда, который нарушает закон и проигрывает суды правозащитным организациям?

ctrl+z

Битва на правовом поле — дело благородное, но куда быстрее и действеннее просто поднять волну в FB. К вашему вниманию нашумевшие кейсы с дискриминацией женщин и примеры переобувания компаний.

реклама цитрус

Скандальный «Цитрус» сам же постил сексистскую рекламу в FB и тут же писал, мол мы против такого, такие макеты не прошли наш кастинг. Маневр уровня средней школы, когда один парнишка другому говорит: «Я б сказал, что ты дурак, но не буду».

Или вот OTP Bank решил проявить креатив и запостить макеты потенциальной рекламы. Конечно, тут же FB-комментаторы «насовали им в лизинг немытых дебетов». Банкирам пришлось извиняться и на ходу придумывать историю о том, что это просто была проверка, а на самом деле мы белые и пушистые.

реклама OTP банка

Даже некоторые политики настолько… Настолько креативные, что раздеваются и пишут: «Чтобы добиться вашего внимания — мы должны играть по новым правилам. Мы готовы! Нам есть что показать!».

реклама Сила людей

Ну и куда же без легендарной Пельменной со слоганами «Бьет — значит любит» и «Только не на лицо. Слова, про которые можно забыть, наслаждаясь пельменями». Интересно, есть ли люди, которые действительно верят, что пельменная с рынка специально запустила провокационную рекламу, чтобы привлечь внимание к проблемам сексизма и домашнего насилия?

реклама пельменной

Не выводы

Результаты исследований Kantar TNS говорят, что половина опрошенных наблюдают стереотипную подачу образа женщин и мужчин в рекламе. Четверть людей замечают использование сексизма для привлечения внимания аудитории (36% не видят проблем с сексизмом). При этом 45% опрошенных говорят, что сексизм в равной мере касается мужчин и женщин, но 44% отвечают, что проблемы именно с образом женщины.

Результаты исследований Kantar TNS

Другой опрос Kantar TNS говорит, что если в 2017 г. с дискриминацией стыкались 31% женщин, то в 2018 — 24%. Уменьшилось и количество мужчин, которые не считают гендерную дискриминацию проблемой, в 2017 г. их было 56%, а в 2018 — 45%.

Результаты исследований Kantar TNS

В общем радоваться пока рано, но положительные тенденции определенно есть. Заказчики и рекламщики начинают развивать свое чувство вкуса. Меняется законодательная база и правозащитные организации могут в судах отстаивать свои идеалы. Социальные сети становятся той лакмусовой бумажкой, которая за считанные секунды оценит любой креатив и выдаст свой вердикт. И мы вот, надеемся, внесли свою лепту в наше общее дело по развитию рекламного рынка и мира во всем мире.

За продолжением темы следите на страницах ММR и BrainTank.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость