23 Ноя 2021, 14:10

ADAMI Media Prize: «царь» баллотируется в мэры Тбилиси, лав-стори грузина и украинки

ADAMI Media Prize стала самой значимой медийной премией, посвященной культурному разнообразию в регионе Восточного партнерства и Европейского Союза. ADAMI Media Prize была создана в 2015 году с целью поощрения кинематографистов, журналистов и профессионалов в области аудиовизуальных средств массовой информации в странах Восточного партнерства (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина) продвигать темы миграции, толерантности и культурного разнообразия. 

Штефан Тольц, основатель и директор ADAMI Media Prize, рассказывает про историю создания премии и оценивает украинский медиарынок.

Как возникла премия ADAMI Media Prize, посвященная культурному разнообразию?

Мы решили создать эту премию, чтобы стимулировать работу СМИ, теле- и кино- профессионалов в направлении освещения тем разнообразия в 6 странах Восточного партнерства и тем самым облегчать их общение и взаимопонимания.

Цель премии — призвать средства массовой информации противостоять сообщениям о ненависти и невежестве, а также создать платформу для налаживания контактов и обмена опытом между профессионалами средств массовой информации в регионе и Европе.

Слово ADAMI происходит от грузинского слова «адамиани» (ადამიანი) — «человек», который сам по себе, происходит от имени первого человека, библейского Адама. Это значит, что самое главное ценность для нас — человек, независимо от его расы, этнического происхождения, культурной или религиозной принадлежности. Для нас разнообразие является главным, это то, что нас объединяет. Именно люди, их судьба, разные и интересные, стоят за каждой темой, за каждым проектом.

Приз финансируется Министерство иностранных дел Германии и программой Восточного партнерства ЕС.

Как медиапроекты помогают повысить толерантность в обществе?

Главное для нас — как в продукте раскрыта тема этнического, культурного и религиозного разнообразия.

Мы рассматриваем все форматы и жанры, которые создаются в пространстве СМИ в видеоформате — будь то новость, телешоу, телесюжет, веб-сайт или блог, документальный фильм и т.д. У каждого из них есть свой зритель.

Главное для нас — как в продукте раскрыта тема этнического, культурного и религиозного разнообразия. Насколько актуальна и корректно она предоставлена. Некоторые проекты очень эмоциональные, раскрывают проблемы, которые иногда очень глубоко сидят в нашем обществе. Журналисты или представители СМИ из этих стран видят и создают уникальные медиапродукты, которые действительно меняют человеческие отношения.

Вот, к примеру, проект из Украины — «Моя национальность — Одессит». Здесь мирно живут люди разных национальностей, культур и религий: украинцы, евреи, русские, молдаване, армяне, немцы, греки… список можно продолжить. Но если их спросить «Кто вы по национальности?», они с гордостью ответят: «Я – одессит!».

Конечно, не всегда проекты рассказывают добрые и положительные истории, очень часто мы видим трагические, но это ведь тоже наша реальность, мир, в котором мы живем. Снова приведу пример украинского проекта «Враги по крови» — это история двух братьев, которые оказались по разные стороны баррикад, один воевал в украинской армии другой — в российской.

С помощью каких активностей премия продвигает темы миграции, толерантности и культурного разнообразия?

Помимо нашего основного конкурса, мы организовываем разные мероприятия, на которых всегда присутствуют представители медиа- и кинопроизводства как из стран восточного партнерства, так и профессионалы и эксперты из Европы. Например, одно из мероприятий прямо так и называется — ADAMI Dialogue. Эксперты встречаются друг с другом, чтобы обменяться знаниями и обсудить новые стратегии работы с темами разнообразия. Например, в этом году в Кельне мы встретились в формате «ADAMI Dialogue — Сериалы». Кстати, Украина была представлена двумя компаниями — «FILM.UA» и «1+1».

Рассматривалась важность внедрения тем культурного разнообразия в художественных телесериалах. Европейские вещатели показали примеры своих работ и своей стратегии. Также эти диалоги очень полезны тем, что налаживается коммуникация и  перспективы партнерства между профессионалами медиа, как среди стран восточного партнерства так и с европейским коллегами. Согласитесь, это очень важно. 

ADAMI Talks проводится в сотрудничестве с университетами для создания диалога между студентами, приглашенными специальными гостями, профессионалами СМИ и их аудиторией.

ADAMI Showcase — показ победителей конкурса ADAMI Media Prize на международных кинофестивалях. Например, мы организовали ADAMI Showcase на Международном фестивале документального кино и анимации в Лейпциге DOK LEIPZIG, где показали украинский фильм «Из Крыма в Сибирь: как Россия мучает политзаключенных Сенцова и Кольченко» (специальная Премия ADAMI 2018. Документальный фильм был снят в 2018 году «Громадським ТВ», автором и режиссером являются Анна Цыгима и Анджелина Карякина.

ADAMI Fellowship — каждый призовой год у молодого журналиста есть возможность выиграть месячную стипендию на французско-немецком культурном телеканале ARTE в Страсбурге, MDR в Лейпциге или Deutsche Welle в Берлине.

ADAMI Tandem объединяет новостных журналистов из стран Восточного партнерства со своими коллегами из ЕС, чтобы сформировать тандемы и совместно подготовить новостные репортажи, которые транслируются в обеих странах-участницах.

Adami Studio — тренинги по разным направлениям создания продукта, будь то корректировка сценария, особенности монтажа, драматургия сюжета. Представители из стран Восточного партнерства имеют возможность ознакомиться с продукцией друг друга, и что очень важно, работать над усовершенствованием своих проектов под туторством международными экспертов.

ADAMI FOCUS это новая инициатива, возникшая из-за ситуации с Covid-19 регуляциями и изоляциями. Дискуссия со знаменитыми и уважаемыми людьми в формате Zoom. Думаю, не всегда есть возможность послушать и задать вопрос лауреату нобелевской премии.

ADAMI FOCUS на тему «Смелость в медиа — как журналисты могут улучшить диалог с обществом на тему культурного разнообразия» мы организовали со Светланой Алексиевич — журналисткой, историком и писательницей из Беларуси. В 2015 году ей была присуждена Нобелевская премия по литературе. Модератором встречи был представитель из Украины Юрий Макаров 

В чем особенность проектов, которые подавались на питчинги в этом году?

В 2021 году, мы не стали объявлять наш традиционный конкурс, так как учли тот факт, что весь прошедший (и частично этот) год прошел под знаком локдаунов. Мы решили объявить о новой инициативе «АДАМИ — продвижение проектов». Если на нашем традиционном конкурсе оценивались завершенные продукты, в этом году рассматриваем проекты, нуждающиеся в развитии и завершении. Принимались любые жанры и форматы, главное было максимально раскрыть и показать темы культурного, религиозного, этнического разнообразия.

Если на нашем традиционном конкурсе оценивались завершенные продукты, в этом году рассматриваем проекты, нуждающиеся в развитии и завершении.
Штефан Тольц
основатель и директор ADAMI Media Prize

В Кельне международное жюри отобрало 8 лучших проектов. Например, есть удивительная и очень трагическая история дагестанской женщины, которая подвергалась насилию в течение всей своей жизни. Ее заставляли рожать детей, которых отбирали при рождении и продавали. Проект так и называется — «Дагестанская пленница».

Или, например, есть история «царя» одной из африканских стран, «коронованного» уже на Кавказе. Он прибыл в Грузию почти 25 лет назад, женился на грузинке, выучил грузинский язык и в этом году баллотировался в мэры Тбилиси. Кстати, очень занятная история.

Есть история людей разных национальностей, которые оказались в Лондоне из-за пандемии, вынуждены жить вместе и помогать друг другу пережить трудности.

А украинский онлайн-видеопроект «Дуду и Лала» представляет прекрасную и романтическую историю любви и творчества мужчины из Грузии и женщины из Украины. 

10 декабря все финалисты будут представлены международному жюри в прямом эфире на общественном грузинском канале, с вещанием на несколько стран восточного партнёрства, по стриму и соцсетям, они постараются доказать уникальность и ценность своего проекта. Также в этом году мы впервые организовали краудфандинговую систему для проектов-номинантов.  

Насколько активно Украина принимает участие в ADAMI Media Prize?

Украина является крупнейшим медиарынком в Восточной Европе, а также практически хабом.

Мне очень приятно отметить активность украинских медиаработников в конкурсах и инициативах ADAMI Media Prize. Со дня основания премии на протяжении 7 лет мы поддерживаем творческие и рабочие отношения со многими украинскими медиа-продакшнами, продюсерскими и телекомпаниями. 

В 2018 году мы организовывали жюри-сессию в Одессе. Кстати, первая жюри-сесиия состоялась в Киеве в 2015 году. В том же году, на церемонии награждения победителей, нашим послом мира была Джамала, которая выступила с музыкальным номером. В 2016 году финал ADAMI Media Prize проходил в Киеве. Так что с Украиной нас связывают очень активные, плодотворные отношения.

Украина — очень интересная и самобытная страна с точки зрения культурного, религиозного, этнического разнообразия. С одной стороны, вы находитесь на активном пути освобождения от советского менталитета, с другой — сохранили идентичность и аутентичность, которые вас так характеризует.

Украина является крупнейшим медиарынком в Восточной Европе, а также практически хабом. Вы стали создавать высококачественный видеоконтент, все более совершенствуя его. Мы очень рады, что работы украинцев в числе наших победителей и номинантов.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео