Все знают, кто сформировал PR ХХ века — такие люди как Бернейс и Айви Ли с их открытиями. А кто или что сформировал коммуникации ХХІ века и последних 5 лет? Человек, тренд, явление.
Мне кажется, что здесь будет правильно говорить не о людях, а о явлениях.
Первое — это само понятие технологий и доступность информации. В частности, соцсети для нас, как коммуникаторов, полностью перевернули мир. И с точки зрения быстроты доставки информации, и с точки зрения стоимости ошибки, которая теперь намного больше. Если раньше вы рассылали пресс-релиз в тридцать СМИ по факсу и, при необходимости, могли точечно их прозвонить и сказать мол простите, мы ошиблись, то теперь технологии могут сделать любую ошибку — ошибкой вселенского масштаба.
Второе явление также связано с развитием технологий и доступностью информации — это само понятие фейковости и недостоверности, которое сейчас вышло на новый уровень. Сегодня мы оперируем в таком информационном поле, где не просто приходиться доказывать свою правоту, а еще и саму достоверность информации. Либо же приходится работать не против информационных атак конкурентов, выстроенных на фактах, а против фейковых новостей. Это огромная индустрия, против которой начинают бороться такие монстры, к примеру, как Facebook. И очевидно, что пока они не знают, как решить этот вопрос.
По сути, развитие технологий, доступность информации и появление фейковости, как части нашей реальности — полностью изменило ту парадигму, в которой работают коммуникаторы. Мне кажется, что это одна из причин, почему сейчас уходит разделение между понятиями PR и маркетинг и мы приходим к тому, что появляется одна объединенная профессия коммуникатора.
Если не ваша работа — то PRом чего или кого вы хотели бы заниматься?
Работа в медиагруппе — это реализация всех самых смелых фантазий любого коммуникатора, потому что в этой сфере количество вызовов, кризисов и возможностей для реализации своих идей в разы больше, чем в любой другой.
Мне кажется, что если бы не PR, то я бы реализовывала себя в кулинарии, книгоиздательстве или рекрутинге, потому что с точки зрения коммуникаций, я уже работаю в лучшем месте, которое можно себе представить.
Что бы вы назвали кейсом вашей жизни? И речь сейчас не только о работе.
Моя семья — это самый главный «кейс» в моей жизни. Рождение ребенка — событие, которое меняет все и тебя навсегда. Это не разовые изменения, тебе приходится меняться каждый день. К тому же, все навыки, которые ты используешь в работе для кризис-менеджмента, управления людьми и ценностного развития персонала — отлично тестируются дома каждый день.
Каких компетенций как «пиарщику» вам не хватает?
Мне кажется, что мне не хватает эмпатии. Но с другой стороны, это очень тонкая грань.
В профессии с таким огромным количеством кризисов, если у специалиста слишком сильно развито это чувство — его можно очень легко вывести из состояния равновесия и ввести в какие-то психозы. С другой стороны, отсутствие должного уровня эмпатии может рассматривается, как определенная жестокость.
Я конечно склоняю свою личность ко второму варианту и это то, над чем бы мне, наверное, стоило работать.
Кто из спикеров марафона вас челленжит? Чья экспертиза особенно интересна?
Я считаю, что все участники марафона молодцы и работают в отраслях или компаниях, где можно делать большое количество изменений.
На мой взгляд, безумно интересная работа у Миши Василенко, который работает в «Укрпочте». Это как раз те возможности, когда ты, как коммуникатор, можешь участвовать в трансформации такой огромной компании, создавать невероятные изменения и отслеживать результат было-стало, а твои результаты влияют практически на половину населения нашей страны. Поэтому это очень интересный и классный опыт.
Мне всегда было интересно следить за работой Антона Гливинского. Считаю, что то, каким образом, очень четко попадая в ЦА, ребята открывали и запускали ЦУМ − достойно уважения. Во всяком случае, я очень внимательно и пристально следила за этой кампанией и мне было очень интересно. Тоже самое касалось всех их кризисов, которые были на Андреевском.
И конечно же сложно не отметить работу Алены Крывуляк и Анны Шарыгиной. Когда ты работаешь не просто с социальными вопросами, а социальными вопросами, которые сейчас настолько горячи в украинском обществе — тебе как коммуникатору требуется огромное количество не только профессиональных знаний, но и человеческой мудрости и взвешенности для того, чтобы продвигать свою тему, а не вызывать негативную реакцию. Которую, к тому же, достаточно легко получить учитывая специфику вопроса.