В канун Нового года MMR представляет серию выводов 2023 года. Первыми на 12 вопросов ответили маркетинг-директора известных компаний.
Сегодня собственными итогами и инсайтами делятся Екатерина Спивакова, руководитель департамента коммуникаций, PR и GR Kernel, Елена Деревянко, co-founder и партнер Агентства PR-Service, вице-президент Украинской PR-Лиги, д-р наук, проф., Елена Осипчук, PR-директор Socar, Сергей Биденко, репутационный и антикризисный советник.
1. Инсайт года
Реальность доказывает, что мир может быстро откатиться вспять.
Мы привыкли считать, что движение возможно только вперед. Однако реальность доказывает, что мир может быстро откатиться назад, причем к таким точкам, которые казались давно пройденными и недостижимыми. Это касается разных сфер — движения от демократии к авторитаризму, от свободы слова к цензуре, от диджитализации до полного отсутствия связи.
Быстроизменяемость всего реальна. Надо быть внимательными ко всем процессам вокруг нас и учиться вовремя реагировать на момент изменения.
2. Разочарование года
Илон Маск. Для меня это показательный пример того, что глобальный лидер — это и о большой ответственности. Как видим, инноватор может не только строить мир, но и разрушать его — одним словом или поступком. Сегодня уровень ответственности лидера мнений сверхвысокий. И то, что раньше быстро прощалось или забывалось, теперь оказывает необратимое влияние как на доверие к самой персоне, так и на имплементацию его идей, какими бы прогрессивными они ни были.
3. Тренд года
Возвращение к аутентичным украинским традициям, их углубленное изучение и четкое разграничение навязанного советским периодом и нашего настоящего. В этом году произошел настоящий бум просветительских культурных событий. Показательно, что мы не только узнаем больше об известном нам, но и открываем новое в культурном наследии Украины. Да, в этом году культурным открытием для меня стал Василий Кричевский — украинский художник, график и архитектор ХХ века. Он внес большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства Украины. Мне посчастливилось посетить его усадьбу на Полтавщине и своими глазами увидеть эскизы его графических работ.
4. Книга года
«Российско-украинская война. Возвращение истории» — книга Сергея Плохия, директора Украинского научного института Гарвардского университета.
5. Фильм/сериал года
«20 дней в Мариуполе» Мстислава Чернова.
6. Человек-открытие года из индустрии
Андрей Вадатурский, генеральный директор «Нибулон». Алексей Афанасьевич Вадатурский всю жизнь посвятил развитию агробизнеса и речной агроинфраструктуры и внес большой вклад в развитие всей отрасли в частности. Для его преемника это был настоящий вызов — перенять такое наследие, еще и сделать это в условиях военного положения — сверхсложного периода для страны и ее агросектора. Несмотря на все сложности, Вадатурский-сын сохранил репутацию компании и доверие партнеров.
7. Событие года
Прекращение действия Зерновой инициативы и продолжение движения судов по Черному морю Украинским коридором. Это знаковое событие и для агроиндустрии, и для экономики Украины в целом. То, что экспорт морскими путями работает, несмотря на систематические атаки россии на портовую инфраструктуру и даже вышел на рамки агроэкспорта — это еще один символ украинской смелости и стремления побеждать.
8. Персональное достижение года
В этом году я вошла в борды двух женских сообществ — Impact Force и Women Leaders for Ukraine. Эти общественные организации сосредотачиваются на проектах по ответственному лидерству, изменению социального поведения, долговременному социальному влиянию, созданию экономических возможностей для мелких и средних предприятий. Для меня почетно и ответственно стать частью подобных инициатив.
9. Компания года
Безусловно, это Kernel. 2023 — мой первый год в этой компании. У меня большой опыт работы в различных структурах, органах власти, в различных направлениях бизнеса, и Kernel поразил своей адаптивностью под быстро меняющуюся среду. Такая крупная и многокомпонентная компания поражает быстротой и качеством принятия решений и довольно коротким периодом их реализации и получения результата.
Мы мощно заходим в новые для нас сегменты, покупаем суда, реализуем проекты по энергоэффективности, заканчиваем строительство крупнейшего маслоэкстракционного завода в Европе — и это лишь часть проектов, которые Kernel воплощает в очень непредсказуемые для украинского бизнеса времена.
10. Реклама года
«Етніка: українські художні промисли» — это информационная кампания о традициях и связи с предками, созданная при поддержке Министерства культуры и информационной политики Украины и канадского донорского проекта. Проект состоит из четырех вдохновенных роликов, посвященных уникальным украинским народным промыслам: решетиловская вышивка белым по белому, косовская рисованная керамика, гутничество и писанок. К созданию видео была привлечена дизайнер Ольга Навроцкая.
Видео об этих уникальных украинских ремеслах завораживают и вызывают чувство гордости за наше культурное наследие. Убедитесь в этом сами.
Однако для меня кроме просветительской миссии еще одно важное преимущество этой инициативы в том, что организаторы популяризируют эти промыслы, создавая спрос на них среди потребителей — например, их можно приобрести в ЦУМе.
11. Продукт года
Подсолнечное масло. В Kernel я открыла для себя этот продукт заново, посетив один из наших маслоэкстракционных заводов и подробно изучив процесс изготовления масла. В быту мы недооцениваем этот продукт, хотя должны им гордиться. Вокруг подсолнечного масла много мифов и, наверное, это тоже тот традиционный украинский продукт, о котором нам нужно узнавать больше и научиться ценить его, как это делает уже весь мир. Украина является мировым лидером по изготовлению и экспорту подсолнечного масла на мировые рынки, и мы в Kernel планируем сейчас большой проект, который поможет нашему потребителю лучше понять и почувствовать и сам продукт, и его роль в историческом наследии Украины.
12. Отраслевой прогноз на 2024 год
Старые инструменты для сбора донатов и освещения помощи ВСУ уже не работают, поэтому кампании будут еще более изобретательными и креативными. Будет появляться много необычных творческих и бизнес-коллабораций, иногда, возможно, очень неожиданных. Думаю, что выразительным акцентом для кампаний на широкую аудиторию станет тезис о том, что даже небольшие суммы важны. Важной остается роль СМИ в направлении освещения проектов помощи военным. На прессу возложена миссия удерживать на этом фокус внимания общества, а для этого тоже придется быть креативными в подаче, ведь это тоже их вклад в победу.
1. Инсайт года
Кризис политического лидерства в мире гораздо глубже, чем я думала раньше.
2. Разочарование года
К счастью, не случилось такое, потому что у меня нет привычки иметь иллюзии 😉
3. Тренд года
К сожалению, это все еще «не смотри вверх».
К сожалению, это все еще «не смотри вверх» как одновременно и естественная реакция людей на очень тревожные вызовы, так и искусственно навязываемая обществу безответственными decision-makers.
4. Книга года
Для меня «Аштавакра-Гита», потому что удалось найти достаточно времени на осмысление.
5. Фильм/сериал года
The Crown — потому что наконец вышел последний сезон.
6. Человек-открытие года из индустрии
Не повезло встретить.
7. Событие года
Как и в прошлом году, война.
8. Персональное достижение года
- Удалось упорядочить свои научные достижения в виде давно задуманного сборника «General Theory of reputation» — книга на английском, которая была представлена на London Book Fair. И уже дорабатываю этот текст для второго издания, другого по стилистике и целевой аудитории.
- Удачно прошла курс Creative Writing в Оксфордском университете.
9. Кампания года
Create Real Magic by Coca-Cola.
10. Реклама года
Barbie by Mattel & Warner Bros. — промо фильма и в значительной степени сам фильм.
11. Продукт года
ChatGPT, являющийся, пожалуй, наиболее обсуждаемой продуктовой инновацией.
12. Отраслевой прогноз на 2024 год
Ключевые тренды:
- сохранение объема рынка на текущем уровне;
- акцент на GR и антикризисных коммуникациях;
- эксперименты с AI;
- дефицит квалифицированных кадров;
- попытки постановщиков задач всех уровней сэкономить на PR-бюджетах.
1. Инсайт года
Мы жили без долгосрочных планов и стратегий и выжили.
2. Разочарование года
Последняя пресс-конференция Зеленского. Отсутствие планов огорчает.
3. Тренд года
КСО и формирование корпоративной благотворительности. Это уже часть стратегии брендов как крупных компаний, так и маленьких предприятий.
4. Книга года
Эмилия Гарт «Непокорные».
5. Фильм/сериал года
«Оппенгеймер». Коли не завжди можеш враховувати наслідки.
6. Человек-открытие года из индустрии
Александр Шевченко, Укрзалізниця.
7. Событие года
Возвращение скифского золота.
8. Персональное достижение года
Совершенствование селф-менеджмента.
9. Компания года
Укрзалізниця.
10. Реклама года
Superhumans. О совместном проекте компании SOCAR и Superhumans Center по сбору средств на высокофункциональные протезы для пострадавших от войны украинцев.
11. Продукт года
Детский фуд-бокс с Патроном на АЗК SOCAR.
12. Отраслевой прогноз на 2024 год
Произойдут изменения корпоративной культуры.
Ветераноцентричность. Мы привыкли жить в войне и готовы масштабироваться даже в таких неблагоприятных условиях. Произойдут изменения корпоративной культуры, и это будет происходить быстро, потому что времени на «раскачку» нет.
1. Инсайт года
Люди — самая ценная сила любой компании.
2. Разочарование года
Люди и медиа, которые публикуют или перепечатывают информацию без взвешенного анализа ее ценности и правдивости. Как следствие, это перерастает в хейт и уничтожает людей, компании, идеи и процессы.
3. Тренд года
Обращаться за помощью к коллегам и быть открытым оказывать такую помощь.
4. Книга года
«Everyday Communication Strategies: Manage Common Issues to Prevent a Crisis and Protect Your Brand». Автор — Amanda Coleman.
Прекрасно структурированная книга о кризисных коммуникациях. Ощущение дружеского разговора со специалистом по преодолению репутационных кризисов, в портфолио которого немало интересных и ярких историй преодоления кризисов.
5. Фильм/сериал года
Третий сезон сериала «Утреннее шоу» и мини-сериал Netflix об Арнольде Шварценеггере. Оба сериала показывают величие и хрупкость личности.
6. Человек-открытие года из индустрии
Юлия Петрик. Знакомы уже давно, но постоянно открываю для себя ее разные проявления силы, эмпатии, креатива.
7. Событие года
ВСЕ, что делали украинцы в этом году для Украины и людей.
8. Персональное достижение года
- Получил международную премию PRO PR Globe Awards.
- Продолжил работу над проявлением на международном уровне талантов и профессионализма украинских коммуникационников.
- Инициировал подачу заявок от украинских коллег на престижные конкурсы — ICCO Awards 2023, а также Davos Communications Awards 2023, где награды получили Вирослава Новосильная, основательница и CEO агентства SLOVA Tech PR, Киевский городской совет (Киев Цифровой), Новая Почта, Ukrain ДТЭК ВИЭ, украинская биржа WhiteBIT.
9. Компания года
Business StandUp и ее основательницы Наталья Дмитренко и Наталья Слепцова.
Каждый раз у них получается организовать событие высочайшего качества для нетворкинга, рефлексии и удовольствия!
10. Реклама года
«Новая почта» — «Завтра буде».
11. Продукт года
AI сервисы — для проверки гипотез и идей.
12. Отраслевой прогноз на 2024 год
Перманентный кризис — часть нашей жизни.
Перманентный кризис — часть нашей жизни. Поэтому важно для коммуникационных команд компаний и пиар-агентствам провести обучение для актуализации знаний и практических навыков антикризисных действий и защиты репутации.