Каким должен быть маркетинг, чтобы успешно преодолеть временные трудности
18 Июн 2014, 07:40

Каким должен быть маркетинг, чтобы успешно преодолеть временные трудности

Начало 2014 года, по утверждению исследовательской компании GfK Ukraine, ознаменовалось резким снижением индекса потребительских настроений.

Каким должен быть маркетинг, чтобы успешно преодолеть временные трудности

Начало 2014 года, по утверждению исследовательской компании GfK Ukraine, ознаменовалось резким снижением индекса потребительских настроений. В январе он составил 72,5, что является худшим значением с апреля 2011 года. А это означает, что многим компаниям сейчас придется несладко. О том, как сохранить уровень продаж — в журнале «Твой номер» №6/2014, который мобильный оператор «Киевстар» выпускает для малого и среднего бизнеса.

Сегодня украинцы больше сомневаются в целесообразности совершения крупных покупок. Соответствующие индексы снизились на 9,5 и 9,7. В результате, количество покупок с января этого года в большинстве товарных категорий сократилось. Но не все категории товаров страдают в одинаковой степени. Согласно исследованиям компании Pravda Research, можно условно выделить три группы товаров, от которых потребители готовы легко отказаться.

1. Критически чувствительны к кризису: финансовые услуги, недвижимость, автомобили, непродуктовая розница, горючее. По оптимистическому сценарию падение в этих категориях во время экономической турбулентности может составлять до 20%, по пессимистичному сценарию — 30-50%.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

2. Рисковые: техника, премиум-сегмент продуктов питания, пресса, красота и здоровье (салоны красоты, фитнес-центры, косметика).

3. Стабильные: продовольственные товары ежедневного потребления среднего и ниже среднего сегментов, промышленные товары ежедневного потребления среднего и ниже среднего сегментов (средства личной гигиены и бытовой химии), фармацевтика. По самому пессимистическому сценарию спрос на эти группы товаров может упасть максимум на 20%.

Что же делать, если ваша компания в зоне риска

Ищите новые возможности. Очень важно, уловив изменение конъюнктуры, прекратить «давить на газ» и отказаться от усовершенствования продукта, который «не выживет». Гораздо полезнее инвестировать в нечто потенциально перспективное. Например, в 90-е годы в России очень популярными были растворимые газированные напитки. Затем производители соков быстро вытеснили с рынка этот продукт. Однако владелец одного из брендов растворимых напитков Invite Сергей Выходцев успел отреагировать на изменение потребительских настроений, переориентировавшись на новые продуктовые категории, в том числе каши быстрого приготовления. После закрытия рынка растворимых напитков они были запущены в производство, и в 1999 году появился бренд «Быстров», который функционирует и по сей день.

Именно во время переломов в экономике появляются новые успешные компании. Например, если бы не кризис 2008 года, то интернет-магазин Rozetka.ua не был бы таким, каким мы его знаем сейчас. А сегодня на волне подорожания горючего предприниматели уже стараются завозить в Украину электромобили Tesla. И хотя пока для них не развита инфраструктура, однако при определенных благоприятных условиях рынок автомобилей может достаточно быстро и кардинально измениться.

Наблюдайте за соседними категориями. Иногда бывает так, что вроде бы спрос на ваш продукт не должен измениться, но его может потянуть вниз спад популярности другого товара, с которым покупатели привыкли потреблять «в паре». Например, на рынке снеков (сухарики, чипсы) сейчас неспокойно. Многие производители снеков годами привязывали свои маркетинговые стратегии к рынку пива, который динамично рос. Но сегодня он стагнирует, и поэтому снековые компании стремятся «отвязаться» от пива и не зависеть от колебаний спроса на него.

Обратите внимание на тренды. Например, сейчас актуально заботиться о своем здоровье. Любой продукт, который можно заподозрить в вредности, рискует вылететь с рынка, и, наоборот, полезен может оказаться на гребне волны. Еще один актуальный тренд — удобство не только в использовании, но и в процессе покупки, хранения и даже утилизации. Обратите внимание и на тренд «персонализация»: потребители любят, когда к их обслуживанию подходят индивидуально или по крайней мере удачно это имитируют. Социальные тренды (доверие к местным производителям, интерес к ретро и т.д.) сегодня также являются важными для потребителей.

Проведите стратегическую сессию и успокойте подчиненных. Как известно, у человека, который испытывает страх, под действием адреналина проявляется одна из трех реакций: нападать, убегать или оцепенеть. Именно эти реакции наблюдаются сегодня у многих бизнесменов.

Те, для кого характерна реакция «нападать», отвергают текущие дела и начинают хаотично искать новую точку приложения своих усилий. Причем чем дальше она от предыдущей деятельности, тем, на их взгляд, лучше, потому что это позволяет им забыть о том, как все плохо и создать иллюзию новых перспектив. При этом они могут убеждать себя и других, что сейчас время новых возможностей, отрицая тот факт, что находятся под влиянием эмоций.

Бизнесмены с адреналиновой реакцией «бежать», наоборот, начинают выводить деньги из бизнеса и сворачивать деятельность: увольнять людей, разрывать контракты, закрывать филиалы. Наконец, третья группа занимает выжидательную позицию: они мало появляются в офисе, избегают обсуждений и принятия решений.

Конечные потребители повторяют те же модели поведения, только на своем уровне. Одни начинают активно тратить, другие — сокращают потребление до минимума, третьи делают вид, что ничего не происходит, и продолжают действовать в привычном режиме.

Нужно это понимать и вместо того, чтобы паниковать — собраться и действовать. После исследования рынка и тех изменений, которые на нем произошли, проанализируйте ситуацию в вашей компании. Необходимо трезвым взглядом оценить адекватность существующей стратегии в новых условиях и откорректировать ее, если это необходимо. Начните с сессии стратегического планирования, если вы раньше этого никогда не делали. Привлеките к работе как можно больше сотрудников. Таким образом, вы убьете двух зайцев: заинтересуете людей, которые живут лишь тревожными новостями, работой и получите много свежих идей.

Топ-5 антикризисных советов

1. Откажитесь от диверсификации, сосредоточьтесь на поддержании основных бизнес-направлений.

2. Не злоупотребляйте скидками. Ищите пути продажи с самой большой маржой, используйте кросс-продажи.

3. Повышайте лояльность клиентов: делайте полезные подарки, предоставляйте хороший сервис.

4. Запускайте партнерские программы.

5. Ищите новые идеи, воплощение которых не требует больших бюджетов и способно вызвать вирусный эффект.

 

Расскажите друзьям про новость