Война и постоянное переживание опасности по отношению к себе или близким сделали нас зависимыми от новостей. Пик этого явления, конечно же, пришелся на первые недели войны. И здесь не нужно далеко ходить, стоит просто заглянуть в свой смартфон и увидеть, как вырос скрин тайм в тот период.
А что изменилось сейчас? Украинцы продолжают быть прикованными к новостным лентам в своих телефонах? Gradus Research в июне 2022 года провел национальный опрос по потреблению новостей, и я поделюсь с вами несколькими инсайтами из него.
Каждый второй украинец просматривает новости несколько раз в день
49% опрошенных утверждают, что знакомятся с общественно-политическими новостями два или более раза в день. Для сравнения, в августе 2020 года таковых было 40%.
В медиаменю номером один стали мессенджеры (Telegram, Viber и т.д.)
Они обгоняют сайты, телевидение и даже социальные сети, которые в 2020 году были крупнейшими источниками новостей. 69% украинцев потребляют новости именно там (в 2020 году их было 41%).
Одним из факторов столь высокой приверженности украинцев к потреблению новостей именно в мессенджерах стала их «реактивность». Иногда проходит меньше минуты между событием и тем, как оно становится новостью, которую один за другим публикуют популярные Telegram-каналы.
Менее очевидным фактором популярности мессенджеров как мест, где люди узнают актуальную общественно-политическую жизнь, является сам механизм подачи информации в формате сообщений.
Но у этой скорости есть и темная сторона — непроверенность информации. У Telegram-каналов нет строгой редакционной политики, жесткого фактчекинга и правила «трех источников». Каждый может стать там «репортером». И поэтому пользователи, которые полагаются только на мессенджеры как источник информации, могут стать жертвами дезинформации и скрытой пропаганды.
Психологически то, что якобы адресовано персонально человеку, заставляет его с большей вероятностью открыть его и пересмотреть, чем транслируемое на широкую общественность. «Интимность» коммуникации делает ее более эффективной.
Возвращаясь к другим источникам информации, сдвинутые с первого на второе место в рейтинге социальные сети набирают 63% голосов. За ними следуют информационные интернет-ресурсы с поддержкой 46% ответов опрошенных.
Национальные ТВ-каналы, ранее входившие в ТОП-3 источника потребления информации об общественно-политической жизни, занимают четвертое место. Их смотрят 34% граждан, чтобы получить актуальную информацию. Этот показатель упал на 13 пунктов, в то время как в 2020 году составлял 47%. Что касается местного телевидения, его продолжают смотреть 14% респондентов.
Почти не изменилась доля тех, кто узнает новости по общению с друзьями, соседями, коллегами — 30% в 2020 году и 29% опрошенных сейчас, или тех, кому о новостях сообщают члены семьи — 24% тогда и 23% сейчас.
Есть и те, кто новости не смотрит или читает, а слушает. 13% опрошенных узнают об актуальном из радио.
Так что украинцы продолжают быть вынужденно зависимыми от новостей. И это оказывает серьезное влияние на их потребительские настроения, на то, как люди планируют свою повседневную жизнь. Но это уже история для другого рассказа.
Опрос проведен исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении. Онлайн-панель Gradus отображает структуру населения городов с количеством жителей более 50 тысяч в возрасте 18-60 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региону. Период проведения поля: июнь 2022 года. Размеры выборки: 1000 респондентов.
Кавер: Unsplash