В канун Нового года MMR представляет серию выводов 2024 года. Первыми на 12 вопросов ответили маркетинг-директора известных компаний.
Сегодня собственными итогами и инсайтами делятся PR-эксперты Сергей Биденко, репутационный и антикризисный советник, Елена Осипчук, PR-директор Socar, Александра Гнатик, руководитель PR-направления EVA и EVA.UA, Ирина Шинкаренко, директор по маркетингу сети «Эпицентр», Алина Смышляк-Борода, директор по управлению репутацией и КСО Kormotech, и Елена Зубарева, директор по стратегическим коммуникациям корпорации Terwin, эксперт в сфере коммуникаций и устойчивого развития.
1. Инсайт года
Бело-золотого идеала не существует.
Компания или человек могут иметь одновременно и хорошую, и плохую репутацию. И это нормально, потому что бело-золотого идеала не существует.
2. Разочарование года
Наблюдение за тем, сколько энергии люди тратят на создание и поддержку публичных срачей, которые не приносят пользы ни одной из сторон ситуации.
3. Тренд года
Качественные образовательные программы для предпринимателей, которые создают новые межрегиональные сообщества.
4. Книга года
В большинстве своем перечитывал книги, которые люблю. Из новых книг прочитал только «Спросите Миечку» Евгении Кузнецовой. Потому бесконкурентная номинация 🙂
5. Фильм/сериал года
Сериал «Медленные лошади» — стабильно цинично и современно. О кризисах, реагировании на них и о человечности.
6. Человек-открытие года из индустрии
- Роман Загорняк — человек-позитив и гиперактив 🙂
- Анна Давыденко — наделала кучу крутых проектов и классно рассказывает об этом.
Отдельный респект за подкаст «Не під запис», который Анна делает совместно с Александрой Погорелой. Это действительно интересный проект, который приглашает думать.
7. Событие года
Все победы украинских коммуникационных проектов на международном уровне.
8. Персональное достижение года
- Стал членом европейской сети антикризисных агентств — CCNE (The Crisis Communications Network Europe).
- Много выступал на тему кризисных коммуникаций для образовательных, профессиональных и предпринимательских сообществ – Европейской бизнес-ассоциации, «Колайдера», Клуба руководителей служб безопасности, Запорожского университета, Бизнес-школы Университета Нобеля.
- Инициировал подачу заявок от украинских коллег на престижные конкурсы: ICCO Awards 2024, а также Davos PR Digital Awards 2024, где украинцы были представлены в шорт-листах и получили награды!
- Содействовал присутствию украинцев в зале и на сцене ICCO Summit 2024 в Стамбуле. Украинцы рассказывали об Украине и о невероятных проектах, которые создаются здесь и сейчас.
9. Компания года
Украфлора. Мой цветочный партнер, помогающий создавать отличное настроение.
10. Реклама года
Все коммуникационные активности ДТЭК, создающие ощущение, что в стране существует только эта энергокомпания;)
11. Продукт года
Grammarly. Реально эффективный помощник, который позволяет мне быть более эффективным в коммуникациях с международными коллегами.
12. Отраслевой прогноз на 2025 год
- Повышение антикризисной квалификации: компании будут инвестировать в обучение коммуникационщиков, которые примут задачу по противодействию репутационным кризисам.
- Создание антикризисной разведки: коммуникационщики начнут обучать своих сотрудников на всех уровнях распознаванию потенциальных рисков и системе информирования о них.
1. Инсайт года
Это вовлеченность. Подразумевается вовлекать вокруг себя людей/компании, работать с внутренним клиентом (персонал).
2. Разочарование года
Проваленный процесс мобилизации, ТЦК, «бусификация» и все, что с этим связано.
3. Тренд года
Учимся не конкурировать, особенно, где есть социальный маркетинг.
Коллаборации. И их будет еще больше. Учимся не конкурировать, особенно, где есть социальный маркетинг.
4. Книга года
Тимоти Снайдер «Превращение наций». История нашего государства была переписана и не раз. Последняя ее перепись была через призму советщины, поэтому интересно ознакомиться с альтернативным взглядом.
5. Фильм/сериал года
Посмотреть фильм или сериал сейчас – это большая роскошь. С удовольствием посмотрела сериал «Бумажный дом» — «Политический двор» США впечатляет.
6. Человек-открытие года из индустрии
Традиционно (на самом деле во второй раз) отдаю пальму первенства компании Укрзалізниця, их стойкости и Александру Шевченко.
7. Событие года
Выборы в США. Трамп — человек-пароход. С осторожным оптимизмом надеюсь, что он сможет помочь Украине окончить войну.
8. Персональное достижение года
Принять обстоятельства (в том числе жизнь в Украине) и быть в этих условиях эффективным как в профессиональной, так и в личной жизни.
9. Компания года
Новая почта — это яркий пример корпоративных коммуникаций. Они для меня самые лучшие и с точки зрения пользователя их услуг.
10. Реклама года
«Завтра буде» от Новой почты. Эмоционально, сильно, понятно.
11. Продукт года
Новая почта, которая покоряет Украину и мир. Масштабироваться в период войны — очень амбициозно.
12. Отраслевой прогноз на 2025 год
Война ускорила процессы интеграции инклюзии и крупные бизнесы начали внедрять или менять сервисную модель с учетом инклюзивности.
Социальный маркетинг. У большинства компаний уже много проектов, и их будет становиться только больше. Война ускорила процессы интеграции инклюзии и крупные бизнесы начали внедрять или менять сервисную модель с учетом инклюзивности.
1. Инсайт года
Значение корпоративной социальной ответственности продолжает расти. Из элемента PR, которым она в значительной степени была раньше, КСО превратилась в полноценное направление работы. Для бизнеса, который развивается в Украине, поддержка государства и общества сейчас — нечто столь же естественное и необходимое, как дыхание.
2. Разочарование года
Какие-то, наверное, были, но, к счастью, не столь глубокие и глобальные, чтобы включить их в итоги года.
3. Тренд года
Все, что привлекает положительное внимание к Украине, — ко времени.
Я думаю, что для нас это на несколько лет вперед — популяризация украинского. Он не новый, но мы должны этот тренд поддерживать. Искать новые формы коммуникации — более нативные. Самый яркий пример этого года — S.T.A.L.K.E.R. 2. Просто невозможно не отдать ему должное как инструменту культурного влияния. Кроме того, это, например, наша успешная представленность на мировых культурных и спортивных мероприятиях уровня «Евровидения», «Оскара», «Олимпиады». Все, что привлекает положительное внимание к Украине, — ко времени.
4. Книга года
Здесь есть сразу два варианта. «Триб» Мирослава Дочинца о карпатском мудреце Андрее Вороне, его философии и ценностях. Или же «Выбор. Принять возможное» Эдит Эгер. Это сложная и жизнеутверждающая книга о том, как человек может пережить самые трудные времена и преодолеть свою травму. Невольно проводишь параллели. Обе книги затронули именно тем, что побуждают к рефлексии и предлагают определенные ориентиры.
5. Фильм/сериал года
«Яремчук: Бесподобный мир красоты» режиссера Артема Григоряна.Это не просто документальная биографическая драма. Это история о том, как украинская культура даже под бетонной плитой «советского» выживала и давала миру настоящие шедевры. Сегодня мы открываем их для себя заново, а многие — впервые.
6. Человек-открытие года из индустрии
Я не могу назвать звезд, которые вспыхнули или по-новому засияли именно в 2024-м, но рада, что коллеги, которые в поле моего зрения, неизменно держат высокий уровень, и все по-своему крутые.
7. Событие года
Мы живем в таком водовороте событий, что выбрать одно невозможно. Да и наши эмоции настолько «перегретые», что задеть украинца чем-то глубоко и надолго стало в разы сложнее. Мы просто выхватываем вспышки в тумане. Последним ярким позитивом является победа Александра Усика и его выход с саблей Мазепы. Кстати, в начале года украинская лента впервые получила «Оскар». Хотя, ввиду контекста, эту победу сложно назвать радостной. Но сейчас, когда идет долгая полномасштабная война, для нас очень важны любые победы, в том числе спортивные и культурные, потому что они поднимают дух и создают сильный образ Украины. А кому как ни пиарщикам знать, что имидж имеет значение.
8. Персональное достижение года
Я стала пэтперэнтом для замечательной собачки Персика. Это моя самая персональная радость в 2024 году.
9. Компания года
Для меня — это EVA. Мы вместе уже больше 5 лет, потому что нас объединяют общие ценности. И то, как достойно компания проходит испытание времени, насколько она активна в помощи стране и обществу, для меня очень важно.
10. Реклама года
Etnodim «Своя сорочка». Потому что фактически это не реклама, а очень трогательная социальная кампания, показывающая путь к осознанию себя и своей идентичности.
11. Продукт года
Эмоциональную связь с брендом часто формируют необязательные трогательные «мелочи».
KPI коммуникационщиков измеряется не только в цифрах, но и в эмоциях аудитории, понимании потребностей клиентов. Эмоциональную связь с брендом часто формируют необязательные трогательные «мелочи». Недавно я умилилась, получив посылку из EVA.UA. Она — мой продукт года. Потому что в коробке пришли не только приобретенные средства, но и открытка работников склада, которые собирали товары. Я была в курсе, что наш HR-департамент запустил такую инициативу, чтобы показать, как работает состав, как выглядит команда. Не задумывалась, что открытка прилетит и мне. Меня непросто таким задеть, ведь я прежде всего оцениваю подобные вещи как пиарщик. Но здесь профессиональное уступило чистым положительным человеческим эмоциям.
12. Отраслевой прогноз на 2025 год
Будет сложно, но мы справимся, потому что по-другому никак.
Я думаю, что в коммуникациях сохранится значительный вес социальной составляющей. Компании продолжат активно развивать направление КСО и запускать новые проекты по помощи Силам обороны и гражданам. Также много внимания будет уделяться вопросам реинтеграции ветеранов. Не менее важны останутся проекты и коммуникации, посвященные инклюзивности и безбарьерности. К сожалению, это не те изменения, которые можно обеспечить легко и быстро. В целом, как всегда: будет сложно, но мы справимся, потому что по-другому никак.
1. Инсайт года
Бренды, которые демонстрируют социальную ответственность и поддерживаютстрану и людей, приобретают большую лояльность аудитории.
В Украине идет война, и все больше потребители обращают внимание, помогает ли бизнес стране и Силам обороны. Повышение роли социальной ответственности брендов будет только усиливаться. Потребители будут все больше обращать внимание на ценности, этические принципы компаний. Бренды, которые демонстрируют социальную ответственность и поддерживаютстрану и людей, приобретают большую лояльность аудитории.
2. Разочарование года
Конечно, все мы работали и продолжаем работать на победу и мир в Украине, но в 2024 году пушки не стихли, гибнут наши воины, мирные люди, мы теряем значительные территории и это самая большая грусть и разочарование. Верим, что новый 2025 принесет в нашу страну мир.
3. Тренд года
- Использование искусственного интеллекта (ИИ). ИИ стал неотъемлемой частью маркетинговых стратегий. В 2024 году компании использовали ИИ в 3-4 раза чаще, что помогало в анализе данных, персонализации контента и оптимизации бюджетов.
- Персонализированный маркетинг. Около 53% менеджеров по продажам считают персонализацию обязательным элементом стратегии. Сегментация аудитории и адаптация предложений к индивидуальным потребностям клиентов стали ключевыми для повышения конверсий и уменьшения процента отказов.
- Изменение поисковых предпочтений поколения Z. Около 60% представителей поколения Z для поиска товаров и услуг используют социальные сети, такие как Instagram и TikTok вместо традиционных поисковых систем. Это требует от брендов адаптации контента и SEO-стратегий под новые платформы.
- Спрос на длительный контент. Возрастает популярность подкастов и длинных видео, позволяющих глубже погрузиться в тему и удерживать внимание аудитории. Бренды активно используют этот формат для построения доверительных отношений с потребителями.
- Возрастает значение контента, созданное пользователями (UGC), поскольку он воспринимается как более аутентичный. Бренды поощряют клиентов делиться своим опытом, что повышает вовлеченность и узнаваемость.
4. Книга года
Поскольку едва ли не главным трендом 2024 года стало использование ИИ, то и книгой года считаю книгу Парми Олсон «Преимущество: ИИ, ChatGPT и гонка, которая изменит мир», ставшая лучшей бизнес-книгой 2024 года по версии Financial Times. Книга подчеркивает, что ИИ является одним из величайших изобретений человечества, способным радикально изменить разные аспекты жизни. Однако без надлежащего контроля и нравственных рамок его внедрение может привести к непредсказуемым последствиям. В целом «Преимущество» предлагает глубокий анализ современной гонки в сфере ИИ, освещая потенциальные преимущества и угрозы, связанные с этой технологией.
5. Фильм/сериал года
Мой фильм года — «Дюна: Часть вторая». Продолжение эпической саги режиссера Дени Вильнева, где Пол Атрид вместе с фрименами мстит за свою семью.
6. Человек-открытие года из индустрии
- Елена Руднева — директор Superhumans Centre, который помогает получить протезирование, психологическую поддержку и реабилитацию.
- Елена Ведмидь — основательница агентства Postmen, которая продолжила дело своего мужа Ярослава.
7. Событие года
Безусловно, для меня ключевым событием года стал web summit в Лиссабоне, где Эпицентр выступил главным партнером Министерства цифровой трансформации, подчеркнув свою роль в продвижении инноваций и цифровых технологий в Украине. Также группа компаний «Эпицентр» впервые представила Epicentr Metaverse — первая в Украине ритейл-метавселенную, виртуальный торгово-развлекательный центр, сочетающий передовые технологии, экологически чистые решения и инновационный дизайн, создавая уникальный опыт для пользователей.
8. Персональное достижение года
Развитие Youtube канала Эпицентра, запуск подкаста с олимпийцами. В феврале у нас проходила крупная рекламная коммуникационная кампания в поддержку украинских производителей «Проєкт єдності і стійкості українських брендів». Многое произошло по укреплению устойчивого развития компании и укреплению партнерства с государством, профильными ассоциациями, международными партнерами.
9. Компания года
OpenAI — одна из крупнейших технологических компаний, работающая в области искусственного интеллекта, продолжает быть в центре внимания в 2024 году.
Из украинских компаний это группа компаний «Эпицентр», которая в этом году инвестировала в экономику страны миллиарды гривен, открывала новые торговые центры, развивала логистику, устанавливала солнечные электростанции и сеть электрозарядных станций.
Продолжая тему развития электрозарядных станций, отмечу украинскую компанию GO TO-U – первую цифровую платформу для электромобильности. Компания помогает двигаться электрокарам по всей стране, предоставляя бронирование доступных зарядных станций и доступ к объектам и услугам во время зарядки.
10. Реклама года
Лучшей рекламной кампанией года считаю проект Эпицентра «Підтримуємо Олімпійську збірну». Компания «Эпицентр» активно поддерживала украинских спортсменов во время Олимпийских игр 2024 года в Париже, реализовав ряд инициатив: подкаст «Hot Olympic Talk», официальную форму для олимпийской сборной; поддержку детского спорта.
11. Продукт года
Бесспорно, это генеративный ИИ. Нет сомнений в том, что «главной звездой» в этом году был именно он. Всего год назад ChatGPT был игрушкой для энтузиастов, а уже сегодня воспользоваться браузерными сервисами может любой пользователь. Миллионы людей каждый день используют его в рабочих задачах. Следующий этап в создании контента — генерация аудио, фото и видео. Если генерация аудио и фото уже была доступна (хотя и с определенными неточностями) в прошлом году, то создание видео оставалось более сложной задачей для разработчиков.
12. Отраслевой прогноз на 2025 год
Эти тенденции требуют от брендов адаптации и инноваций в подходах к рекламе, чтобы удовлетворить меняющиеся потребности и ожидания потребителей в 2025 году.
В 2025 году в области рекламы, по моему мнению, будут доминировать следующие ключевые тенденции:
- Креативность в соцсетях.
- Безопасность данных в генеративном ИИ.
- Устойчивость и маркетинг.
- Рост роли лидеров мнений.
- Инклюзивность в рекламе.
Эти тенденции требуют от брендов адаптации и инноваций в подходах к рекламе, чтобы удовлетворить меняющиеся потребности и ожидания потребителей в 2025 году.