Выводы 2024 года: 12 вопросов к PR-экспертам
30 Дек 2024, 16:32
PR

Выводы 2024 года: 12 вопросов к PR-экспертам

В канун Нового года MMR представляет серию выводов 2024 года. Первыми на 12 вопросов ответили маркетинг-директора известных компаний.

Сегодня собственными итогами и инсайтами делятся PR-эксперты Сергей Биденко, репутационный и антикризисный советник, Елена Осипчук, PR-директор Socar, Александра Гнатик, руководитель PR-направления EVA и EVA.UA, Ирина Шинкаренко, директор по маркетингу сети «Эпицентр», Алина Смышляк-Борода, директор по управлению репутацией и КСО Kormotech, и Елена Зубарева, директор по стратегическим коммуникациям корпорации Terwin, эксперт в сфере коммуникаций и устойчивого развития.

Сергей Биденко
репутационный и антикризисный советник

1. Инсайт года

Бело-золотого идеала не существует.

Компания или человек могут иметь одновременно и хорошую, и плохую репутацию. И это нормально, потому что бело-золотого идеала не существует.

2. Разочарование года

Наблюдение за тем, сколько энергии люди тратят на создание и поддержку публичных срачей, которые не приносят пользы ни одной из сторон ситуации.

3. Тренд года

Качественные образовательные программы для предпринимателей, которые создают новые межрегиональные сообщества.

4. Книга года

В большинстве своем перечитывал книги, которые люблю. Из новых книг прочитал только «Спросите Миечку» Евгении Кузнецовой. Потому бесконкурентная номинация 🙂

5. Фильм/сериал года

Сериал «Медленные лошади» — стабильно цинично и современно. О кризисах, реагировании на них и о человечности.

6. Человек-открытие года из индустрии

  • Роман Загорняк — человек-позитив и гиперактив 🙂
  • Анна Давыденко — наделала кучу крутых проектов и классно рассказывает об этом.

Отдельный респект за подкаст «Не під запис», который Анна делает совместно с Александрой Погорелой. Это действительно интересный проект, который приглашает думать.

7. Событие года

Все победы украинских коммуникационных проектов на международном уровне.

8. Персональное достижение года

  • Стал членом европейской сети антикризисных агентств — CCNE (The Crisis Communications Network Europe).
  • Много выступал на тему кризисных коммуникаций для образовательных, профессиональных и предпринимательских сообществ – Европейской бизнес-ассоциации, «Колайдера», Клуба руководителей служб безопасности, Запорожского университета, Бизнес-школы Университета Нобеля.
  • Инициировал подачу заявок от украинских коллег на престижные конкурсы: ICCO Awards 2024, а также Davos PR Digital Awards 2024, где украинцы были представлены в шорт-листах и ​​получили награды!
  • Содействовал присутствию украинцев в зале и на сцене ICCO Summit 2024 в Стамбуле. Украинцы рассказывали об Украине и о невероятных проектах, которые создаются здесь и сейчас.

9. Компания года

Украфлора. Мой цветочный партнер, помогающий создавать отличное настроение.

10. Реклама года

Все коммуникационные активности ДТЭК, создающие ощущение, что в стране существует только эта энергокомпания;)

11. Продукт года

Grammarly. Реально эффективный помощник, который позволяет мне быть более эффективным в коммуникациях с международными коллегами.

12. Отраслевой прогноз на 2025 год

  • Повышение антикризисной квалификации: компании будут инвестировать в обучение коммуникационщиков, которые примут задачу по противодействию репутационным кризисам.
  • Создание антикризисной разведки: коммуникационщики начнут обучать своих сотрудников на всех уровнях распознаванию потенциальных рисков и системе информирования о них.
Елена Осипчук
PR-директор
Socar

1. Инсайт года

Это вовлеченность. Подразумевается вовлекать вокруг себя людей/компании, работать с внутренним клиентом (персонал).

2. Разочарование года

Проваленный процесс мобилизации, ТЦК, «бусификация» и все, что с этим связано.

3. Тренд года

Учимся не конкурировать, особенно, где есть социальный маркетинг.

Коллаборации. И их будет еще больше. Учимся не конкурировать, особенно, где есть социальный маркетинг.

4. Книга года

Тимоти Снайдер «Превращение наций». История нашего государства была переписана и не раз. Последняя ее перепись была через призму советщины, поэтому интересно ознакомиться с альтернативным взглядом.

5. Фильм/сериал года

Посмотреть фильм или сериал сейчас – это большая роскошь. С удовольствием посмотрела сериал «Бумажный дом» — «Политический двор» США впечатляет.

6. Человек-открытие года из индустрии

Традиционно (на самом деле во второй раз) отдаю пальму первенства компании Укрзалізниця, их стойкости и Александру Шевченко.

7. Событие года

Выборы в США. Трамп — человек-пароход. С осторожным оптимизмом надеюсь, что он сможет помочь Украине окончить войну.

8. Персональное достижение года

Принять обстоятельства (в том числе жизнь в Украине) и быть в этих условиях эффективным как в профессиональной, так и в личной жизни.

9. Компания года

Новая почта — это яркий пример корпоративных коммуникаций. Они для меня самые лучшие и с точки зрения пользователя их услуг.

10. Реклама года

«Завтра буде» от Новой почты. Эмоционально, сильно, понятно.

11. Продукт года

Новая почта, которая покоряет Украину и мир. Масштабироваться в период войны — очень амбициозно.

12. Отраслевой прогноз на 2025 год

Война ускорила процессы интеграции инклюзии и крупные бизнесы начали внедрять или менять сервисную модель с учетом инклюзивности.

Социальный маркетинг. У большинства компаний уже много проектов, и их будет становиться только больше. Война ускорила процессы интеграции инклюзии и крупные бизнесы начали внедрять или менять сервисную модель с учетом инклюзивности.

Александра Гнатик
руководительница PR-направления EVA и EVA.UA

1. Инсайт года

Значение корпоративной социальной ответственности продолжает расти. Из элемента PR, которым она в значительной степени была раньше, КСО превратилась в полноценное направление работы. Для бизнеса, который развивается в Украине, поддержка государства и общества сейчас — нечто столь же естественное и необходимое, как дыхание.

2. Разочарование года

Какие-то, наверное, были, но, к счастью, не столь глубокие и глобальные, чтобы включить их в итоги года.

3. Тренд года

Все, что привлекает положительное внимание к Украине, — ко времени.

Я думаю, что для нас это на несколько лет вперед — популяризация украинского. Он не новый, но мы должны этот тренд поддерживать. Искать новые формы коммуникации — более нативные. Самый яркий пример этого года — S.T.A.L.K.E.R. 2. Просто невозможно не отдать ему должное как инструменту культурного влияния. Кроме того, это, например, наша успешная представленность на мировых культурных и спортивных мероприятиях уровня «Евровидения», «Оскара», «Олимпиады». Все, что привлекает положительное внимание к Украине, — ко времени.

4. Книга года

Здесь есть сразу два варианта. «Триб» Мирослава Дочинца о карпатском мудреце Андрее Вороне, его философии и ценностях. Или же «Выбор. Принять возможное» Эдит Эгер. Это сложная и жизнеутверждающая книга о том, как человек может пережить самые трудные времена и преодолеть свою травму. Невольно проводишь параллели. Обе книги затронули именно тем, что побуждают к рефлексии и предлагают определенные ориентиры.

5. Фильм/сериал года

«Яремчук: Бесподобный мир красоты» режиссера Артема Григоряна.Это не просто документальная биографическая драма. Это история о том, как украинская культура даже под бетонной плитой «советского» выживала и давала миру настоящие шедевры. Сегодня мы открываем их для себя заново, а многие — впервые.

6. Человек-открытие года из индустрии

Я не могу назвать звезд, которые вспыхнули или по-новому засияли именно в 2024-м, но рада, что коллеги, которые в поле моего зрения, неизменно держат высокий уровень, и все по-своему крутые.

7. Событие года

Мы живем в таком водовороте событий, что выбрать одно невозможно. Да и наши эмоции настолько «перегретые», что задеть украинца чем-то глубоко и надолго стало в разы сложнее. Мы просто выхватываем вспышки в тумане. Последним ярким позитивом является победа Александра Усика и его выход с саблей Мазепы. Кстати, в начале года украинская лента впервые получила «Оскар». Хотя, ввиду контекста, эту победу сложно назвать радостной. Но сейчас, когда идет долгая полномасштабная война, для нас очень важны любые победы, в том числе спортивные и культурные, потому что они поднимают дух и создают сильный образ Украины. А кому как ни пиарщикам знать, что имидж имеет значение.

8. Персональное достижение года

Я стала пэтперэнтом для замечательной собачки Персика. Это моя самая персональная радость в 2024 году.

9. Компания года

Для меня — это EVA. Мы вместе уже больше 5 лет, потому что нас объединяют общие ценности. И то, как достойно компания проходит испытание времени, насколько она активна в помощи стране и обществу, для меня очень важно.

10. Реклама года

Etnodim «Своя сорочка». Потому что фактически это не реклама, а очень трогательная социальная кампания, показывающая путь к осознанию себя и своей идентичности.

11. Продукт года

Эмоциональную связь с брендом часто формируют необязательные трогательные «мелочи».

KPI коммуникационщиков измеряется не только в цифрах, но и в эмоциях аудитории, понимании потребностей клиентов. Эмоциональную связь с брендом часто формируют необязательные трогательные «мелочи». Недавно я умилилась, получив посылку из EVA.UA. Она — мой продукт года. Потому что в коробке пришли не только приобретенные средства, но и открытка работников склада, которые собирали товары. Я была в курсе, что наш HR-департамент запустил такую ​​инициативу, чтобы показать, как работает состав, как выглядит команда. Не задумывалась, что открытка прилетит и мне. Меня непросто таким задеть, ведь я прежде всего оцениваю подобные вещи как пиарщик. Но здесь профессиональное уступило чистым положительным человеческим эмоциям.

12. Отраслевой прогноз на 2025 год

Будет сложно, но мы справимся, потому что по-другому никак.

Я думаю, что в коммуникациях сохранится значительный вес социальной составляющей. Компании продолжат активно развивать направление КСО и запускать новые проекты по помощи Силам обороны и гражданам. Также много внимания будет уделяться вопросам реинтеграции ветеранов. Не менее важны останутся проекты и коммуникации, посвященные инклюзивности и безбарьерности. К сожалению, это не те изменения, которые можно обеспечить легко и быстро. В целом, как всегда: будет сложно, но мы справимся, потому что по-другому никак.

Ирина Шинкаренко
директор по маркетингу сети «Эпицентр»

 1. Инсайт года

Бренды, которые демонстрируют социальную ответственность и поддерживаютстрану и людей, приобретают большую лояльность аудитории.

В Украине идет война, и все больше потребители обращают внимание, помогает ли бизнес стране и Силам обороны. Повышение роли социальной ответственности брендов будет только усиливаться. Потребители будут все больше обращать внимание на ценности, этические принципы компаний. Бренды, которые демонстрируют социальную ответственность и поддерживаютстрану и людей, приобретают большую лояльность аудитории.

2. Разочарование года

Конечно, все мы работали и продолжаем работать на победу и мир в Украине, но в 2024 году пушки не стихли, гибнут наши воины, мирные люди, мы теряем значительные территории и это самая большая грусть и разочарование. Верим, что новый 2025 принесет в нашу страну мир.

3. Тренд года

  • Использование искусственного интеллекта (ИИ). ИИ стал неотъемлемой частью маркетинговых стратегий. В 2024 году компании использовали ИИ в 3-4 раза чаще, что помогало в анализе данных, персонализации контента и оптимизации бюджетов.
  • Персонализированный маркетинг. Около 53% менеджеров по продажам считают персонализацию обязательным элементом стратегии. Сегментация аудитории и адаптация предложений к индивидуальным потребностям клиентов стали ключевыми для повышения конверсий и уменьшения процента отказов.
  • Изменение поисковых предпочтений поколения Z. Около 60% представителей поколения Z для поиска товаров и услуг используют социальные сети, такие как Instagram и TikTok вместо традиционных поисковых систем. Это требует от брендов адаптации контента и SEO-стратегий под новые платформы.
  • Спрос на длительный контент. Возрастает популярность подкастов и длинных видео, позволяющих глубже погрузиться в тему и удерживать внимание аудитории. Бренды активно используют этот формат для построения доверительных отношений с потребителями.
  • Возрастает значение контента, созданное пользователями (UGC), поскольку он воспринимается как более аутентичный. Бренды поощряют клиентов делиться своим опытом, что повышает вовлеченность и узнаваемость.

4. Книга года

Поскольку едва ли не главным трендом 2024 года стало использование ИИ, то и книгой года считаю книгу Парми Олсон «Преимущество: ИИ, ChatGPT и гонка, которая изменит мир», ставшая лучшей бизнес-книгой 2024 года по версии Financial Times. Книга подчеркивает, что ИИ является одним из величайших изобретений человечества, способным радикально изменить разные аспекты жизни. Однако без надлежащего контроля и нравственных рамок его внедрение может привести к непредсказуемым последствиям. В целом «Преимущество» предлагает глубокий анализ современной гонки в сфере ИИ, освещая потенциальные преимущества и угрозы, связанные с этой технологией.

5. Фильм/сериал года

Мой фильм года — «Дюна: Часть вторая». Продолжение эпической саги режиссера Дени Вильнева, где Пол Атрид вместе с фрименами мстит за свою семью.

6. Человек-открытие года из индустрии

  • Елена Руднева — директор Superhumans Centre, который помогает получить протезирование, психологическую поддержку и реабилитацию.
  • Елена Ведмидь — основательница агентства Postmen, которая продолжила дело своего мужа Ярослава.

7. Событие года

Безусловно, для меня ключевым событием года стал web summit в Лиссабоне, где Эпицентр выступил главным партнером Министерства цифровой трансформации, подчеркнув свою роль в продвижении инноваций и цифровых технологий в Украине. Также группа компаний «Эпицентр» впервые представила Epicentr Metaverse — первая в Украине ритейл-метавселенную, виртуальный торгово-развлекательный центр, сочетающий передовые технологии, экологически чистые решения и инновационный дизайн, создавая уникальный опыт для пользователей.

8. Персональное достижение года

Развитие Youtube канала Эпицентра, запуск подкаста с олимпийцами. В феврале у нас проходила крупная рекламная коммуникационная кампания в поддержку украинских производителей «Проєкт єдності і стійкості українських брендів». Многое произошло по укреплению устойчивого развития компании и укреплению партнерства с государством, профильными ассоциациями, международными партнерами.

9. Компания года

OpenAI — одна из крупнейших технологических компаний, работающая в области искусственного интеллекта, продолжает быть в центре внимания в 2024 году.

Из украинских компаний это группа компаний «Эпицентр», которая в этом году инвестировала в экономику страны миллиарды гривен, открывала новые торговые центры, развивала логистику, устанавливала солнечные электростанции и сеть электрозарядных станций.

Продолжая тему развития электрозарядных станций, отмечу украинскую компанию GO TO-U – первую цифровую платформу для электромобильности. Компания помогает двигаться электрокарам по всей стране, предоставляя бронирование доступных зарядных станций и доступ к объектам и услугам во время зарядки.

10. Реклама года

Лучшей рекламной кампанией года считаю проект Эпицентра «Підтримуємо Олімпійську збірну». Компания «Эпицентр» активно поддерживала украинских спортсменов во время Олимпийских игр 2024 года в Париже, реализовав ряд инициатив: подкаст «Hot Olympic Talk», официальную форму для олимпийской сборной; поддержку детского спорта.

11. Продукт года

Бесспорно, это генеративный ИИ. Нет сомнений в том, что «главной звездой» в этом году был именно он. Всего год назад ChatGPT был игрушкой для энтузиастов, а уже сегодня воспользоваться браузерными сервисами может любой пользователь. Миллионы людей каждый день используют его в рабочих задачах. Следующий этап в создании контента — генерация аудио, фото и видео. Если генерация аудио и фото уже была доступна (хотя и с определенными неточностями) в прошлом году, то создание видео оставалось более сложной задачей для разработчиков.

12. Отраслевой прогноз на 2025 год

Эти тенденции требуют от брендов адаптации и инноваций в подходах к рекламе, чтобы удовлетворить меняющиеся потребности и ожидания потребителей в 2025 году.

В 2025 году в области рекламы, по моему мнению, будут доминировать следующие ключевые тенденции:

  • Креативность в соцсетях.
  • Безопасность данных в генеративном ИИ.
  • Устойчивость и маркетинг.
  • Рост роли лидеров мнений.
  • Инклюзивность в рекламе.

Эти тенденции требуют от брендов адаптации и инноваций в подходах к рекламе, чтобы удовлетворить меняющиеся потребности и ожидания потребителей в 2025 году.

Елена Зубарева
директор по стратегическим коммуникациям корпорации Terwin,
эксперт в сфере коммуникаций
и устойчивого развития

Расскажите друзьям про новость