В чужой монастырь со своим уставом
Рига встретила нас дождем, а Юрмала – пляжной погодой, Балтийское море искупало нас в 15-градусной слабосоленой воде, а песчаный пляж манил своей идеальностью. В маленьком зале вещали гуру рекламного бизнеса и крутые «креативы» для разноязыкой и не очень многочисленной группы рекламистов. Интереснее всего было слушать то, что сопровождалось живыми примерами. В этом плане особенно преуспели румыны – Адриан Ботан, креативный директор McCann Erickson (Румыния), привез много интересных роликов, а некоторые сюжеты были весьма пикантны. Россияне (Игорь Луц) безвозмездно, как всегда, выплескивали на уставшую к концу дня рекламистскую публику такой объем ценнейшей информации, которой бы хватило на недельный тренинг по управлению коммуникациями. В программе фестиваля ни одного просмотра работ – странно, и даже более чем. На выставочных стендах разместилось процентов 10 от всего объема присланных на фестиваль работ. Не находим половину наших работ, зато большая приятность – наш календарь весь полностью наклеили по одному листу на целую плоскость. Мучаемся в сомнениях – то ли сильно понравился, то ли повесили, потому что он был прислан в оригинале, не нужно было тратиться на печать. Сомнения развеиваются по мере осмотра всех работ – возле нашего стенда все время тусуются, фотографируют. Просим дать комментарии – эстонцы и латыши говорят, что очень смело, своим клиентам такое не смогли бы предложить. Интересно мнение жюри. Тем более что эта работа уже получила два приза на REXGallery-2006. Максим Лазебник не разделяет наш оптимистичный прогноз – по предварительным оценкам, Украине награды вообще не светят. Из общения с членом жюри Евгением Юновым (креативный директор Primary Saatchi & Saatchi , Беларусь) выясняются некоторые особенности работы судейства. Приоритет – сетевым и западноевропейским агентствам, жюри судит очень жестко, но призы у Украины будут – по предварительным оценкам много работ попало в шорт-лист, есть претенденты на золото и серебро, среди таких претендентов и наш календарь. Получению нами приза мешает очень серьезный «креативный фактор – не очень качественный продакшн календаря». Молча проглатываем этот факт – будет повод обсудить этот вопрос с клиентом, делаем выводы на перспективу… Если же сравнить уровень работ в целом, то, на мой взгляд, очень большое значение в работах латвийских, эстонских, финских, чешских РА придается элементам графики, так сказать «знаковости», а у восточных славян в приоритете – «образность». И, судя по всему, это заложено на уровне менталитета, это все равно что сравнивать наши культуры, разница чувствуется во всем. Наш фестиваль – это праздник со всеми присущими ему атрибутами и размахом щедрой славянской души, их фестиваль – это камерный концерт для чопорной аудитории. Уже по дороге домой, покидая эту зеленую и малонаселенную страну, я думала о том, что такая поездка стоит намного дороже потраченных на нее «евро», и даже если мы не привезем для Украины награды, то мы привезем нечто большее. В этом и есть суть развития, – т. е. движение к целям, которые трудно достижимы.