Полный профиль: как узнать все о клиенте на примере котиков
08 Июн 2018, 10:20

Полный профиль: как узнать все о клиенте на примере котиков

Эксперт OSDirect Марк Тесля о том, как получить полный профиль потребителя за один контакт

Эксперт OSDirect Марк Тесля продолжает делиться полезными лайфхаками в коммуникациях с клиентом. Сегодня он рассказывает, можно ли в офлайн-точке получить за один контакт максимум данных о потребителе, и называет три главных фактора эффективного сбора базы офлайн.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Полный профиль потребителя – за один контакт

В предыдущей статье мы говорили о консультантах, которые могут быть главным инструментом для сбора контактов потребителей в офлайн-точке. Можно ли увеличить КПД работы консультантов с точки зрения сбора базы? Получать не только контакты, но и возраст, потребности, состав семьи, опыт использования продуктов и другую информацию? Можно, если у клиента будет мотив сообщить эту информацию консультанту. 

В другой статье мы упоминали генераторы персональных рекомендаций, с помощью которых через веб-сайт можно получить намного больше информации о потребителе, чем просто контакты из формы подписки. Получить персональные рекомендации – это и есть мотив для потребителя заполнить анкету, рассказав о своих потребностях. А консультант в офлайн-точке – это тот же генератор рекомендаций: каждый день он выслушивает потребности клиентов, дает советы и предлагает решения. Что нужно добавить? Зафиксировать все это на бумаге или в электронной форме и отдать потребителю, оставив себе копию.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Разберем на примере зоомагазина, как может выглядеть весь процесс. В общем виде это анкета из трех блоков: 

1. Вводные данные и потребности: консультант отмечает вид животного, породу, возраст, стерилизован или нет, перенесенные болезни, особенности характера – ставит галочку или вписывает то, что не было предусмотрено в матрице. 

2. Рекомендации: консультант отмечает типы (и бренды) кормов, режим кормления, ухода, график прививок и приема антигистаминных препаратов. 

3. Контактные данные клиента и его подпись. 

Почти все здесь заполняет консультант в ходе разговора с клиентом, который своей рукой вписывает только контакты и ставит подпись. Одну копию консультант вручает клиенту, другую оставляет себе.

Что получает клиент? Во-первых, список конкретных рекомендаций, которые он сохранит и будет использовать. Во-вторых, персональные предложения и полезный контент, который зоомагазин будет направлять с учетом данных из анкеты. И еще знание о том, в каком магазине работают профи, которые с таким вниманием относятся к клиентам. 

Что получает зоомагазин? Лояльного клиента и его полный потребительский портрет, который поможет максимально эффективно строить коммуникации с клиентом.

Что будет дальше? Продолжая пример с зоомагазином, предположим, что клиент, заполнивший анкету, – владелец беспородного кота в возрасте 4 месяца. Кот еще не стерилизован, прививок не делали, из болезней был рахит. Что будет в коммуникациях? То, что и обещали, – контент и предложения, полезные персонально для владельца именно этого мурзика: 

* Презентация ассортимента: вместо всего каталога – только товары для котят. Релевантные виды корма от нескольких брендов, игрушки, наполнители для туалета, домики и когтеточки. 

* Ссылки на статьи: о том, как и чем кормить котят; о стерилизации; о гигиене и уходе. 

* Так как в анкете был упомянут перенесенный рахит – отдельно напишем и предложим витамины и другие товары для укрепления суставов и костей. На всякий случай сразу уточним: все подобные коммуникации – и смысл, и форма – однозначно должны проходить проверку ветеринара. 

* Плюс специальные предложения – скидки на конкретные товары для котят, подарки за их покупку, индивидуально сформированные бандлы (например, «корм + игрушка + витамины» по специальной цене).

Ну, и поскольку мы знаем возраст, то по мере взросления котенка, содержание коммуникаций будет меняться. Например, в нужный момент мы сможем рассказать котовладельцу о переходе на взрослый корм, расскажем все о его разновидностях. В общем, сделаем простые и правильные шаги, чтобы клиент оставался с нами как можно дольше – всю долгую (в том числе и благодаря нам) жизнь своего питомца. Но начинается все с анкеты, заполненной в ходе консультации. 

Такую механику консультации может усилить сэмплинг, которому была посвящена отдельная статья. Более того, он может быть неотъемлемым элементом сценария консультации и логичным ее завершением: консультант выясняет потребности, фиксирует рекомендации, фиксирует контакты – и вместе с копией анкеты выдает клиенту пробник продукта, который в точности соответствует рекомендациям. А также фиксирует в анкете – какой именно сэмпл был выдан. 

И если все бизнес-процессы, связанные с сэмплингом, настроены корректно, то коммуникацию с клиентом подхватывает триггерная рассылка – сначала благодарность за то, что согласились попробовать, потом просьба поделиться отзывом о продукте – и, наконец, предложение купить его (если покупки еще не было).

Три фактора эффективности сбора базы офлайн:
1. Персонал. 2. Персонал. 3. Персонал.

Консультанты пересекаются с клиентами на ключевом этапе потребительского пути. И только от них зависит объем и качество полученных данных. Поэтому, если кассиры и/или консультанты вовлечены в процесс сбора данных, они должны проходить обучение. Причем совершенно недостаточно добиваться только лишь знания сценария разговора и нужных словоформ. Целью обучения должно быть понимание всей важности базы данных для бизнеса и знание процессов, которые зависят от качества их работы.

Поэтому обучение персонала должно охватывать ответы на вопросы: 

* Почему данные клиента в принципе так важны для бизнеса. В чем ценность и возможности многоканальных коммуникаций. 

* В чем польза для бизнеса от всех дополнительных данных, которые может консультант получить в разговоре с клиентом. 

* Что именно будет происходить с данными, которые получает консультант. Какой путь проходит заполненная анкета, как обрабатываются данные для дальнейших коммуникаций. Речь не идет о глубоком изучении вашей CRM-системы. Консультантам достаточно хотя бы в общем виде знать, какие бизнес-процессы подхватывают заполненную анкету.

* И самое главное: насколько важно качество данных в заполненных формах и почему нужно обращать внимание на все, что вносит покупатель в форму. В том числе сразу проверять полноту и корректность анкеты, чтобы иметь возможность попросить клиента что-то откорректировать, пока он еще не ушел. Потом может быть поздно. Неразборчиво написан адрес электронной почты – некуда писать. Не хватает цифры в номере телефона – некуда звонить, в том числе для уточнения неразборчиво написанного имейл-адреса. Не будет подписи – нет права в принципе звонить или писать клиенту.

Все вместе позволит донести до ваших сотрудников, что заполненная форма имеет такое же, если не большее, значение, как и совершение покупки здесь и сейчас. Поэтому недостаточно заучивания скрипта: добивайтесь того, чтобы консультанты понимали, чего и почему от них ожидают. 

Но и этого мало. Чтобы система работала, ее нужно еще настроить и контролировать. Отслеживать показатели эффективности каждого консультанта и системы в целом. Регулярно (поначалу – ежедневно) замерять результаты работы каждого консультанта. Информировать всех членов вашей команды, как работает каждый из них по сравнению с другими. Проверять качество работы с помощью «тайных покупателей». Поощрять эффективных и дополнительно обучать отстающих (а в тяжелых случаях заменять или увольнять).

А если нет консультантов? А если у кассиров нет ни минуты свободного времени? А если у меня вообще нет собственной торговой точки, а только время от времени проводятся BTL-активности в ритейле? В этих случаях все равно у вас есть масса возможностей собирать данные о своих потребителях офлайн. Об этом – в следующем материале.

Расскажите друзьям про новость
Tracking Pixel