Тренды и прогнозы: стоит верить или «спасибо, кэп?»
17 Янв 2024, 14:18

Тренды и прогнозы: стоит верить или «спасибо, кэп?»

В бизнес-кругах сейчас самое время оценки достижений и активного планирования. Мы с вами ежегодно наблюдаем, как диджитал-сфера приобщается к этому, продуцируя подборки тенденций и профессиональных предсказаний. Копирайтер агентства Sasquatch Digital Владислава Андриянова проанализировала предварительные прогнозы, чтобы продемонстрировать, какие тренды оказались долговременными, а какие так и не оправдали ожиданий. А заодно и сформировала определенное понимание, предсказание каких источников следует учесть, если работаешь с контентом для бренда в Украине.

Тренд на ИИ

Самый крепкий тренд 2023 года. Каждый, кто причастен к работе с контентом, в этом году попытался применить возможности нейросетей для своих вижуалов или текстов. Наше агентство уже рассматривало раньше, кому это удалось эффективнее. А вот относительно прогнозов по поводу этого инструмента, то констатируем: мало кто ошибся.

Действительно, область синтетического контента взорвалась. Однако дальше генерации изображений для соцсетей украинских брендов ИИ не зашел. Почему? Похоже, сообщество слабо поверило в инструмент и не оценило его масштабы. В основном прогнозы были достаточно поверхностными, не хватило крепкого трендвотчинга. Никто не предполагал появление агентств, специализирующихся только на работе с искусственным интеллектом, изменение векторов и расширение функционала уже привычных инструментов, создание новых сервисов.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Все реже мы будем встречать в украинском контенте 100% синтетические изображения.

Прогнозируем, что дальнейшее применение ИИ станет для дизайнеров ежедневным делом, в частности, для ретуши и быстрой коррекции в Adobe Photoshop. Для контентных команд искусственный интеллект будет рутинным элементом на этапе брейнштормов и изготовления прототипов для клиентов. Все реже мы будем встречать в украинском контенте 100% синтетические изображения, которые оказались крайне кратковременным трендом. Креативные копирайтеры при этом продолжат доказывать свое преимущество над ИИ.

Тренд на короткие видео

Второй по популярности тренд во всех прогнозах на 2023-й – уменьшение продолжительности видеоконтента. Но ведь он настолько устойчив, что уже перемежается с очевидностью. Следует добавить, что у тренда есть и оборотная сторона. Он существенно влияет на статистику YouTube, ведь TikTok сейчас имеет выше этой платформы показатель просмотров, если речь идет о часах в месяц.

Развитие и усиление влияния сети TikTok окончательно вывели коротенькие видео в лидеры потребления и в Украине, и в мире. Еще одно упоминание об этом тренде лишь подтвердило все предыдущие прогнозы. А вот тем, кто будет подавать такую тенденцию, как новинку, мы бы не советовали доверять.

Тренд на VR / AR в соцсетях

Так, в прогнозах с 2021-го по 2023-й частенько озвучивали развитие тенденций VR / AR в соцсетях. Однако ни один из двух инструментов не стал общеактуальным для украинского диджитала. Наверное, из-за дорогостоящей разработки и низкой распространенности дополнительного VR-оборудования. Но при этом выделились бьюти- и фэшн-сегменты, для которых обновление AR-фильтров — почти обязательный инструмент взаимодействия с аудиторией.

Тренд на омниканальность

Построение коммуникальной коммуникации стало 100%-й обыденностью.

Если в этом году прочтете предсказания по омникальности, стоит усомниться в сроке годности текста. О повышении внимания к такому инструменту уместно было говорить в конце 2018-го. Аудитория давно имеет несколько точек контакта с брендом. Поэтому сейчас построение омниканальной коммуникации стало 100%-й обыденностью, а не прогнозируемым трендом.

Тренд на подкасты

Такой формат контента, как подкасты, получил распространение в украинском диджитале задолго до 2023-го. Однако некоторые источники прогнозировали ему рост и в нынешнем году. Более того, по данным сервиса Megogo за 2023 год, чуда не произошло. И хотя подкасты могут являться точкой длительного контакта с аудиторией и инструментом построения нишевой экспертизы, считать их горячим трендом не стоит.

В то же время в США наблюдаем положительные тенденции развития подкастов. Об этом свидетельствуют данные исследования Cumulus Media and Signal Hill Insights’ Podcast Download – Spring 2023 Report

Тренд на инфлюэнс-маркетинг

Еще один тренд типа «Спасибо, кэп». Следует доверять прогнозам тех источников, которые рассматривают инфлюэнс-маркетинг как отдельное течение с несколькими собственными направлениями, а не просто констатируют, что привлекать блогеров будет актуально. Здесь, безусловно, советуем дождаться Trendbook 2024 от IAB (достойный внимания и прошлогодний, если еще не видели).

Инфлюэнсеры в Украине вышли на уровень поп-звезд и совершают перекрестные коллаборации без привлечения брендов. Это уже не та ступень сотрудничества, когда блогер ищет себе заказчика и соглашается на любой контракт. К чему это приведет в 2024 году? 100% — к увеличению бюджетов для тех компаний, которые пожелают все-таки сделать своим лицом онлайн-селебрити.

Тренд на метавселенную

Этот тренд в новых обзорах можете считать индикатором осведомленности автора. Если вам предлагают создавать метавселенную вашего бренда, то целесообразнее переключиться на чтение более полезного контента. Ведь упоминание о подобных тенденциях пришло к нам из американских источников и переведено без адаптации к локальной реальности (кроме того, позже было опровергнуто).

В повседневной жизни украинского бизнеса говорить о концепции метавселенной неуместно. Это не только об использовании VR- и AR-технологий, но и о развитии цифровой экономики, которое вряд ли возможно при упадке экономики в целом.

Тренд на чат-боты 

Отказываться от обычных живых операторов или модераторов никто не торопится.

Тренд на взаимодействие с пользователем через чат-боты не оправдывает прогнозы и ожидания, которые возлагает на него бизнес. Даже крупные компании, например «Новая почта», Monobank или Rozetka, не закрывают потребности разговорного маркетинга с помощью этой технологии. Хотя у многих она реализована на доступных платформах и работает достаточно стабильно, отказываться от обычных живых операторов или модераторов никто не торопится.

Вероятно, интеграция OpenAI расширит возможности роботов. Однако это будет ведущей технологией продаж, без которой невозможен бизнес в 2024-м, мы бы не заявляли.

Тренды дизайна

Интересно, что из года в год прогнозы трендов дизайна почти в 100% попадают в яблочко! Следовало вдохновляться в 2023-м исследованием креативных тенденций от Depositphotos, Creative Boom, Adobe. Уже есть прогноз ключевых трендов в визуальных коммуникациях на 2024 год: Envato, Shutterstock, Vista.

Отслеживать тенденции обязательно даже брендам с самым жестким брендбуком.

Отслеживать тенденции обязательно даже брендам с самым жестким брендбуком. Визуальный контент давно положил на текстовые лопатки, поэтому следует держаться в тренде, чтобы оставаться заметными. Соответствие изображений актуальному контексту влияет и на взаимодействие с аудиторией. При этом важно поддерживать консистентность бренда, чтобы не потерять айдентику, вводя ультратрендовые элементы.

Непредсказуемое

Брендам следует прогнозировать свою реакцию на непредсказуемые изменения в коммуникациях.

Никто не предвещал кратковременный взрыв тренда на имитацию неигровых персонажей в стримах (а он вышел даже за пределы онлайна). Все предвкушали упадок текстовых платформ, а в 2023 году мы получили Threads. Брендам следует прогнозировать свою реакцию на непредсказуемые изменения в коммуникациях. И именно поэтому важно столь ответственно относиться к отбору источников, на которых вы строите свое гибкое представление о следующем году.

В этом скорее можно положиться на отраслевые объединения специалистов, чем на публикации малоизвестных агентств. Первые аккумулируют экспертизу лучших специалистов рынка, вторые нередко выдают за свои прогнозы перевод зарубежных СМИ без адаптации к местному контексту.

Кстати, здесь — самая большая подборка первоисточников с прогнозами на 2024 год в ряде отраслей — для вдумчивого анализа.  

Расскажите друзьям про новость