Пока некоторые государства запрещают TikTok, мы все ближе к его дну, поэтому CEO агентства Sasquatch Digital Роман Геращенко эксклюзивно для MMR анализирует новое явление с просторов этой соцсети.
Пользователи залипают, как новые селебы по их требованию демонстрируют сверхусилия по самокоординации и в ответ на виртуальные подарки мгновенно реагируют фирменными репликами и движениями. Покупаете в TikTok, например, виртуальное мороженое, дарите его в прямом эфире, а персонаж отвечает забавной фразой: «Мороженое… Бр-р-р! Холодно». Или есть монеты на более дорогой гифт — маску шерифа! Только дарите, а человек в шляпе и с усами демонстрирует движение заброса ласо и восклицает свое знаменитое: «Gang Gang». И так бесчисленное количество раз по кругу.
Речь, конечно, о NPC-стримах. О каких процессах в обществе свидетельствует это явление, на каком основании оно возникло и какие последствия может повлечь?
Тренд на деградацию появился на горизонте задолго до популярности TikTok. Однако платформа только упростила доступ к фастконтенту для пользователей. А для криэйторов стала комфортной средой благодаря легкой монетизации. На этом поле обильно уродилось NPC, и далеко не из-за гейм-стримеров.
Первой, кто появился в роли неигрового персонажа, была японка Natuecoco. После чего это дело популяризировала канадка Pinky Doll. Поговаривают, что ее дневной улов на стримах достигает 7 тысяч долларов. А вот раньше эта NPC- и OnlyFans-инфлюэнсерка зарабатывала офлайновым стриптизом без каких-либо «Ice Cream So Good» или «Yes Yes Yes».
@natuecoco 新しく出たギフトのリアクション🐈✨#ドミノピザ ♬ オリジナル楽曲 — 夏絵ココ👒💓無言配信
Еще одна NPC-икона Cherry Crush сделала себе имя на ASMR-видео. Несложно догадаться, что она там не кисточкой по микрофону водила. Кстати, делает она это в образе, буквально скопированном с косплеера и порноактрисы Belle Delphine, которая в свое время вывела на уровень тренд ahegao, заметно повлияв на культуру e-girls.
Последователи NPC-стримеров появляются по всему миру. Вопреки распространенному стереотипу это не только молодые женщины. Иногда и не молодые, и не женщины.
Virar NPC febre do Tiktok, também chegou na Terceira Idade… pic.twitter.com/4FpaF8Twkx
— Ozzy Return Real (@TVHDOzzy) September 16, 2023
pensando em fazer uma live de npc no tiktok pic.twitter.com/w8SA1RbHN9
— Thï (@thitsgo) September 11, 2023
Набирает обороты также и украинская стримерка Ариша Линр. Девушка экспериментировала с контентом и на волне популярности NPC-стримов получила взрыв активности в TikTok. Во время ее трансляций по несколько тысяч человек непрерывно демонстрируют жажду услышать фирменное: «Ам, дупця росте».
@arisha_linr Як же я кайфую від цієї пісні / посилання на пісню залишила в шапці профіля Savickuy — Серце | Премʼєра#україна🇺🇦 #музика #музика ♬ Серце — Savickuy
Итак, можем видеть основы NPC-стримов в вебкам, ASMR и подобных форматах создания контента ради легких денег и внимания. Но толпа требует все больше. От синклипов, сбривания бровей и тренда на писания в штаны мы пришли к управлению реальными людьми. Следующий шаг — более глубокие и осознанные в повседневной жизни действия на грани криминала. Удивительный микс People on the Toilet из гениального мультсериала Monkey Dust и любой серии Black Mirror или романа Уильяма Гибсона.
Пределы дозволенного расширяются. Рост количества стримов в TikTok связан с политикой монетизации платформы. А чем удивительнее сюжеты в кадре, тем шире аудитория зрителей. Дальше нас будет ждать еще больше унизительного и удивительного от инфлюэнсеров. Будут ли влипать в эту историю бренды? Надеюсь, в нативных проявлениях и только как исключение. Потому что рекламные контракты дадут новый толчок для развития сдержек и производства подобного контента, несмотря на то, будет ли NPC краткосрочным явлением или чем-то более масштабным, как ASMR.
А кто 100% будет тянуться тяжелым шлейфом за другими похожими явлениями, то это дети и взрослые с нарушением критического мышления. Сами стримеры называют свою аудиторию симпами. Это их крепкий фундамент, их денежный источник. Но глубокая привязанность и чрезмерное внимание, стремление к контакту с персонажем деструктивны для психики таких зрителей.
Онлайн съедает часть нашей настоящей жизни. Это неизбежно, и дальше подобные явления будут только усиливаться. В таком случае вопрос возникнет не как выбор между TikTok или Facebook, а между онлайн или офлайн.