От потребителя к электорату  — от данных к паттерну поведения
31 Мар 2018, 07:35

От потребителя к электорату — от данных к паттерну поведения

Впечатления, открытия и рекомендации этой недели от Евгении Поддубной-Смирновой, директора по корпоративным отношениям Carlsberg Ukraine

В рубрике «Ретроспектива недели» мы подаем самое вкусное и проверенное пытливым умом лидеров мнений за последние семь дней. На этот раз, куда сходить, что почитать и как не попасться на удочку незаконного сбора данных, рассказала Евгения Поддубная-Смирнова, директор по корпоративным отношениям Carlsberg Ukraine.

Виктория Лупенко
Сreative lead of client partner division в бизнес/медиа бюро ekonomika+

Открытие недели

Открытие недели — Behavioral Analytics. Все мы наверняка что-то об этом слышали, но вряд ли задумывались о масштабах инструмента. Вывод — нужно меньше постить и лайкать в Facebook: Big brother is watching you. А еще — «нас посчитали». 

На этой неделе CEO Carlsberg Ukraine, Евгений Шевченко, поделился с коллегами презентацией «Harnessing the Hidden Power of Analytics» («Освоение скрытой силы аналитики») Майкла Вэйда, профессора IMD по инновациям и стратегии. Сам Евгений прослушал эту презентацию от автора на собрании Carlsberg Group TOP 60. 

Центральный персонаж презентации — Трамп. Профессор Вэйд, перечисляя множество недостатков Дональда как кандидата в президенты США и подчеркивая его изначально невысокие шансы на победу в выборах, медленно подводит к вопросу: так как же ему это удалось? Ответ — серьезный подход к использованию поведенческой аналитики. Спорный инструмент, обсуждаемый с точки зрения морали и защиты персональных данных, за которым, возможно, будущее. 

В чем заключается поведенческая аналитика? Эксперты получают доступ к нашим профилям в соцсетях, изучают наши привычки и предпочтения, наш список друзей, мероприятия, которые мы посещаем и страницы, которые мы лайкаем. Как? Например, через тесты. Кто из нас тайно, но хотя бы раз не проходил онлайн тесты Facebook в стиле «Узнай, какой ты политик», или «Кем ты был в прошлой жизни»? Система может с крайне высокой вероятностью вычислить степень открытости, политические взгляды, возраст и даже сексуальную ориентацию. Так, например, большинство фоллоуверов страницы Леди Гага — экстраверты, а мужчины, которые лайкнули страничку косметического бренда MAC — скорее всего, нетрадиционной ориентации. 

Привычные категории определения потребителя (или электората — смотря, для каких целей) безнадежно устарели. Социальный статус, возраст, и т.д. больше не определяют предпочтения человека: это информация, а не поведенческий паттерн. Люди, которые могут при поверхностном анализе казаться похожими, часто откликаются на совершенно разные стимулы. Существует новая модель — OCEAN (Openness — Conscientiousness — Extraversion — Agreeableness — Neuroticism). Данная 5-факторная модель личности позволяет определить особенности характера и предпочтения среди разных демографических групп и методов наблюдения. Например, двое мужчин одного возраста, с одинаковым достатком и семейным положением, могут иметь совершенно разные ожидания от покупки авто: безопасность vs. скорость, экологичность vs. престижность и т.д. 

Ну и последнее важное заключение презентации: мы неправильно воспринимаем роль цифровых технологий. Компании должны думать не о том, как «стать более digital», а о том, как использовать digital для развития бизнеса.

Знание

Советую читать экономические и политические новости от ведущих украинских и международных медиа. Включать критическое мышление, сравнивать и взвешивать информацию из разных источников и быть в контексте событий. Особенно актуально в преддверии выборов.

Что изучить

Финансы. Если вы работаете в коммерческой сфере. Недавно прошла курс обучения «Why Finance Matters» от BTS Learning. Курс — это сплошная боль и слезы гуманитария, но и гордость, что теперь страшные слова COGS, WACC и прочие уже не так пугают.

Что читать: книга, лонгрид, другое

Сейчас читаю книгу «The Great Leveler: Violence and the history of inequality from the stone age to the 21st century» («Великий уравнитель») Уолтера Шейдела. Книга о том, что в мире растет экономическое неравенство, и что сегодня 1% людей владеет 51% мирового богатства, в сравнении с 45% еще в 2009 году. Автор дает оценку причинам неравенства и изучает в деталях данный вопрос в контексте истории. 

Еще одна книга, которая впечатлила — «Ружья, микробы и сталь: история человеческих сообществ». Почему Европа стала источником большинства мировых благ цивилизации, и почему в то время, как европейцы уже завоевывали заморские земли, отдельные цивилизации так и не научились приручать животных и не изобрели колесо? Ответ на этот вопрос, и не только на этот, вы найдете в книге. 

И важная для любого специалиста в сфере коммуникаций книга — «т Иисуса до Барака Обама и Малалы Юсуфзай.

Что смотреть: фильм, сериал, рекламный ролик, доклад, серия фото

Советую посмотреть «Черное зеркало» тем, кто еще не «прошел» через этот сериал. Это гиперболизатор всех современных пороков общества.

Как специалист в сфере GR, посоветую коллегам фильмы «Здесь не курят», «Хвост, который виляет собакой» и фильм о женщине-лоббисте «Мисс Слоун».

Читайте о девушке в GR — блиц о GR -коммуникациях от Евгении Поддубной-Смирновой. 

Что послушать: группа, артист, конкретный альбом или трек, подкаст, радио или аудиокнига

В начале апреля в Киев приезжает группа «Nothing but thieves». Идем на концерт всей семьей. Не зря же их называют «новыми Muse». Они, со своими двумя альбомами,   постоянно в моем плейлисте в машине и в спортзале.

Куда пойти: событие или место — бар, ресторан, креативное пространство и т.д.

Обещают потепление — поэтому не вижу ничего более привлекательного, чем пикник или прогулка в парке. С гастрономической точки зрения, любителям smørrebrød и прочих съедобных прелестей северных стран ЕС, могу порекомендовать неплохой ресторан скандинавской кухни «Ibsen» на Мечникова. Также приятно провести время с друзьями за оригинальным коктейлем или бокалом хорошего пива в «Hedonist bar» на Антоновича.

Что достало за прошедшую неделю

Здесь я не буду оригинальной: достала зима. Через два месяца лето, а я все так же раскапываю из снега утром машину на стоянке.

Читайте в ретроспективе недели, как Head of Products Design в ЛУН.ua Денис Судилковский спустился с небес на землю и из диджитала в реальный мир, попав на автомойку. 

Расскажите друзьям про новость