Гендер в рекламе: все равно или все равны?
16 Май 2017, 10:38

Гендер в рекламе: все равно или все равны?

Есть ли место гендерному паритету и ЛГБТ-толерантности в украинской рекламе

В Европе гендерное равенство и толерантность к ЛГБТ — давно не тренд, а бытовая реальность. Даже главный фестиваль креативности Cannes Lions Festival призвали сменить пол своего главного трофея — льва, чтобы доказать делом приверженность гендерному паритету в рекламе. Как обстоят дела с гендерным равенством и ЛГБТ толерантностью в Украине? Мы опросили ответственных за креатив в украинской рекламе.

Марина Корчака
Экс-главный редактор MMR

Мы спросили: 

1. Гендерное равенство и ЛГБТ толерантность давно уже не тренд, а рабочая практика. Канны говорят об этом достаточно громко. Используете ли вы этот для нас еще тренд в рекламных кампаниях? Если нет, то когда начнете? 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

2. Как показывает практика, эти тренды не до всех доходят. А обсуждаете ли вы это в команде при создании креативной идеи? 

3. Принимали ли вы участие в акции #CallForEquality или вам все равно, какого пола трофей Cannes Lions?

Денис Келеберденко, креативный директор BBDO Ukraine 

1. Любая реклама в любой стране отражает современные запросы в обществе. На сегодня есть брифы, в которых мы не разделяем целевую аудиторию по половому признаку и по тому, с кем они спят. И есть задачи, в которых мы учитываем пол людей, так как это лежит в основе инсайтов и их предпочтений при выборе того или иного бренда в определенных категориях. 

Сам по себе тренд начинает отображаться в рекламе и других средствах коммуникации, когда он сформировывается в четкое, внятное и вменяемое движение и начинает влиять на поведенческие паттерны окружающих. Как это происходит в США, например. В тот момент, когда борцы за гендерное равенство и ЛГБТ толерантность в Украине обретут адекватный имидж и влиятельных лидеров, — тренд сам по себе заставит всех себя эксплуатировать. Пока что в Украине это выглядит так: у вас много женщин работает в клиент-сервисе — значит вы их эксплуатируете, мало — значит ущемляете их права. Дисгармонию в правах мужчин и женщин можно увидеть буквально во всем, если посмотреть вокруг через призму дисгармоничного сознания. 

В тот момент, когда борцы за гендерное равенство и ЛГБТ толерантность в Украине обретут адекватный имидж и влиятельных лидеров, — тренд сам по себе заставит всех себя эксплуатировать.

Денис Келеберденко
Креативный директор BBDO Украина

2. Конечно, обсуждаем и внедряем тренд гендерного равенства. В своих идеях мы стараемся равнозначно эксплуатировать оба гендера, и мужчин, и женщин. Так что у нас полное равноправие и толерантность. 

3. Борцам за равноправие есть, куда прикладывать усилия: сейчас два партнера одинакового пола не могут оформить опекунство над ребенком, а их волнует пол рекламного трофея. Это бред. Лев — не случайность. Лев — очень интересное животное, которое обросло не только гривой, но и кучей мифов. Лев в дикой природе почти не охотится, за него охотятся львицы. А в то редкое время, когда он не ест, не спит и не сношается со множеством своих жен — он грозно рычит, охраняя прайд от несуществующей угрозы. Меня устраивает символизм в главном рекламном трофее в полной мере, его не нужно менять.

Олег Томин, собственник и креативный директор BART and FINK 

1. Если мы говорим о каннских кейсах, то там всегда были любимые социальные темы. До этого мы видели, как на смену насилию в семье пришло глобальное потепление. Потом все креативные агентства бросились решать проблемы питьевой воды в развивающихся странах. Потом решили, что глобальное загрязнение мирового океана важнее. Сегодня вопрос гендерного равенства победил все остальные проблемы. Разумеется, как и предыдущих священных коров Канн, эту тему в следующем году сменит другая. 

Все вышеперечисленные проблемы действительно критически важны. И цивилизованное общество невозможно как без толерантности к полу, сексуальной ориентации и не только, так и, в первую очередь, без глубокого понимания необходимости уважения человеческой личности. Это не делается какими-то рекламными кейсами. Тем более теми, что делаются ради фестивальных наград. Это воспитывается с детства. 

Если говорить о BART&FINK, то все наши рекламные продукты в принципе сделаны людьми, разделяющими и исповедующими либеральные ценности, поэтому, конечно, мы часто обращаемся или напрямую к темам толерантности, как в случае с нашими кейсами для whoisit?, или стараемся в уста бренда вкладывать какие-то общечеловеческие ценности, как в случае с нашим последним роликом для мороженого «Лимо».

И цивилизованное общество невозможно как без толерантности к полу, сексуальной ориентации и не только, так и, в первую очередь, без глубокого понимания необходимости уважения человеческой личности.

Олег Томин
собственник и креативный директор BART and FINK

2. Одним из главных преимуществ позиции креативного директора и владельца в одном лице является возможность выбирать всех людей, с которыми ты работаешь. Поэтому в команде BART&FINK нет тех, кому нужно было бы объяснять, что ролик с сексисткими шутками — плохой ролик. 

3. Эта акция — такой же фестивальный кейс, как и большинство каннских кейсов. На кого она направлена? Как должна поменять представление о гендерном равенстве среди тех, у кого с этим проблемы? Каннский фестиваль — в самом деле сосредоточение нетолерантных, архаичных людей? Как вы правильно сказали, должно быть все равно, какого он пола, а не то, что он одновременно и женского, и мужского.

Игорь Тулуб, creative group head в ISD Group 

1. В 2015 году мы запускали кампанию для Kotex, которая показывала, что месячные никак не влияют не женскую уверенность. 

Конечно, это и близко не такая сильная мотивация, как в кампании No blood should hold us back. 

Вопрос использования темы гендерного равенства и ЛГБТ толерантности определяется обществом. После достижения определенного уровня одобрения, с небольшим запозданием, за эти темы берутся клиенты. 

2. Если мы говорим об агентстве, у нас эти тренды дошли до всех. И да, эти вопросы обсуждаются на штормингах. Даже были тендерные предложения, которые показали, что клиент еще не готов говорить об этих проблемах на таком уровне, как это делают в западных кампаниях. 

3. Участия не принимали. По моему личному убеждению, эта кампания не имеет ничего общего с вопросом гендерного равенства. В Каннах этой темой уже очень давно озаботились и стараются в равной степени приглашать в жюри и женщин, и мужчин.

Вопрос использования темы гендерного равенства и ЛГБТ толерантности определяется обществом. После достижения определенного уровня одобрения, с небольшим запозданием, за эти темы берутся клиенты

Игорь Тулуб
creative group head в ISD Group

Катя Амирханова, креативный директор в TWIGA Idea 

Широкая общественность не готова воспринимать тренд ЛГБТ толерантности. Пока. Пример, баннеры о проверке на ВИЧ в киевском метро. Жители города жаловались на баннеры, где изображены гетеро- и гомосексуальная пары. 

Портрет киевского пассажира метро — люди, сосредоточенные на консервативном и социально-ответственном полюсах. Большая доля широкой аудитории, которая ценит размеренность и стабильность. 

Пока вся структура нашего общества выглядит примерно так. Более половины взрослого населения страны ищет опору в ценностях стабильности, порядка, принадлежности. И только около 15% живет современными ценностями свободы, самовыражения, развития, познания, образования и путешествий. А еще около 15% застряли на стадии ценностей власти и доминирования. 

Пока в стране доминирует ценность выживания, крупные бренды не могут себе позволить делать кампании с использованием подобных трендов. Но мы очень надеемся, что критическая масса тех, кто хочет изменений, уже есть. А значит, что активное меньшинство определит новое направление развития.

Пока в стране доминирует ценность выживания, крупные бренды не могут себе позволить делать кампании с использованием подобных трендов

Катя Амирханова
креативный директор в TWIGA Idea

Ольга Кокошко, стратегический директор Kinograf 

1. Каннский фестиваль вообще очень социальный, в прошлом году я посетила огромное количество семинаров. Вопрос толерантности поднимался на каждом из них. Совсем недавно я делала проект для американского ЛГБТ-сообщества. Количество и качество социальных кейсов в США значительно выше, чем в Украине, поэтому наша команда искала яркое сообщение, которое бы отличалось тональностью. Основным стратегическим решением было уйти от драмы и даже выступить против нее. Мне кажется, очень важно давать потребителю понятный призыв к действию, а не загонять его в депрессию. 

2. Равенство и уважение в команде — это позиция, а не тренд. В Kinograf ценится идея, никому нет дела до пола, сексуальной ориентации или вероисповедания автора.
Что касается самих проектов, мы всегда помним про социальную ответственность бренда. Если говорить о вопросах гендерного равенства и ЛГБТ, эти темы в нашей работе поднимаются только там, где они уместны, чтобы избегать спекуляции. 

Основная борьба, которую мы ведем — это борьба с голыми стереотипами, вроде мамы-домохозяйки с приторной улыбкой. Мы очень внимательны к этому вопросу на всех этапах: от выбора целевой аудитории до утверждения актеров. 

Основная борьба, которую мы ведем — это борьба с голыми стереотипами, вроде мамы-домохозяйки с приторной улыбкой

Ольга Нестеренко (Кокошко)
управляющий партнер Nebo, бренд-стратег (в прошлом стратегический директор Kinograf)

3. Мы не принимали участия, так как решили, что проблема с трофеем надуманная. Я считаю, что очень важно не перегибать палку. Исследования показывают, что девушки уже стесняются пользоваться красной помадой. Им кажется, что яркие губы будут выглядеть вульгарно, особенно на работе. Равноправие — маст хэв, но оно не должно стирать красоту, сексуальность и здравый смысл. 

Расскажите друзьям про новость