Люди с камерой
В Украине растет число продакшн-студий, занятых съемкой рекламного видео. Во многих случаях их уровень вполне соответствует общепринятым стандартам. О чем, собственно, и свидетельствуют заказы из-за рубежа, которые нередко получают отечественные продакшн-хаузы. ММR предлагает еще один взгляд на этот рынок.Несмотря на растущее количество заказов из-за рубежа, словно следуя постулату «нет кумиров в своем отечестве», украинские студии стремятся заполучить «заморских» метров от режиссуры и операторского дела. Они, закончив съемки, отправляются на родину, а отснятый материал – на пост-продакшн. Этот финальный этап создания ролика часто проходит вдали от съемочной площадки – в самых разных уголках мира. В данном материале мы постарались изложить один из возможных взглядов на рынок продакшн. В дальнейшем мы готовы предоставить слово и, соответственно, наши страницы для других точек зрения, чтобы в итоге представить нашим читателям как можно более взвешенную и полную картину рынка.Продакшн-студии – точка ростаСколько продакшн-хаузов работает на отечественном рынке – доподлинно неизвестно. «Сейчас их около 100, а два года назад было немногим более десятка», – оценивает ситуацию директор креативного бюро САХАР Юрий Мусиенко. По оценке продюсера РА Adam Smith Advertising Артура Любича, львиную долю рекламного продукта, произведенного в Украине, выполняют около 25-30 продакшн-хаузов. Большинство из них обосновались в столице. Кроме этого, активно снимается реклама в Одессе и Донецке. Можно сказать, что продакшн-студии в Украине растут, словно грибы после дождя. И это несмотря на то, что еще десять лет назад снимать рекламу в нашей стране было некому. «Сегодня этот рынок испытывает заметный рост, – комментирует Юрий Мусиенко. – Стремительно открываются студии, появляются новые технические возможности и направления, вырастают подлинные специалисты в области видеопродакшн». Операторы рекламного рынка, в целом работу отечественных студий оценивают по достоинству. «По-моему мнению, около пять-шесть продакшнов находятся на вполне приличном уровне по качеству сервиса и составляют серьезную конкуренцию подобным компаниям в России и Восточной Европе, – продолжает Артур Любич. – Большинство участников рынка – меньшие компании, которые также могут достойно выдерживать конкуренцию, тем не менее, с ними труднее реализовывать крупные проекты». Уровень продакшн-студий, работающих в Украине, может существенно отличаться. Своеобразную классификацию украинских продакшнов читателям Marketing Media Review предлагает директор компании NewMix Production House Иван Ковальский: первая группа – маленькие и пока неизвестные (без портфолио, с неопределенным качеством и потенциалом). Вторую группу образуют средние компании с достаточно обширным портфолио, со специалистами, возможности которых уже вполне ощутимы и значимы. И, наконец, Иван Ковальский выделяет крупных игроков, которые инвестируют в собственное развитие и становление отрасли, имеют максимальные возможности для реализации проектов любой сложности. Среди главных действующих лиц на сцене рекламного видео называют, как правило, четыре-шесть компаний. Среди них – Radioaktiv Film, Gulliver Film, PSB Films, Adrenalin Brothers, Esse House и некоторые другие. «Большинство крупных проектов реализуется с их помощью. Но конкуренцию этим студиям составляют быстрорастущие, перспективные и адекватно-агрессивные молодые компании – Family Production, Lime Lite Studio, Motion Pictures, Kontur Film, Marmelad Film, Svetofor Film и ряд других», – говорит Артур Любич.Разделение трудаСамые первые продакшн-студии сформировали целый ряд квалифицированных специалистов, которые дали мощный толчок для развития рынка. «Со временем сотрудники первых продакшнов вырастали в профессиональном плане и создавали свои компании, – говорит Иван Ковальский. – Так, из трех-четырех основных студий методом клеточного деления образовался целый ряд полноценных, профессиональных сервис-компаний».По мере подобного роста рынка предложение продакшн-студий структурируется. Многие компании избирают особую специализацию, свой стиль работы, определенную клиентуру и т. д. «Одни продакшн-хаузы выбрали для себя путь чистого менеджмента, другие же разрослись до рентел и пост-продакшн сервиса, – рассказывает Иван Ковальский. – Кто-то видит свою уникальность в подборе специалистов-режиссеров, операторов, фуд-стилистов и т. п. В другой студии расширяют объем сервиса в рамках продакшн, например, предлагают услуги собственных студий по пост-продакшн, съемочную технику и т. п. И наконец, студия может становиться творческим бюро и осуществлять весь цикл от генерации идеи до производства». Есть примеры отделения и перерастания структурного подразделения продакшн-хауза в самостоятельную компанию. Так, например, студия Esse Нouse ранее имела собственный пост-продакшн. Теперь этот отдел преобразовался в самостоятельную компанию. А Esse Нouse заказывает пост-продакшн у специализированных студий. И, наконец, стоит отметить, что многие продакшн-студии не ограничиваются исключительно съемками рекламных роликов. Работа с «большим кино», съемки видеоклипов и т. п. также находятся в сфере интересов игроков рынка видеопродакшн.Естественный отборПроцесс выбора студии, которой РА и компания-заказчик доверяют съемку ролика – дело не одного дня. Агентство, как правило, определяет наиболее соответствующую своим запросам студию в результате тендера. Стандартную процедуру проведения такого тендера описывает Иван Ковальский: «В несколько продакшн-студий отправляются приглашения принять участие в тендере, бриф, сториборд, указываются сроки, в которые нужно уложиться. Со своей стороны, студии формируют бюджет и предлагают свое видение данного проекта. После этого клиент выбирает исполнителя из участников тендера». Поскольку все проекты имеют свою специфику, в каждом отдельном случае агентство, выступающее в роли заказчика, руководствуется особыми критериями выбора. «Каждый проект по-своему уникален, в некоторых важна технология съемки, в некоторых ключевое значение имеет кастинг, – говорит Юрий Мусиенко. – Именно по ключевым критериям, изначально определенным нами, и оцениваем». В целом обращают внимание на «классическое» соотношение цена – качество. Последнее выражается в репутации студии, в именах режиссеров, операторов, техническом оснащении и т. д. «Иногда на выбор влияет цена, иногда предложенные специалисты, в основном и то, и другое, – продолжает Иван Ковальский. – Ведь по смете на производство и по выбору команды, предложенной для работы над проектом, определяется, есть ли у продакшна понимание того, что хочет получить клиент на выходе». Съемка видеоролика – процесс творческий. Тем не менее, применительно к нему можно говорить о большой роли правильной организации логистики и распределения времени. Ведь в съемках одного рекламного видео задействуется большое количество участников, время которых расписано по минутам и соответственно ценится высоко. «Студия – талантливый организатор процесса видеопродакшн, – говорит Юрий Мусиенко. – Высший класс работы студии – предложить такую команду и такую логистику проекта, которая позволит его реализовать наилучшим из возможных способов». О самом главном Выбор режиссера – очень важный этап тендера, который не обходится без участия рекламного агентства, выступающего заказчиком. «Сначала продакшны предоставляют шоурилы (Showreel) режиссеров. Мы их отсматриваем, выделяем несколько наиболее интересных для данного проекта, затем устраиваются конференц-колы с режиссерами, – говорит Артур Любич. – В результате режиссеры, которые заинтересованы в реализации проекта, пишут тритменты (режиссерское видение реализации проекта)». Этап выбора режиссера не менее важен, чем выбор продакшн-студии. Ведь, несмотря на то, что ролик в большинстве случаев снимается по сценарию, созданному в РА, режиссерское видение привносит в него выразительность и динамику. Взгляд специалиста от киноиндустрии способен открыть в сценарии новые детали, от которых, в конечном счете, и будет зависеть картинка, показанная зрителям.Для того чтобы максимально удовлетворить запросы заказчика, продакшн-хаузы обычно предлагают несколько возможных кандидатур. «Мы подбираем режиссеров, руководствуясь критериями соответствия их творческого стиля сценарию ролика. При этом требования режиссера относительно суммы гонорара должны не превышать статью в предполагаемом бюджете, – говорит исполнительный продюсер компании PSB Films Арнольд Кременчуцкий. В свою очередь, представляющая компанию Esse Нouse Марина Прыткова подчеркивает, что в их студии выбор совершают, исходя из поставленных творческих задач и возможностей режиссера. При этом учитываются финансовые и временные ограничения.Работа для west-арбайтераПримечательно, что, снимая рекламные ролики для отечественного рынка, украинские продакшн-хаузы далеко не всегда поддерживают «национального производителя», а напротив, дают работу зарубежным режиссерам. Не стали исключением и компании, опрошенные MMR. Так, например, студия PSB Films приглашает зарубежных специалистов практически на каждый проект. «По прошествии многих лет специфика такой работы стала для нас нормой. Здесь важно, чтобы вся команда свободно говорила как минимум по-английски», – рассказывает Арнольд Кременчуцкий. Есть опыт подобного сотрудничества и у студии МАРК&ПЕТР. «У зарубежных режиссеров и операторов существует несколько иное видение подачи телевизионного материала. Это касается стилистики, школы…, – говорит представитель студии МАРК&ПЕТР. – В то же время и в Украине появляются профессионалы, которые могут делать качественный интересный продукт». В основном в студии МАРК&ПЕТР иностранных специалистов задействуют в двух случаях. Во-первых, когда они, по оценке руководства продакшн-студии, могли бы лучше реализовать поставленную задачу. Во-вторых, иностранцев приглашают потому, что так хотел заказчик и позволял бюджет. В студии Esse Нouse режиссеров из-за рубежа привлекали много раз. «В целом их уровень выше, чем у украинских коллег, – говорит Марина Прыткова. – Также среди западных режиссеров существует узкая специализация, которой нет у наших специалистов».Многие участники рынка оценивают сложившуюся тенденцию положительно. «Я рад, что в последние годы на проектах часто работают специалисты из других стран, так как наш развивающийся кинорынок нуждается в опыте и в новых технологиях, – говорит Артур Любич. – Западные режиссеры имеют огромный опыт съемок в различных странах, практику реализации крупнобюджетных проектов, обладают знанием новых технологий. Работая с такими более опытными коллегами, наши режиссеры, операторы и техперсонал быстрее растут в профессиональном плане». Юрий Мусиенко также склоняется к мнению о необходимости привлечения зарубежных мэтров. «Есть типы проектов, в которых экспертиза иностранцев крайне важна. Их школа видеопродакшн насчитывает уже много лет, а опыт в ряде случаев серьезно опережает наш», – говорит Юрий Мусиенко. Другого мнения придерживается Иван Ковальский. По его оценке, приглашение зарубежных профессионалов иногда является хорошим приемом для того, чтобы выиграть тендер. Тем не менее, это существенно удорожает проект. «Мне кажется, что есть смысл в привлечении только операторов из-за рубежа, а вот режиссеров для игровых, а не постановочных роликов в Украине хватает», – подчеркивает Иван Ковальский.Мы выбираем, нас выбираютНесмотря на то, что отечественные продакшн-студии стремительно наращивают потенциал, заказы на изготовление отечественных роликов порою уходят за рубеж. Так, в практике креативного бюро Сахар имел место ряд таких случаев. «Мы делали заказ за рубежом в случае, когда на родине выполнить съемки было бы просто невозможно, или, за счет сложности производства, у нас это стоило бы намного дороже, – объясняет Юрий Мусиенко. – Некоторые вещи, например, красивые демо с нарезанием еды, поливом масла и струящимся шоколадом делают только за рубежом, это совершенно отдельная школа. И у нас пока нет таких ресурсов». РА Adam Smith Advertising также часто приходится снимать в других странах, правда, не весь ролик, а так называемую «продуктовую часть». Для этого существуют специальные студии с определенной съемочной техникой и опытными фуд-стилистами, макетчиками и пр.Если зарубежные метры не едут к нам, по этой причине съемки могут быть перенесены за пределы Украины. «В основном выезжают за рубеж ради специалистов и локаций, – говорит Иван Ковальский. – Большой популярностью пользуется Новая Зеландия, климатическая полоса и флора которой очень похожи на украинские. Зачастую это действительно места съемок, которые невозможно найти в Украине». РА Adam Smith Advertising ни разу не отдавало весь цикл производства ролика западным продакшн-хаузам. В то же время имели место съемки украинским продакшном в других странах. «Такое решение было связано с выбором красивой локации, сезоном съемки (у нас зима, а надо снимать лето и пр.), – рассказывает Артур Любич. – В таких случаях продакшн-хауз подыскивает себе партнера в другой стране, который помогает технически организовать проект. Общее руководство при этом осуществляется украинским продакшном».Если красоту «украинского» ландшафта и розовый цвет колбасы в гастрономической нарезке умеют сделать «у них», лучшее соотношение цена – качество будет именно у нас. Поэтому в Украине размещают заказы на производство роликов не только отечественные компании. «Зарубежных заказов масса, – говорит Арнольд Кременчуцкий. – В нашем бизнесе это называется «сервисные проекты». Зарубежные заказчики обращаются в украинские компании, как правило, по причине более низкой стоимости производства в Украине, при высоком качестве сервиса». Кроме этого, те зарубежные компании, которые заказывают ролики для российского или украинского рынка, ценят такой фактор, как общая культурно-языковая среда. «Студия МАРК&ПЕТР работает со многими иностранными компаниями, имеющими в Украине свои представительства, – сообщает представитель компании. – Если заказчиком ролика является зарубежная фирма, выпускающая продукт для украинского рынка, то немаловажным фактором, влияющим на принятие решения – является понимание менталитета потребителя. А для заказчиков рекламы, ориентированной на западный рынок, основополагающим фактором является цена!»Почем видео для рекламодателяСтоимость производства рекламного ролика зависит от целого ряда параметров. Арнольд Кременчуцкий указывает, что в смету обычно входит не менее 150 статей расходов. Марина Прыткова, в свою очередь, сообщает о наличии 300-450 параметров, влияющих на конечную цену. Перечисление всех этих пунктов здесь было бы неуместно. «Имея готовый или разработанный нами сценарий, мы понимаем сложность производства того или иного телевизионного продукта. В зависимости от большого ряда факторов (оборудования, специалистов и т. д.) формируется цена», – говорит представитель студии МАРК&ПЕТР. По оценкам Арнольда Кременчуцкого, средний бюджет производства ролика сегодня составляет от 300 до 900 тыс. грн., в редких случаях бывает и больше. Марина Прыткова называет сумму от $30 тыс. и выше.Стоимость производства видео может зависеть от статуса и уровня студии. «Некоторые из ведущих продакшн-хаузов уже отказываются от производства локального продукта и отсеивают мелких заказчиков высокими ценами на производство», – говорит Иван Ковальский. Впрочем, ведущие игроки рынка объясняют свою стратегию ценообразования высокими стандартами. «Прежде всего качество работы, – говорит Арнольд Кременчуцкий. – Если за тот бюджет, который хочет потратить клиент, мы не можем гарантировать качество, мы, скорее всего, будем вынуждены отказаться от проекта». Блиц-интервью с Максом ДанкевиЧем, генеральным продюсером Гулливер Фильм – Какова основная проблема украинских production-студий?– За 7-8 лет работы production-студий в Украине сформировался довольно емкий рынок, который в общем-то мало чем отличается от зарубежного. Поэтому и проблемы у нас общеевропейские. Из особенностей именно украинского production могу назвать только необходимость «образовывать» заказчика, объяснять ему, что происходит на площадке, как происходит съемка, какое именно оборудование мы используем. Но это обычный жизненный процесс. К сожалению, еще не все украинские заказчики понимают, что недостаточно заплатить большой гонорар для того, чтобы получилось так, как в фильме, номинированном на Оскар.– И кого вы «образовываете»?– Заказчиков, клиентов, рекламные агентства. Зачастую это мелкие игроки или люди, которые не имеют большого опыта работы с production-студией. Крупные рекламные агентства понимают, что, в принципе, происходит на съемочной площадке. – Что нужно для того, чтобы создать качественный ролик?– Я бы сравнил съемку ролика с готовкой. Это как борщ варить – все хозяйки его готовят, в любом ресторане его можно попробовать, но кто-то готовит не очень вкусно, а у кого-то гости не нахвалятся. И это при условии, что и рецепт, и ингредиенты одинаковы, и продукты все закупают на одном Житнем рынке, но у каждого повара получается по-разному. С рекламным роликом аналогичная ситуация – есть люди, которые знают, какие и когда компоненты добавлять, чем их приправлять. Для этого недостаточно обладать определенной квалификацией, нужно что называется «чувствовать» ситуацию. Для большинства production-студий главным активом является материальный аспект – оборудование, компьютеры, камеры, но для нас – на первом месте человеческий фактор, люди, которые «чувствуют» съемочную кухню – это первое условие для съемок профессионального ролика. И заказчики это понимают.– Заказчиков вы сами ищите?– И мы их ищем, и они сами к нам приходят. Мы – устоявшаяся компания на рынке, очень много снимаем, у нас есть репутация. Та же ситуация и с режиссерами и операторами – и мы их ищем, и они к нам приходят. – Каковы перспективы развития украинского production?– Перспективы развития напрямую связаны с ростом рекламного рынка – чем больше рынок, тем больше production-студий будет в Украине, тем более качественное видео будет сниматься.