Как найти работу в PR: 8 важных скиллов коммуникационщиков
06 Мар 2024, 16:21
PR

Как найти работу в PR: 8 важных скиллов коммуникационщиков

Вакансии есть, но «закрыть» их проблематично — это то, что я наблюдаю на рынке коммуникаций уже около полугода. И эксперты по найму это подтверждают. С просьбой порекомендовать коммуникационщиков обращаются как представители бизнеса, так и некоммерческие организации и органы государственной власти. От известных брендов и компаний — до небольших общественных организаций с более скромным зарплатным фондом. Однако за квалифицированного пиарщика приходится бороться и долго искать, и не всегда эти поиски завершаются удачным сотрудничеством.

Особенно трудно найти своего коммуникационщика общественным организациям и благотворительным фондам, которые не могут платить много, в то время как работа требует стратегического мышления, полноценного вовлечения в процессы и пребывания в Украине. Слышала историю, как через два года сменили 15 коммуникационщиков.

Сразу уточню, что не учитываю случаи, когда работодатель пытается в обязанности коммуникационщика «вдавить» функционал целого департамента по коммуникациям. Если один коммуникационщик сочиняет стратегии, организует мероприятия, готовит спикеров к выступлениям, а параллельно пишет релизы и посты для соцсетей и монтирует видео — понятно, что такая компания будет время от времени в поиске.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

Почему так? Факторы, влияющие на поиск специалистов, я бы условно разделила на три группы:

  • Внешние. Полномасштабная война, миграция, вызовы безопасности, многие могут работать только дистанционно. В то время как работодателям часто нужно присутствие человека на месте, в Украине. К тому же украинские работодатели не всегда могут удовлетворить зарплатные ожидания человека, который живет в Европе. Выходит так, что человека трудно найти физически. Особенно в конкретном городе, где нужно будет уезжать на события.
  • Технические. Именно так, порой сотрудничество не складывается по чисто техническим причинам. Здесь может быть все что угодно. Резюме в неоткрываемых форматах электронные адреса типа kiska1990, пять писем текста о себе, неграмотность, письма без темы, сообщения в позднее время.
  • Профессиональные. Когда специалисту не хватает знаний, умений и навыков. Недавнее исследование LOOQME свидетельствует о том, что нехватка квалификации кадров в тройке главных проблем украинских специалистов, работающих в сфере коммуникаций. В то время как в 2022 году поиск квалифицированных кадров был лишь на седьмом месте в перечне проблем.

Поэтому остановлюсь кратко на основных скиллах коммуникационщиков. Для тех, кто уже работает или только ищет первую работу в PR и хочет четко понимать, что его ждет и какие навыки следует подкачать еще «на берегу».

  • Понимание целей и задач

Периодически задавать себе вопрос «для чего я это делаю?» и каждый раз знать ответ — важный слол коммуникационщика. Для чего те или иные действия, которые я хочу получить в результате этой работы, как это повлияет на компанию/организацию?

Иногда коммуникационщики путают инструменты коммуникаций с целями.

К сожалению, иногда коммуникационщики путают инструменты коммуникаций с целями. Определенное количество выходов в медиа, охват, просмотры не могут быть целью коммуникаций. Набрать подписчиков, принять участие в конференции, опубликовать материал в мировом медиа или появиться на обложке — все это часто воспринимают как цель, не спрашивая себя при этом, чего я хочу достичь этими инструментами и каналами коммуникации, как буду измерять результат.

Новость по теме
Как не стоит анализировать эффективность PR: метрики, которые не работают

Коммуникационщик должен знать, куда он идет и зачем, и только тогда подбирать нужные для этого инструменты. Целью может быть изменение поведения аудитории, рост узнаваемости бренда, улучшение репутации, большая осведомленность о проблеме или явлении и т.д.

  • Проактивность и адаптивность

Умение подстраиваться под скорую смену обстоятельств во время войны очень актуально. Я не просто так поставила вместе проактивность и адаптивность. Это способность искать новые ходы, инструменты, идеи, вовремя отходить от того, что не работает. Умение инициировать изменения, перестраивать механизмы и отказываться от личного спокойствия в пользу большей эффективности компании/организации.

  • Умение расставлять приоритеты и делегировать

Попытки делать все одновременно, неспособность расставить приоритеты при большом количестве текущих задач, неумение вовремя делегировать — прямой путь к профессиональному и эмоциональному выгоранию. Хватаетесь одновременно за несколько проектов и в результате ни одна из задач не выполняется на все 100%. Расставлять приоритеты, планировать и отдавать коллегам/подрядчикам то, что можно не выполнять самостоятельно, — важный скилл. И, к слову, тоже дефицитный.

  • Готовность брать на себя ответственность за принятые решения

Осознанно или неосознанно, учитывая, сколько всего упало сейчас на украинцев, некоторые люди избегают ответственности или пытаются переложить ее на других. В то время как в PR нужна львиная доля смелости и готовности аргументировать и отвечать за принятые решения.

То же касается управления бюджетами. Здесь нужны не только планирование и умение аргументировать целесообразность необходимых средств. А еще и смелость в использовании бюджета. Я видела парадоксальные ситуации: на проекте есть миллионы, но коммуникационщик боится их использовать и нести ответственность за эффективность.

  • Стратегическое мышление

Еще один коммуникационный must have. Умение проанализировать ситуацию, посмотреть несколько шагов вперед, спрогнозировать все возможные риски и разработать план действий, как их минимизировать, — важные умения в работе на перспективу. Конечно, вряд ли этого потребуют от коммуникационщика среднего звена, но если вы претендуете на руководящую позицию, учитесь думать глобально.

  • Умение презентовать свою работу

Я лично встречала профессионалов, которые раскрылись уже в процессе работы. Нанимать людей, которые не могут презентовать свои результаты и кейсы на старте, — рискованно. Работодателю важно понимать, что человек делал до этого, каковы были его идеи, как он их реализовал, какую ответственность брал на себя в процессе выполнения. К сожалению, как это ни парадоксально, но не всегда коммуникационщики могут «распиарить» самих себя и показать результаты своей работы будущему руководителю. И это тоже может оказаться проблемой.

  • Постоянное саморазвитие и обучение

Коммуникации — это не точные науки, их невозможно выучить один раз на всю жизнь. Мир, информационная повестка, технологии, а вместе со всем этим и коммуникации постоянно меняются. Так же меняться придется и вам. И учиться всякому новому. Для этого необязательно каждый раз поступать в университет, но и двухдневный экспресс-курс для овладения новыми навыками — это мало. Чтобы научиться, а не только получить базовую информацию, обучение должно быть качественным и длительным, а таких вариантов не так уж много. Мы запускаем в этом месяце полуторамесячные курсы для коммуникационщиков, также советую курсы Kyiv Academy of Media Arts (KAMA) и Киево-Могилянской бизнес-школы (KMBS).

Самообразование и самосовершенствование — ваша сила. В коммуникациях это хорошо видно. Если не учитесь, то теряете свою конкурентность. Независимо от лет опыта.

  • Желание погружаться в тему

Этот скилл идет рядом с самосовершенствованием. Наше агентство работает с социально важными проектами, коммуницирует сложные, долговременные темы: экономика, реформы, защита прав ребенка, равенство, безбарьерность и т.д. Вижу, что далеко не всегда коммуникационщики готовы погружаться в проблематику. Когда нужно не сразу генерировать, писать, креативить, а сперва глубоко разобраться в теме. Для этого нужно время и усилия, тратить которые хотят не все.

Да, ежедневные обязанности реального коммуникационщика далеки от постоянных вечеринок и обмена контактами во время ивентов. Иногда для креатива в профессии остается мало места, зато много аналитики, исследований, измерения, отчетности. Однако только в таком сочетании возможен качественный результат. И если коммуникационщик хоть раз увидел, каких результатов можно добиваться своей работой, то остановиться, как правило, уже тяжело.

Расскажите друзьям про новость