Как найти работу в PR: 8 важных скиллов коммуникационщиков
06 Мар 2024, 16:21
PR

Как найти работу в PR: 8 важных скиллов коммуникационщиков

Вакансии есть, но «закрыть» их проблематично — это то, что я наблюдаю на рынке коммуникаций уже около полугода. И эксперты по найму это подтверждают. С просьбой порекомендовать коммуникационщиков обращаются как представители бизнеса, так и некоммерческие организации и органы государственной власти. От известных брендов и компаний — до небольших общественных организаций с более скромным зарплатным фондом. Однако за квалифицированного пиарщика приходится бороться и долго искать, и не всегда эти поиски завершаются удачным сотрудничеством.

Особенно трудно найти своего коммуникационщика общественным организациям и благотворительным фондам, которые не могут платить много, в то время как работа требует стратегического мышления, полноценного вовлечения в процессы и пребывания в Украине. Слышала историю, как через два года сменили 15 коммуникационщиков.

Сразу уточню, что не учитываю случаи, когда работодатель пытается в обязанности коммуникационщика «вдавить» функционал целого департамента по коммуникациям. Если один коммуникационщик сочиняет стратегии, организует мероприятия, готовит спикеров к выступлениям, а параллельно пишет релизы и посты для соцсетей и монтирует видео — понятно, что такая компания будет время от времени в поиске.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Почему так? Факторы, влияющие на поиск специалистов, я бы условно разделила на три группы:

  • Внешние. Полномасштабная война, миграция, вызовы безопасности, многие могут работать только дистанционно. В то время как работодателям часто нужно присутствие человека на месте, в Украине. К тому же украинские работодатели не всегда могут удовлетворить зарплатные ожидания человека, который живет в Европе. Выходит так, что человека трудно найти физически. Особенно в конкретном городе, где нужно будет уезжать на события.
  • Технические. Именно так, порой сотрудничество не складывается по чисто техническим причинам. Здесь может быть все что угодно. Резюме в неоткрываемых форматах электронные адреса типа kiska1990, пять писем текста о себе, неграмотность, письма без темы, сообщения в позднее время.
  • Профессиональные. Когда специалисту не хватает знаний, умений и навыков. Недавнее исследование LOOQME свидетельствует о том, что нехватка квалификации кадров в тройке главных проблем украинских специалистов, работающих в сфере коммуникаций. В то время как в 2022 году поиск квалифицированных кадров был лишь на седьмом месте в перечне проблем.

Поэтому остановлюсь кратко на основных скиллах коммуникационщиков. Для тех, кто уже работает или только ищет первую работу в PR и хочет четко понимать, что его ждет и какие навыки следует подкачать еще «на берегу».

  • Понимание целей и задач

Периодически задавать себе вопрос «для чего я это делаю?» и каждый раз знать ответ — важный слол коммуникационщика. Для чего те или иные действия, которые я хочу получить в результате этой работы, как это повлияет на компанию/организацию?

Иногда коммуникационщики путают инструменты коммуникаций с целями.

К сожалению, иногда коммуникационщики путают инструменты коммуникаций с целями. Определенное количество выходов в медиа, охват, просмотры не могут быть целью коммуникаций. Набрать подписчиков, принять участие в конференции, опубликовать материал в мировом медиа или появиться на обложке — все это часто воспринимают как цель, не спрашивая себя при этом, чего я хочу достичь этими инструментами и каналами коммуникации, как буду измерять результат.

Новость по теме
Как не стоит анализировать эффективность PR: метрики, которые не работают

Коммуникационщик должен знать, куда он идет и зачем, и только тогда подбирать нужные для этого инструменты. Целью может быть изменение поведения аудитории, рост узнаваемости бренда, улучшение репутации, большая осведомленность о проблеме или явлении и т.д.

  • Проактивность и адаптивность

Умение подстраиваться под скорую смену обстоятельств во время войны очень актуально. Я не просто так поставила вместе проактивность и адаптивность. Это способность искать новые ходы, инструменты, идеи, вовремя отходить от того, что не работает. Умение инициировать изменения, перестраивать механизмы и отказываться от личного спокойствия в пользу большей эффективности компании/организации.

  • Умение расставлять приоритеты и делегировать

Попытки делать все одновременно, неспособность расставить приоритеты при большом количестве текущих задач, неумение вовремя делегировать — прямой путь к профессиональному и эмоциональному выгоранию. Хватаетесь одновременно за несколько проектов и в результате ни одна из задач не выполняется на все 100%. Расставлять приоритеты, планировать и отдавать коллегам/подрядчикам то, что можно не выполнять самостоятельно, — важный скилл. И, к слову, тоже дефицитный.

  • Готовность брать на себя ответственность за принятые решения

Осознанно или неосознанно, учитывая, сколько всего упало сейчас на украинцев, некоторые люди избегают ответственности или пытаются переложить ее на других. В то время как в PR нужна львиная доля смелости и готовности аргументировать и отвечать за принятые решения.

То же касается управления бюджетами. Здесь нужны не только планирование и умение аргументировать целесообразность необходимых средств. А еще и смелость в использовании бюджета. Я видела парадоксальные ситуации: на проекте есть миллионы, но коммуникационщик боится их использовать и нести ответственность за эффективность.

  • Стратегическое мышление

Еще один коммуникационный must have. Умение проанализировать ситуацию, посмотреть несколько шагов вперед, спрогнозировать все возможные риски и разработать план действий, как их минимизировать, — важные умения в работе на перспективу. Конечно, вряд ли этого потребуют от коммуникационщика среднего звена, но если вы претендуете на руководящую позицию, учитесь думать глобально.

  • Умение презентовать свою работу

Я лично встречала профессионалов, которые раскрылись уже в процессе работы. Нанимать людей, которые не могут презентовать свои результаты и кейсы на старте, — рискованно. Работодателю важно понимать, что человек делал до этого, каковы были его идеи, как он их реализовал, какую ответственность брал на себя в процессе выполнения. К сожалению, как это ни парадоксально, но не всегда коммуникационщики могут «распиарить» самих себя и показать результаты своей работы будущему руководителю. И это тоже может оказаться проблемой.

  • Постоянное саморазвитие и обучение

Коммуникации — это не точные науки, их невозможно выучить один раз на всю жизнь. Мир, информационная повестка, технологии, а вместе со всем этим и коммуникации постоянно меняются. Так же меняться придется и вам. И учиться всякому новому. Для этого необязательно каждый раз поступать в университет, но и двухдневный экспресс-курс для овладения новыми навыками — это мало. Чтобы научиться, а не только получить базовую информацию, обучение должно быть качественным и длительным, а таких вариантов не так уж много. Мы запускаем в этом месяце полуторамесячные курсы для коммуникационщиков, также советую курсы Kyiv Academy of Media Arts (KAMA) и Киево-Могилянской бизнес-школы (KMBS).

Самообразование и самосовершенствование — ваша сила. В коммуникациях это хорошо видно. Если не учитесь, то теряете свою конкурентность. Независимо от лет опыта.

  • Желание погружаться в тему

Этот скилл идет рядом с самосовершенствованием. Наше агентство работает с социально важными проектами, коммуницирует сложные, долговременные темы: экономика, реформы, защита прав ребенка, равенство, безбарьерность и т.д. Вижу, что далеко не всегда коммуникационщики готовы погружаться в проблематику. Когда нужно не сразу генерировать, писать, креативить, а сперва глубоко разобраться в теме. Для этого нужно время и усилия, тратить которые хотят не все.

Да, ежедневные обязанности реального коммуникационщика далеки от постоянных вечеринок и обмена контактами во время ивентов. Иногда для креатива в профессии остается мало места, зато много аналитики, исследований, измерения, отчетности. Однако только в таком сочетании возможен качественный результат. И если коммуникационщик хоть раз увидел, каких результатов можно добиваться своей работой, то остановиться, как правило, уже тяжело.

Расскажите друзьям про новость