Формирование гипотез при экспериментировании с прайсингом: где взять идеи
09 Апр 2020, 14:47

Формирование гипотез при экспериментировании с прайсингом: где взять идеи

Иван Палий, продуктовый маркетолог Boosta, о своем опыте экспериментирования со страницами тарифов. Часть 3

Продолжаем серию статей о нюансах экспериментирования со страницами тарифов. Из предыдущих материалов вы узнали, почему так важен прайсинг, изучили ключевые ошибки при работе с ним. Теперь вам предстоит сгенерировать большой план гипотез, которые нужно протестировать в первые 6-12 месяцев. Где их взять? Если у вас в команде, есть опытный продакт-менеджер, то он сам наверняка придумает часть вариантов. Но для исчерпывающего списка лучше использовать все доступные возможности.

1.   Конкуренты

Чем больше у предпринимателя, основателя, продакт-менеджера творческих амбиций, тем сложнее ему копировать успешные решения у конкурентов. Творческие амбиции практически всегда противостоят денежным. Это можно изменить, если осознать ценность копирования конкурентов (кроме той, которая запрещена законами об интеллектуальной собственности).

Копирование работающих решений, образцов, моделей поведения — это один из трех принципов теории эволюции. Таким образом развиваются живые организмы, культура и цивилизация. Дети учатся у взрослых, проигравшие у победителей, а предприниматели у других предпринимателей. Отличить хорошее от плохого и внедрить хорошее для себя — это уже редкий навык. Если кроме копирования работающей идеи, вы сможете расширить ее своим творческим решением, то вы еще на шаг продвинете прогресс на вашем рынке, а возможно и в мире в целом.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Уходим от лирики. Соберите список своих конкурентов и уделите особое внимание лидерам по доходу и возрасту на рынке. Важны именно они, так как вероятно, что их страницы тарифов прошли через наибольшее количество экспериментов и те решения, которые у них сейчас работают, — одни из лучших.

Кстати, это еще одна из наших ошибок. Я говорил, что мы долго были без прайсинга и модели монетизации. Если бы мы сразу определили своих ключевых конкурентов и попробовали просто скопировать основные черты их прайсинга, то получили бы обратную связь от пользователей и нашли бы свой product / market fit еще быстрее.

2. Качественные исследования потребностей пользователей

Почему общение важно мы уже рассматривали выше. Приведу пример важной гипотезы, которую мы сформулировали только после общения с нашими пользователями. Как видно внизу на снимке, наши тарифы выстроены на основе 4 основных переменных: количества сайтов и страниц на сайте, количества ключевых слов и обратных ссылок. 

seo-performance

Количество вариантов отдельных тарифов, которые можно сформировать на основе этих переменных просто огромное. Один пользователь работает с 1 сайтом на 200 тыс страниц, другой со 100 сайтами по 10 страниц и между ними еще тысячи промежуточных вариантов.

Пообщавшись немного с пользователями, мы увидели, что у нас есть большое количество пользователей, которым не подходят наши тарифы. Им нужно больше сайтов, при этом не обязательно с большим количеством страниц. В новом прайсинге мы расширили количество сайтов в каждом из тарифов и таким образом начали удовлетворять потребности еще одного дополнительного сегмента аудитории. Если сравнить один из наших первых прайсингов, то разница в лимитах хорошо заметна.

3. Количественные исследования потребностей пользователей

Количественные исследования в первый год стартапа сложно проводить по двум причинам: 

  • Мало трафика для сбора статистически значимых результатов. Закупкой трафика эту проблему тоже сложно решить. Во многих нишах, лидеры рынка с большими бюджетами выжигают поисковую выдачу своей рекламной и при такой стоимости клика, привлечение пользователя будет невыгодно.
  • Продуктовая аналитика занимает много ресурсов. Вам нужен человек, который умеет ее настраивать, поддерживать и работать с полученными данными. С нашего опыта поддержка аналитики занимает значительно большее время, чем это кажется вначале. Ваш продукт будет меняться, и вся структура собираемых данных также должна идти в ногу. Так как в стартапе роль продуктового аналитика часто выполняет маркетолог или продакт-менеджер, у которых много других задач кроме этой, то аналитике уделяется меньше времени чем надо.

Если вам удалось настроить хорошую систему продуктовой аналитики, то это уже хорошо. Но если пока что у вас нет на это ресурсов, можно запустить опросы, как один из количественных методов исследования аудитории. Не важно, где они будут сделаны: в Google Forms, HotJar, TypeForm, любой другой вариант. Самое важно — это насколько правильные вы вопросы задаете.

Вот пример нашего опроса, который подтвердил гипотезу, которую мы сформировали в процессе общения с пользователями в чате. 9% пользователей работают более чем с 20 сайтами, а 5% пользователей — с 11-20.

То есть наш первый прайсинг не покрывал 15% аудитории. Но что еще более важно, пользователи, которые работают с таким количеством сайтов — одни из самых ценных для нас. В SaaS бизнесах основную часть дохода приносят небольшая выборка (5-10%) самых лояльных пользователей, которые используют продукт годами. И по нашим исследованиям, чем больше у человека сайтов, тем больше, он ценит наш продукт и остается платящим пользователем. 

4. Продукты с других индустрий

Полезно копировать конкурентов, но также полезно не ограничивать свою сферу исследований только ими. Именно из-за того, что продукты, работающие на одном рынке, со временем становятся все больше похожими друг на друга, важно внимательно рассматривать страницы тарифов в кардинально других нишах.

Следите за продолжением. В следующей статье мы расскажем о типах экспериментов и очередности, в которой их лучше выполнять.

Кавер: Unsplash

Расскажите друзьям про новость