Check-up бизнес-зрения: Татьяна Черненко, CMO Альфа-Банка Украина
31 Окт 2018, 13:40

Check-up бизнес-зрения: Татьяна Черненко, CMO Альфа-Банка Украина

MMR вместе с «Люксоптикой» проверили остроту зрения у директора по стратегическому маркетингу Альфа-Банка Украина Татьяны Черненко

В рамках проекта «Люксоптика» и MMR проверили на факт профдальнозоркости 5 маркетинг-лидеров ведущих компаний страны. В этот раз остроту зрения проверяла директор по стратегическому маркетингу Альфа Банка Украина Татьяна Черненко. Ранее о плодах своего умения видеть дальше, лучше и шире других рассказали CMO GlobalLogic Ukraine Виктория Константинова, глава отдела маркетинга Synevo Ukraine Яна Дехтяр, маркетинг-директор АЗС WOG Ольга Капустина и CMO INTERTOP Ukraine Валерия Толочина.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Татьяна, есть ли в вашей практике незамеченные возможности, в итоге внедренные вашими конкурентами? Как бы сложилась судьба компании и ее вектор развития, если бы тренд был подхвачен вовремя, а лучше с опережением? 

Наверное, было бы странно сказать, что мы идеальны и все всегда успеваем. Банк – это большой маркетплейс, в котором есть разные категории продуктов и сервисов для различных сегментов клиентов, а внутри них есть другие подсегменты и подкатегории. Поэтому быть идеальным и лидировать во всех сегментах просто нереально. Приходится выбирать направления, на которых мы хотим фокусироваться в определенные периоды.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

В начале этого года мы сфокусировались на перезагрузке в малом и среднем бизнесе. Проект по интернет-банкинга для предпринимателей «ОК, Альфа!» был для нас критичным. У нас был интернет-банкинг для бизнеса, но, следуя потребностям предпринимателей, мы предложили им полностью цифровое решение дистанционного обслуживания, которое не требует визита в отделение даже для открытия счета.

В то же время, не могу сказать, что мы сбавляли обороты в каких-то направлениях. В розничном бизнесе мы в начале года запустили кеш-кредиты за 59 минут, летом провели крутую кампанию по кредитным картам с тревел-кешбеком, запустили и развиваем лучшую на банковском рынке программу лояльности, а в ближайшие дни представим рынку новую travel-карту. Единственный сегмент, в котором мы вынуждены крутить педали вдвое быстрее, это молодежный 18-30 лет, который сегодня fully digital. Но это только стимулирует наши амбиции – мы ни в чем не хотим быть вторыми.

На чем компания сфокусирована сейчас в своем развитии? Вы уже запустили «ОК, Альфа!», что дальше? 

У нас несколько точек. Прежде всего, это рост. Ведь маленький бизнес никому не интересен. Ты должен быть достаточно большим, чтобы быть интересным клиентам, рынку, акционеру. Тогда у тебя есть другие возможности, другие амбиции. 

Второе – эффективность. Мы постоянно находимся в состоянии пересмотра внутренних процессов с целью повышения эффективности. 

У нас планируется пилот по роботизации некоторых процессов. Мы пересматриваем подходы к запуску продуктов и сервисов, исходя из параметров поведения клиентов. Если вчера мы запускали продукты для отделений и интернет-банкинга, то сегодня работаем в парадигме mobile first, а иногда и mobile only. Так что диджитал – это наш третий фокус.

Каков ваш рецепт «морковного сока» для поддержания хорошего «зрения» компании? Назовите пять ингредиентов. 

Для любой компании самое главное – люди. Человек может знать много, быть профессионалом, но его отношение может сдерживать успех компании. Поэтому для меня первый ингредиент – открытость в своей категории, в смежных категориях, открытость к миру. Сейчас очень много возможностей появляется на стыке компетенций и отраслей.

Второе – нужно находиться в некомфорте. Зона комфорта засасывает тебя в рутину, в болото, а постоянный выход из зоны комфорта позволяет находить новые пути и возможности.

Третье – не бояться задавать вопросы и выглядеть некомфортно или глупо. Не нужно выглядеть всезнайкой, потому что это ограничивает развитие.

Обязательно нужно развивать команду и быть открытым к своей команде. Молодое поколение мыслит по-другому, а это всегда хороший источник свежих решений. Им нужно давать слово, их нужно слышать. 

И всегда двигаться вперед. Динамика жизни сейчас подобна ходьбе вверх по эскалатору, идущему вниз. Как только ты останавливаешься, тебя отбрасывает назад.

В каких случаях вы «надеваете очки», то есть обращаетесь за помощью к внешним консультантам? 

Не могу назвать себя большим поклонником консультантов. Потому что они часто говорят, что делать, но далеко не всегда говорят, как. Но в то же время я определила для себя моменты, когда экспертиза консультантов будет полезной. 

Первый случай – когда у тебя есть новое видение, стратегия, назрели глобальные изменения. В таком случае именитые консультанты помогают «продать» перспективный проект, например, акционерам. Я видела примеры, когда стратегия, сам документ не изменился, просто в шапке документа появилось название компании, которая известна разработкой стратегий. И у акционеров совсем другая реакция на твои предложения.

Второй случай – технологии. У международных платежных систем есть консультанты, которые помогают найти опыт с других рынков по тем или иным идеям или проблематикам. Это фактически бенчмаркинг по всему миру. МПС могут дать решение с опытом банка, с данными о том, как имплементация решения повлияла на бизнес. И это не про PR, а уже о P&L. Это то, на чем однозначно не стоит экономить, поскольку это очень хорошие кейсы. 

И третий вариант – когда консультант может незамыленным взглядом посмотреть на эффективность твоего бизнеса. Такие проекты могут без особых усилий и изменений давать компании сотни тысяч и даже миллионы долларов прибыли на пересмотре отдельных процессов и тарифов. 

Какие маркетинг-инструменты и как советуете использовать коллегам из кросс-индустрий, чтобы корректировать бизнес-зрение, улучшать фокус? 

Я здесь снова говорила бы не об инструментах, а об отношении. Потому что инструменты достаточно стандартны – мы смотрим на потребителя, на его потребности, делаем продукт. Маркетолог же не может позволить себе быть равнодушным, невовлеченным, ведь его зона ответственности не ограничивается отделом маркетинга. 

И еще важно искать таких же сумасшедших внутри компании. Их можно найти на различных уровнях в компании, но все они будут готовы работать больше. Таких людей нужно искать, их нужно мотивировать и поощрять, нужно объединяться с ними.

За последние восемь лет у вас наблюдается устойчивость в карьерном векторе, вы мигрируете в рамках банкинга. Если бы была возможность сменить отрасль, то в какую бы, кардинально другую отрасль мигрировали и почему? 

Стабильность относительная, потому что три разных банка – это три кардинально разные истории. Если говорить о других отраслях, то, конечно, мне было бы интересно попробовать свои силы в IT – в крупной международной компании или крупном финтех-проекте. 

Я недавно побывала в командировке в Ирландии, в Дублине. У меня не было встреч с банками, а были финтехи, софтверные компании, фонды… В Дублине есть офисы всех крупнейших технологических компаний мира. Это принципиально другой уровень экспертизы, совсем другая динамика изменений. Всего за три дня поездки я получила такой колоссальный заряд, который позволил, с одной стороны, детальнее изучить новые глобальные тренды, а с другой – вернуться на свое рабочее место и посмотреть на банк и всю группу масштабнее и увидеть новые перспективы развития бизнеса. 

Так что же делать, чтобы взгляд не замыливался. Как поддерживаете личную бизнес-зоркость? 

Все достаточно просто – нужно быть открытым для всего нового как ребенок. И, конечно, выезжать, смотреть, слушать, получать новый опыт, желательно за пределами своего сектора. 

После возвращения из Ирландии я получила приглашение на выставку в Европе, а вслед за ним пришло письмо от организаторов с предложением пройти опрос. Я решила пройти его и не пожалела потраченных 20 минут времени. В этом опросе я увидела те же тренды, которые мы с командой и компаниями обсуждали в Дублине. Только в опросе нужно было дать ответ, когда, по моему мнению, эти тренды будут актуальны – через год, два или пять, и насколько серьезное развитие получат эти тренды. С помощью этого опроса я вернулась к той информации, посмотрела на эти тенденции с другой стороны. Это тоже хороший способ быть в тонусе. 

Или, вот, была на встрече в ресторане, где увидела новое решения для исследования удовлетворенности клиентов. Прошла опрос, посмотрела, какая компания предлагает решение, и поделилась с коллегами. Ведь это решение может подойти нам для банка. 

Нужно быть открытым. И, повторю, искать единомышленников внутри компании. Иначе ты будешь единственным сумасшедшим и рано или поздно устанешь кому-то что-то доказывать.

Расскажите друзьям про новость