Замахнуться на terra incognita
12 Июл 2016, 10:27

Замахнуться на terra incognita

Александр Катков рассказал, как в YARCHE придумывался лавроносный стриминговый сервис-стартап, получивший инвестиции Publicis Groupe

В начале июля украинский проект Roopor, созданный рекламным агентством YARCHE, победил в программе по поддержке стартапов и наставничества Publicis90, Publicis Groupe. Стартап стал единственным победителем из стран СНГ и Восточной Европы и получил инвестиции на 100 тысяч евро. Александр Катков, COO YARCHE, рассказал, как в агентстве пришли к этому продукту и научились совмещать рекламную классику со стартап-инновациями и технологиями. Напомним, Roopor дает возможность запускать живые аудиотрансляции одним кликом, сочетая функциональность классического подкаста и сервиса видеостриминга. 

Александр Катков
операционный директор YARCHE

«Саша, ты же диджитал – посмотри, что там с принтером». Эта фраза приблизительно описывает ситуацию, в которой я оказался 9 лет назад, перестав быть просто копирайтером и став заведующим диджитальщиной в одном сетевом агентстве. Потом был свой бизнес, UDAC, который регламентировал понятие «диджитала» на украинском рынке, и много чего еще. Тем не менее, всегда в общем и сейчас в частности я занимался рекламой, уже не один год размышляя, как бы вскочить на несущийся поезд мировой практики – создание рекламных продуктов. Были громкие заявления, программные статьи, конференции, презентации. Много букв и много слайдов. И вот я — в YARCHE, а тут мы склонны просто делать то, что придумалось.  

Множество креативщиков уходят из агентств делать мебель и обувь, потому что «в рекламе они производят грёбаный воздух». Мы поступаем иначе – возвращаем в мою любимую сферу предметность, осязаемость.

Александр Катков
операционный директор YARCHE

Все мы тут копирайтеры, коммуникационные стратеги, дизайнеры, SMMщики. Казалось бы, зачем этим людям то, что сейчас принято называть стартапом? Дело в том, что наш основной продукт – всегда большая идея. А картинка, ролик или сайт – это уже инструменты. Креатив часто приносит и менее привычные инструменты: какой-нибудь гаджет, управляемый движением глаз, или квадрокоптер, постящий в Инстаграм людей с банкой газировки, или торговый автомат, продукты в котором оплачиваются хлопками в ладоши. Всё это относится к категории «неизведанное», требует R&D, сроки которого туманны, а результаты непредсказуемы. В то же время, у маркома по ту сторону стола есть понятные бюджет и тайминг. Десятки непроданых, необъясненных, «непродавленных» проектов говорят об одном: сначала сделай, потом показывай. А что делать, если не купят даже рабочий прототип? Ну как. Не купит эта газировка, купит другая. Иными словами, надо отращивать у себя стартаперское направление, которое будет реализовывать, с одной стороны, коммуникационные инструменты для реализации большой идеи, а с другой – будет бизнесом «в себе».

В мире подобные примеры есть. Кто-то говорит: вот мы занимаемся рекламой, а вот – проектами. У кого-то всё объединено в один поток, и тогда им сложно называться рекламным агентством. Как будет в YARCHE, пока непонятно. Мы в самом начале пути, а его, как известно, осилит только идущий, а не сидящий. Мы решили стартовать и посмотреть, что будет.

Roopor – всего лишь один из продуктов, который делает YARCHE. Есть еще Facemail и еще несколько, имя которых нельзя называть, чтобы не сглазить. Лавроносный стриминговый сервис придумался на коленке среди прочих наших идей, просто потому что захотелось. А его придумщики не из тех, кто оставляют такие вещи на коленке. В этот раз мы решили не инвестировать сами, а поискать деньги снаружи. Не будучи ни айтишниками, ни стартаперами, мы просто запутались в миллионе событий, фондов и инвесторов. Почёсывая затылок, мы натолкнулись на единственное знакомое слово – Publicis. Название одного из крупнейших мировых медийно-рекламных холдингов, представленных и в Киеве в том числе. К тому же, мы вспомнили, что еще в 30-х годах прошлого века основатели именно этой молодой тогда конторы сделали первое в мире коммерческое радио. Сошлись и звезды, и карты. Мы подались, съездили в Париж и неожиданно получили инвестиции.

Сейчас мы с Publicis работаем над аудитом прототипов, готовимся к активной фазе разработки. Через полгода рассчитываем запустить минимально жизнеспособный продукт (или, как говорят, если у тебя достаточно татуировок и рейбенов, – MVP). Чем дальше мы живем с нашим очередным детищем, тем больше становится понятно, что Roopor точно понравится всему креативному классу, жаждущем стать медийной единицей. А для профессиональных работников СМИ приложение может стать буквально рабочим инструментом. Представьте себе радио-диджея, который начинает эфир еще из пробки на Московском мосту. Аудио ведь намного «легче» видео, его смогут стримить даже с нашим как бы 3G. Сколько народных журналистов смогут сообщать текущие новости прямо из палатки под Кабмином или из лодки в бурлящих водах очередного карпатского наводнения! Нажал кнопку – и сам себе радио.

Что дальше? Уверены, что всё будет хорошо, хотя бы потому что живы и растут и Facemail, и те самые, «другие». Первый недавно запустился и сейчас планирует рекламную кампанию на Штаты с ОАЭ. Распухает база данных, пилятся дизайны, придумываются фичи. Тестируем — пилим — тестируем. 

Скажу честно, носясь с идеей рекламных продуктов, я не надеялся, что когда-нибудь всё это станет настолько реально. Ведь добрая треть украинских маркомов постоянно требуют так называемых инноваций, получив их, восторгается грандиозными перспективами и быстро ставит всё «на холд», чтобы не дай бог не пришлось чего-то воплощать, ведь это terra incognita. А вдруг не получится?  

Коллеги по рекламному цеху тоже, знаю, работают над тем, чтобы отрастить у себя R&D, но пока сложно сказать, кто преуспел. 

Александр Катков
операционный директор YARCHE

Нам в YARCHE в какой-то момент стало ясно, что, вместо того, чтобы носить бесконечные слайды бесконечным бренд-командам, надо просто делать то, что придумалось, развивать и прилагать усилия, чтобы это всё кто-то купил. Сейчас у нас минимум три проекта, которые одновременно являются чистой воды стартапами и при этом обладают мощным потенциалом рекламных инструментов. 

Кому это все продавать? Да хоть бы и французскому рекламному холдингу, почему бы нет? Уже сейчас активировались переговоры с текущими клиентами о продуктах, придуманных под них, а к существующим проектам стали проявлять интерес те, кому не всё равно, что будет с их рекламой завтра.

Потребитель-то явно устал от просто букв и просто картинок. Еще когда был запущен Nike+, стало понятно, что рекламе мало просто «говорить», надо что-то давать. Любой человек будет с удовольствием пользоваться полезной штукой (будь то приложение или какой-то гаджет), если она действительно полезна и решает какие-то его насущные задачи. А за пользу он будет благодарен тому бренду, который штуку ему дал. Видите? Эта штука или «рекламный продукт», как мы называем их в YARCHE  – должен стать одним из результатов деятельности любого рекламного агентства. Ведь придет время, когда ролики, постеры и баннеры окончательно перестанут работать. Куда в такой ситуации бросать свой креативный потенциал?

И пока коллеги размышляют над этим за круглыми столами и трибунами, мы решили успокоиться и делать. 

Вот так просто. 

Расскажите друзьям про новость