22 Фев 2017, 09:21
PR

Украинский пиарщик — работа для любого?

Дмитрий Кисилевский PRодолжает учить держать вилку (читай писать пресс-релизы) начинающих пиарщиков

Дмитрий Кисилевский, директор по корпоративным отношениям «Интерпайп»,
перенял эстафету Светланы Павелецкой, которая предложила свой перечень критериев, помогающих всем, кто хочет стать подкованее в PR. Итак, какие базовые навыки должны иметь начинающие пиарщики на входе в профессию, чтобы управлять репутацией грамотно.

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

На PR-марафоне я буду участвовать в дискуссии о стандартах в PR. Эта тема довольно многогранна — обсуждают этические стандарты, и коммерческие, и взаимоотношения между участниками процесса коммуникаций. Я же, вслед за Светой Павелецкой хочу затронуть вопрос стандартов на навыки, которыми должен обладать молодой пиарщик при входе в профессию. 

Если посмотреть на карьерный путь пиарщика, то упрощенно он такой: специалист — начальник отдела — руководитель функции. Каждому этапу соответствует своя работа: использование базовых навыков и инструментов — решение коммуникационных задач с помощью инструментов — решение задач бизнеса посредством перевода их в коммуникационные задачи.

За последние 10 лет профессия шагнула далеко вперед. В связи с чем мы много говорим об управлении репутацией и кейсах. Это хорошо и важно, но за своими заботами и карьерным ростом мы забыли о базе. 

Что знают и умеют те, кто приходят сейчас к нам на работу? Откуда они получили знания, где наработали навыки, которые помогают им выполнять хотя бы самые простые задачи? 

Высшее образование. Оно дает, в лучшем случае, общую эрудицию и редко — навык писать. Нормального высшего образования по коммуникациям я не встречал. КИМО или Могилянка — возможно, и то с оговорками. 

Конференции-интенсивы. Дают ощущение профессии, кейсы можно послушать, нетворкинг в профессиональной среде. Увы, к образованию это никакого отношения не имеет. Хорошо описывается словом infotainment. 

Отраслевые СМИ и специализированные паблики. Дадут представление о коммуникационном бизнесе, о звездах профессии и том, что на слуху. Можно составить представление о буднях коммуникаций.

И вот эти молодые специалисты — с высшим образованием ни о чем, багажом новых слов с последнего лектория и напитавшийся фейсбучной мудрости — приходят на работу. Что он или она там будет делать? Управлять репутацией? Кого мы пытаемся обмануть! 

Будет писать пресс-релизы и посты, делать бюджеты, картинки вставлять в презентации, мероприятия организовывать, счета на оплату ставить. Но умеет ли он или она это делать? Мой опыт работодателя говорит, что нет. Их нигде этому не учат. 

И да, я скорее найму того, кто умеет и хочет работать руками, чем того, кто красиво рассуждает о высоком. Смыслу профессии я его научу. А вот учить его держать вилку (читайте писать пресс-релизы) сил не хватает. 

В этом я вижу большую проблему. Сложно находить людей для выполнения простых понятных действий, из которых складывается общий результат. Особенно остро это ощущается за пределами Киева. 

Считаю, это весомый повод для PR-сообщества подумать над двумя вопросами: 

— какие базовые навыки должен иметь молодой человек на входе в профессию. Тут можно было бы договориться о перечне и требованиях. 

— как сделать, чтобы они вырабатывали навыки еще до прихода к нам. Именно вырабатывали, ведь навык — это как пресс. От одной тренировки не появится.

Вот мои задумки, которыми могло бы заняться в этой связи наше отраслевое объединение: 

1) наконец сообщить вузам, которые готовят пиарщиков, что они делают это плохо. И заняться внесением изменений в учебные программы. Эта тема нас может привести к идее сертифицировать факультеты / специальности, которые готовят пиарщиков. 

2) озаботиться тем, где студенты могут приобрести навыки работы в профессии во время учебы. Это могут быть пресс-службы вузов, волонтерские проекты и т. д. Мы как отрасль могли бы им оказывать методологическую и консультационную поддержку. 

3) ввести сертификацию молодых специалистов по аналогии с IT-cертификациями или TOEFL. Это мог бы быть экзамен, сдача которого подтверждала бы, что человек владеет минимальными навыками, необходимыми для работы в профессии. Эта задача привела бы нас к согласованию списка требуемых навыков, выработки стандарта на них и необходимости признания крупными работодателями такой сертификации. 

4) возродить CIPR в Украине. Мне кажется, это была единственная учебная программа, которая давала образование по коммуникациям. Не развлечение, не корочку, а именно образование в самом позитивном смысле этого слова. Но это уже не про навыки.

КУПИТЬ БИЛЕТ

Расскажите друзьям про новость

Новое видео