10 Июл 2009, 10:38

Продажи билетов растут, но кинотеатры теряют прибыль

А зрители экономят на попкорне и мороженом

Продажи билетов растут, но кинотеатры теряют прибыль

За первые семь месяцев киносезона (кинопрокатный год начинается 1 декабря) кинотеатры заработали на продаже билетов, по данным журнала «Кинобизнес сегодня» в пересчете по официальному курсу ЦБ, 12,4 млрд руб. — на 19,3% больше, чем годом ранее. За календарные полгода выручка кинотеатров тоже выросла — на 18,5% до 11,2 млрд руб. (данные Movie Research).

Но, несмотря на рост доходов, прибыль кинотеатров падает, пишут "Ведомости". Первая причина — изменение курса рубля. В долларах выручка от продажи билетов упала на 15,7% до $374,7 млн, подсчитал «Кинобизнес сегодня».

В долларах подсчитывают кассу производственные студии, которым необходимо сопоставлять, сколько фильм заработал в разных странах, и подсчитывать его общую кассу по миру, указывает начальник отдела статистики журнала Сергей Лавров. Кроме того, часть расходов кинотеатров зафиксирована в валюте, поэтому ослабление рубля и падение сборов в долларах негативно сказалось на их рентабельности, говорит гендиректор «Невафильм Research» Олег Березин. Это аренда, закупки оборудования, внешние займы, перечисляет такие расходы гендиректор сети кинотеатров «Синема парк» Сергей Китин.

На оплату аренды, по словам гендиректора «Каро фильма» Игоря Ильчука, приходится 13-17% всех затрат киносетей. Доля площадей, ставка аренды по которым привязана к плавающему курсу доллара, у киносетей разная. У «Каро фильма» таких площадей меньше 15%, а «Синема парк» платит в условных единицах практически за все арендуемые кинотеатры. В 2005 г. эта сеть получила трехлетний кредит Всемирного банка на $20 млн и в этом году произвела первые выплаты по нему.

Также компания закупает цифровое оборудование для своих кинозалов, цены на которое также зафиксированы в валюте, отмечает Китин. В итоге 15-20% текущих затрат «Синема парка» напрямую зависят от курса доллара, что не может не влиять на рентабельность сети, сказал он. Заметная часть расходов «Киномакса», прежде всего аренда и выплаты по кредитам, зафиксирована в валюте, говорит заместитель гендиректора сети Ирина Туманова, отказавшись уточнить цифры. А вот у «Каро фильма» от курса доллара зависит минимальная часть расходов, утверждает Ильчук, лишь небольшая часть заимствований сети переведена в валюту.

«Зрители перестали покупать попкорн и есть мороженое перед сеансами, они тратят деньги только на билеты», — жалуется Туманова. Доход от продажи сопутствующих товаров у «Киномакса» по сравнению с прошлым годом снизился в рублях минимум на 35%, говорит она. Такие товары, по словам Ильчука, приносят кинотеатрам от 30% до 60% дополнительной выручки к реализации билетов и их продажа более рентабельна по сравнению с билетами. У «Каро фильма» доходы от торговли попкорном и мороженым снизились на 10%, указывает он, рентабельность сети осталась на прежнем уровне, но для этого компании пришлось радикально урезать расходы.

«Киномакс» пострадал больше, потому что основная часть его кинотеатров находится в регионах, которые чувствуют себя гораздо хуже, чем столицы, объясняет Туманова. В июне средняя заполняемость зала у сети по сравнению с прошлым годом стала меньше на 30% и только за счет увеличения числа залов вдвое доходы «Киномакса» выросли по сравнению с прошлым годом на 25%, уточнила она. При этом прибыль компании сильно упала. У «Синема парка» рентабельность по EBITDA снизилась на 3 процентных пункта, говорит Китин, при увеличении доходов на 3-5%.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео