18 Ноя 2014, 07:47

Почему Sanoma покидает украинский медиарынок

В Украине издатель терял деньги со скоростью 10 млн гривен в год

Почему Sanoma покидает украинский медиарынок

Финский медиахолдинг   До конца 2014 года редакции украинских изданий Sanoma — Esquire Украина,  National Geographic, Harper’s Bazaar, "Домашний очаг" и Men’s Health — прекратят свое существование. "Последний номер — январский — поступит в продажу в конце декабря", — прогнозирует Ольга Вальчишен, главный редактор National Geographic Украина. Онлайн-версии изданий будут выходить до 31 декабря 2014 года.

 

Объясняя  решение о прекращении хозяйственной деятельности, Sanoma Media Ukraine ссылается на кризисное состояние рынка печатной прессы в Украине и финансовые резоны. "В Sanoma не прогнозируют улучшения ситуации на медиарынке в течение следующего года как минимум. Они не готовы были спонсировать холдинг в течение этого времени", — подчеркивает собеседник Forbes, знакомый с ситуацией внутри компании.

Издательский бизнес Sanoma в Украине был убыточным. По данным Forbes, в 2012 году выручка ООО "Издательские инициативы" (юрлицо финской компании в Украине) составила  24,161 млн гривен, чистый убыток — 10,709 млн гривен. Выручка в 2013 году — 19,539 млн гривен, чистый убыток — 15,607 млн гривен. Год  назад Sanoma Media Ukraine из-за падения рынка прессы уже закрыла два проекта — женский глянцевый журнал Sensa и журнал о дизайне интерьеров Casaviva, который выходил раз в месяц.

В 2013 году материнская компания Sanoma Oyj приняла решение о трансформации компании. Она предусматривала сокращение бизнеса в Центральной и Восточной Европе, и развитие на рынках Нидерландов и Финляндии

Последние полтора года Sanoma пыталась продать свой украинский бизнес в рамках глобальной стратегии сокращения присутствия в Восточной Европе. Как говорит собеседник Forbes, еще год назад к активам проявляли интерес, но процесс переговоров осложнялся тем, что Sanoma очень настороженно относится к непрофильным игрокам. "Они не рассматривали олигархов", — поясняет он. С началом политической и военной дестабилизации в Украине шансы найти покупателя стали и вовсе мизерными. В результате "пристроить" удалось лишь один бренд — лицензию на журнал "Cosmopolitan Украина" и сайт cosmo.com.ua  приобрел издательский дом Hearst Shkulev Ukraine, который издает более 60 версий Cosmopolitan по всему миру. "Приобретение лицензии на издание Cosmopolitan полностью соответствует стратегическому направлению развития компании и позволит закрепить лидирующие позиции нашей компании в сегменте глянцевых изданий", — цитируется в сообщении Hearst Shkulev Ukraine генеральный директор компании Сергей Мирошниченко. Как подчеркнул президент Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев, переговоры о приобретении лицензии велись с компанией Hearst, которая заключала новое лицензионное соглашение вместо переставшего действовать договора с Sanoma.

По подсчетам заместителя главного редактора "Esquire Украина" Алексея Тарасова, в связи с закрытием медиахолдинга работу потеряют около 130 человек. "Но нужно признать, что Sanoma повела себя очень порядочно, все финансовые обязательства выполнены, сотрудникам выплачены компенсации", — добавляет коллега Тарасова по холдингу, пожелавший остаться неназванным.

Как отмечает Алексей Погорелов, директор Украинской ассоциации издателей периодической печати, зачастую издатели мультинациональных брендов сотрудничали с международными агентствами, имеющими офисы в Москве, откуда координировалась работа на нескольких рынках: "Бюджеты распределялись там. Игроки украинского рынка еще несколько месяцев назад жаловались, что сюда деньги просто не доходят". Девальвация гривны усугубила проблемы издателей. "Точно подорожала бумага, услуги печати, логистика", — перечисляет Погорелов.

Рекламный холдинг Publicis Group прогнозирует падение  рекламного рынка в долларовом эквиваленте по итогам года на 32% (по курсу 11,5 грн/$). В 2013 году объем рынка, согласно данным Всеукраинской рекламной коалиции, составил 10,6 млрд гривен. В наименьшей степени просели показатели тиражей и рекламных поступлений в категории женского глянца. "Для оставшихся на рынке изданий уход Sanoma открывает новые возможности. Спрос на качественную информацию очень высокий", — говорит Погорелов, подчеркивая, что несмотря на уход ряда медиабрендов, количество печатных изданий в Украине все еще исчисляется тысячами.   

Погорелов напоминает, что лицензионные международные бренды обладают дополнительным запасом прочности, так как предусматривают дополнительные гарантии соблюдения стандартов со стороны лицензиара и генерируют стабильный спрос. Но опыт Sanoma доказывает — состояние медиарынка может нивелировать это преимущество.    

 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео