Плагиативная наркомания: неочевидная зависимость, диагностика, лечение
16 Май 2018, 08:00

Плагиативная наркомания: неочевидная зависимость, диагностика, лечение

Рекламный критик Zyazyaveka отходит от роли строгого судьи, разоблачает причины плагиата и делает все, чтобы оставить себя без работы

Интеллектуальная клептомания, работа по референсу или просто плагиат. Эта зависимость, захватывающая умы рекламщиков по всему миру, имеет много имен. Пришло время снять с нее маску котёнка.

Zyazyaveka
рекламный критик и самый ненавистный человек среди рекламного сообщества

Коварная ловушка зависимости

Начинается все невинно. Ты — новичок, ты полон энергии и сил. Ты хочешь расти, смотришь чужие работы, пытаешься повторять за лучшими, копируешь их стиль, образ мышления… И это нормально. На этапе обучения, повтор — один из самых эффективных методов развития. 

Затем ты получаешь реальный проект. Ты понимаешь: здесь уже нельзя просто взять чужое, нужно работать усерднее, генерировать по-настоящему оригинальные идеи. Но, позже, от более опытных коллег ты слышишь: «Расслабься, всё стоящее уже кем-то придумано, everything is a remix, нет ничего оригинального». Это популярная теза, часто используемая в качестве оправдания заимствования и плагиата, и, ещё чаще, понимаемая неправильно. 

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Действительно, думаешь ты, трудно найти что-то исключительно оригинальное, созданное «с нуля», не опирающееся на существующие знания, концепции, произведения. С некоторой долей приближения и правда можно сказать, что творческий процесс — это создание нового, путем смешивания существующих идей, опыта, прошлых наработок. Но, ловушка состоит в том, что ты не обратил внимания на самое важное слово. Создание, чёрт побери, нового. Но-Во-Го.

Почему мы продолжаем красть?

Попробовав раз, ты начинаешь воровать все чаще и чаще. Слово плагиат — неприятное, потому ты гордо зовёшь это вдохновением. Но ты идёшь искать это вдохновение не в кино или театр, не на концерт любимой группы… Нет, ты ищешь его на Ads of the world, MMR.ua, Behance. Ведь это проще, быстрее, здесь можно найти уже готовые решения, а не просто пищу для размышлений. Всё. Ты на крючке. 

Отсутствие осуждения к такому подходу внутри профессионального сообщества только укрепляет зависимость. Ты привыкаешь к тому, что в качестве идеи могут приноситься чужие рекламные кампании, нужно лишь употребить избавляющее от ответственности волшебное слово «референс».

Отрицание проблемы — первый признак

Как и в случае с любой другой зависимостью, первый шаг к решению проблемы — признать ее. Наркоман не считает себя больным. Точно так же и человек с пиздинговой зависимостью не в состоянии осознать её. 

«Я не хочу об этом говорить» 

Большинство креативщиков и агентств выбирают стратегию молчания в ответ на попытку разговора о заимствовании в их работах. Они рассчитывают на то, что вскоре интернет поглотит этот инцидент, и все об этом забудут. Так и происходит, но замалчивание проблемы приводит только к усугублению зависимости. 

«У нас все совсем иначе» 

Специфическое эмоциональное состояние зависимого не позволяет ему объективно воспринимать реальную ситуацию, теряется способность к критическому мышлению. Креативщик прекрасно видит сходство в чужих работах, но не может объективно взглянуть на свою. Концентрируясь на незначительных отличиях, он убеждает себя в мысли, что сходства нет, либо, что оно незначительное. 

«Это вышло случайно» 

Попытки списать повтор на случайное совпадение столь же распространены сколь абсурдны: креатившики тратят дни и недели на поиск идеи, но не способны выделить минуту на проверку оригинальности. Не верится, что у них нет времени погуглить. Скорее причиной является безразличие в вопросе вторичности креатива, а это — один из симптомов.

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ТЫ СЛЫШИШЬ ПОДОБНУЮ РИТОРИКУ — ВЕРОЯТНО ТЫ ИМЕЕШЬ ДЕЛО С ПЛАГИАТОВЫМ НАРКОМАНОМ. БУДЬ ОСТОРОЖЕН, НЕ ВОСПРИНИМАЙ ЕГО СЛОВА ВСЕРЪЕЗ, НЕ СЛУШАЙ ЕГО СОВЕТОВ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ТВОЙ КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР. СКОРЕЕ ВСЕГО, ЭТОТ ЧЕЛОВЕК — БОЛЕН.

Методы профилактики

Ни один рекламщик на Земле не принимал сознательного решения быть посредственным, плагиат тихо и незаметно входит в твою жизнь. К счастью, существуют методики профилактики.

1. Расширяй кругозор

Не ищи вдохновения на профильных сайтах (это не значит, что нужно отписываться от MMR )), — Ред.). Курсы и лекции о рекламе/дизайне так же не сделают тебя более креативным. Читай книги, смотри фильмы, путешествуй, будь внимательнее к миру.

2. Создавай новые смыслы

Работая по референсу, убедись, что твоя интерпретация старой идеи — это новый взгляд. 

Ты должен улучшить, а не повторить. Вот удачный пример: шведский фонд защиты детей больных раком детей нарочно повторил трюк с интерактивным ситилайтом Apotek. 

 

Но не просто повторил, а донес новый смысл.

3. Проверяй свои идеи

Рекламщики всего мира работают примерно с теми же продуктами, задачами, инсайтами. Поэтому, стоит проверять свой креатив, даже если ты уверен, что придумал всё сам. В случае сомнений в оригинальности, можешь выслать идею мне на почту [email protected] — это конфиденциально и бесплатно.

Смотрите подборку плагиата, кадр в кадр слизанного с оригинала, от рекламного критика Zyazyaveka. 

Расскажите друзьям про новость