Дело «Ревизор» (Новый канал) vs «Инспектор Фреймут» (1+1) открыло для медийного рынка сразу несколько вещей. Во-первых, показало, как в споре об интеллектуальной собственности дойти до Верховного Суда Украины (заседание состоится завтра) и как в хозяйственном споре может возникнуть «уголовщина». (К слову, это один из немногих споров об интеллектуальной собственности, который зашел так далеко).
Во-вторых, это дело обратило внимание украинских юристов на такой непривычный объект интеллектуальной собственности, как «телевизионный формат», а нас, в StarLightMedia, заставило познакомиться с Международной ассоциацией признания и защиты форматов. Мы настолько погрузились в мировую практику в этой сфере, что составили свод советов из разных авторитетных источников на эту тему. Чем и делимся с ММР. Надеемся впредь не наступать на те же грабли.
Стоимость интеллектуального продукта напрямую зависит от способности его защитить: кто будет платить за то, что и так можно взять, бесплатно? А так как мы, медийно-рекламный бизнес, – часть креативной экономики, создаем и продаем объекты интеллектуальной собственности, то вопросы их защиты могут в какой-то момент оказаться остро-актуальными. Мы изучили множество практических советов от международных специалистов по защите таких объектов интеллектуальной собственности, как телевизионный формат. В материале использована информация от Международной ассоциации признания и защиты форматов FRAPA, Производителя телевизионных форматов Fremantle Media и британской юридической компании Lewis Silkin.
Итак, как защитить свой объект интеллектуальной собственности? (на примере ТВ-формата)
1. Покажите, что вы серьезно намерены защищать свой продукт. Все, кто может только подумать о том, чтобы скопировать его, должны быть уверены, что вы будете за него драться. Воруют у тех, кто не защищается. Учитесь агрессивной защите своей интеллектуальной собственности у Disney, Endemol, Freemantle.
2. Как только заметили копирование, ведите себя активно. Начинайте защищать свой продукт на самых ранних стадиях плагиата, пока конкурент не успел вложить в него много денег и времени.
3. Взвесив все «за» и «против», оценив свои ресурсы, подавайте в суд, но, только убедившись, что у вас есть для этого веские основания.
4. Покажите (напишите авторскую колонку с картинками, например), как создавался формат: кем, когда, как родилась идея, как она развивалась. Продемонстрируйте весь творческий процесс. Укажите даты и состав встреч, на которых он обсуждался.
5. Устного обсуждения недостаточно: записывайте и распечатывайте, обозначая, чьи идеи описаны на распечатках. Применяйте старый добрый способ защиты: послать описание идей в конверте по почте самому себе и хранить в нераспечатанном виде. И все обновления документов – тоже.
6. Помните, в международной практике идеи не защищаются (иначе было бы невозможно творческое развитие человечества), но защищается воплощения идей.
7. Храните все картинки! Декораций, сцен, композиций, визуализации идей.
8. Сохраняйте все мейлы, которые относятся к формату: что, когда и кому было сказано и отправлено. Не удаляйте переписку.
9. Сохраняйте также все поправки и нововведения к продукту. Храните их, как отдельные «версии» и никогда не записывайте новую версию поверх старой.
10. Если в вашей категории существуют каталоги, как они есть в сфере телеформатов, то зарегистрируйте в них свой продукт. Также записывайте туда все новые идеи касательно него. Сразу задайте и соблюдайте строгую структуру материалов.
11. Сохраняйте распечатки всех предложений потенциальным покупателям формата, включая те, что были посланы в бумажном конверте и вернулись неоткрытыми (а не открывать письма с предложением ТВ формата – это как раз совет, как защититься от иска за плагиат).
12. Подписывайте NDA, везде, где возможно. Если это невозможно, устно настаивайте на конфиденциальности информации, которую вы передаете собеседнику. Напишите «строго секретно» на обложке «библии формата».
13. Постарайтесь оформить подробную «библию формата». Чем детальнее, тем лучше.
14. Как торговые марки отдельно можно зарегистрировать элементы формата: название, логотип, слоган, дизайн.
15. Зарегистрируйте сразу доменное имя с названием формата (и создайте страницы в социальных медиа).
16. Если есть бюджет – снимите пилотную версию проекта, которая будет содержать все ключевые элементы формата.
17. Помните – важна оригинальность не отдельных элементов, а их сочетания и последовательности.