В Харькове 22 марта прошел мастер-класс в рамках SHKALA - Форума по коммуникациям для социальных и поведенческих изменений, который организуют проект ЕС для развития гражданского общества в Украине, ЮНИСЕФ в Украине и MMR. Форум состоится 30-31 мая в Киеве, а пока MMR делится ключевыми моментами выступления на харьковском мастер-классе Макса Бурцева, владельца и креативного директора рекламного агентства Arriba!, владельца школы маркетинга и коммуникаций «Багаж», и Светланы Доценко, координаторки по коммуникациям Проекта ЕС для развития гражданского общества в Украине.

Ранее Макс Бурцев и Светлана Доценко рассказали о том, есть ли место креативу в социальных кампаниях.

Наше представление о людях, когда мы сидим в офисе, очень сильно отличается от того, когда мы сами выходим на улицу и становимся теми людьми, с которыми работает социальная реклама.

Реклама для обычных людей — это толстый, потный, волосатый мужик, который вечером выбивает ногой дверь в вашу квартиру, залазит к вам на диван и рассказывает о классном продукте, который обязательно нужно купить.

Социальная реклама — очень интимная и тонкая штука, потому что она работает напрямую с ценностями человека.

У любой коммуникации есть две основные задачи: изменение мнения или поведения человека и информирование общественности о проблеме, о которой никто не знает. Если проблема серьезная, но о ней не говорят, я за то, чтобы говорить о ней максимально шоково.

Для социальных коммуникаций очень важно получить огласку в СМИ. Даже маленькое действие, происходящее, условно, на остановке, которое тиражируется в СМИ, привлекает гораздо больше внимания к проблеме, выводит ее в топ.

Любая коммуникация начинается не с нашего намерения поменять или донести что-то, а с обычных разговоров с людьми, для того чтобы понять, как они относятся к определенной теме, где у них есть барьеры. 

Никто искренне не любит, когда давят на жалость. Люди охотнее спонсируют борьбу с тяжелой проблемой, представленной в позитивном ключе.

Классно, когда социальная реклама вдохновляет, интригует и вызывает уважение к ее создателям.

Чтобы поменять мнение или поведение человека, нужно выходить с нулевой позиции в разговоре с ним. Нам необходимо понять мотивы поведения человека, понять, как мы хотим его поменять, и представить решение, которое не будет выжимать из него соки, а будет светлым пятном. Вокруг нас и так много жести и грязи. Если социалка будет использовать эти же методы, случится катастрофа. 

При подаче грантовых заявок общественные организации часто не учитывают момент важности онлайн-коммуникации своего проекта и не прописывают это детально в своих бюджетах. Обычно на буклеты и брошюры деньги есть, а на дизайнера, копирайтера или SММ-менеджера – нет.

Когда новый проект вашей организации рассчитан на год-два, не нужно сразу создавать сайт, Facebook-страницу: на их раскрутку уйдет много денег и времени. Вашему сайту нужно продвижение и хорошая настройка SEO, чтобы Google-поисковик индексировал вашу страницу в топ-10. Так и с Facebook-страницей: необходимо время, чтобы собрать подписчиков. Ищите партнеров: вы можете прийти в релевантные СМИ и предложить свое партнерство, к примеру, спецпроект, потому что у вас есть экспертиза в определенном вопросе и вы друг другу будете полезны. Ваша организация усилит контент издания, а вы публикуетесь в уже известном СМИ. Win-win. 

У всех проектов общественных организаций есть две большие головные боли: financial resource и human resource.

Вы можете усилить свою коммуникацию, заручившись поддержкой лидера мнений по вашей теме. Амбассадор вашего социального проекта может помочь вам  в кризисных коммуникациях, когда на вас льется поток критики в СМИ.

Студенты + НГО = креативные решения. Если вам не хватает человеческих ресурсов, выберите в своем городе университет, поговорите с кафедрой и предложите им свой кейс. Студенты будут чувствовать свою важность, предлагая свои идеи, а у вас будет качественный и креативный продукт, на который вы наложите свою экспертизу. Идите к студентам, которые учатся по специальности «социология», «пиар», «журналистика». Студенты всегда на волне хайпа и могут предложить вам креативные решения для вашей коммуникации.

IT-компании + НГО = технологическое решение. IT-компании часто проводят внутренние хакатоны, и вы можете предложить им свой проект, а они помогут подобрать к нему технологическое/инновационное решение. Так, компания MacPaw вместе с ГО «Україна без сміття» разработали приложение «Сортуй», а команда студентов КПИ им. Игоря Сикорского под менторством Infopulse Ukraine разработала и запустила в чат-бота-сортировщика.

Агентства + НГО = pro bono. Пробуйте предлагать свои темы креативным и диджитал-агентствам, ведь они также заинтересованы в социальных проектах.

Бизнес + НГО = социально ответственная программа. У бизнеса в Украине все чаще появляются социально ответственные программы, к примеру, сотрудничество супермаркета «Сільпо» и ГО «Україна без сміття». 

Следующие мастер-классы по Форуму состоятся: 

Днепр — 12 апреля; 

Киев — 25 апреля; 

Одесса — 14 мая.