Насколько все плохо
Статистики рейдерских атак как таковой нет.
Официальные цифры такие: по статистике Генеральной прокуратуры за 2018 год было расследовано 125 атак. Антирейдерской комиссией Министерства Юстиции было рассмотрено 400 жалоб и намного меньшим является число представителей бизнеса, которые обратились в международные институции, а именно в Офис бизнес-омбудсмена – 28. При этом в Антирейдерский союз, который помогает предпринимателям противостоять рейдерам уже более 12 лет, поступила информация об около 1000 рейдерских атак на бизнес в 2018 году. Эту цифру также некорректно считать официальной статистикой, однако мы предполагаем, что узнаем о большинстве таких случаев.
Таким образом, можно с уверенностью предположить, что приблизительно половина бизнеса, который сталкивается с рейдерскими атаками, противостоит им самостоятельно или исключительно с помощью профильных бизнес-объединений, таких как Антирейдерский союз предпринимателей Украины.
Роль работы в публичном поле
Рейдерскую атаку можно квалифицировать как классический бизнес-конфликт. Он разворачивается одновременно в четырех полях: силовом, юридическом, административном и публичном. Заняв доминирующее положение хотя бы на одном из полей, становится проще противостоять рейдерам на всех других. При этом, получив лидерство именно в публичном поле, вы получаете значительные преимущества в работе как с контролирующими органами, так и юристами, и с силовыми структурами.
Когда PR спасает бизнес
Рейдерская атака – это кризис, который требует сильных, четких и быстрых антикризисных коммуникаций. Роль PR-специалиста становится стратегически важной.
Хорошо, если это понимает собственник. Во время любого кризиса, а тем более рейдерской атаки, именно собственник должен предоставить PR-специалисту равенство, а иногда и первенство по сравнению с работой юридической службы.
Советы тех, кто «собаку съел»
По опыту Антирейдерского союза, эффективная работа в публичном поле состоит условно из трех шагов.
Шаг 1 – в день рейдерской атаки.
К сожалению, рейдеры обычно не предупреждают, в какой день и в котором часу они планируют атаковать ваш бизнес. Поэтому на 100% вы не будете готовы никогда.
Поэтому в день рейдерской атаки PR-специалист не столько реагирует, сколько документирует происходящее. Его основная задача – аккумулировать контент, который в будущем аргументирует позицию компании, послужит доказательством незаконных действий рейдеров для юристов, вызовет недоумение общественности и осуждение бизнес-сообщества в соцсетях, а следовательно, станет неудобным для государственных органов и регулятора.
Важно снять эмоциональную картинку и быстро обеспечить приезд на место событий съемочной группы. Все мы понимаем, что, какие бы отличные контакты у вас не были с телевизионными журналистами, рассчитывать на то, что в день рейдерской атаки они бросят все и приедут к вам в течение часа, невозможно. Нужен план «Б». Мы в Антирейдерском союзе, не раз столкнувшись с проблемой, когда журналисты не могут среагировать настолько быстро, насколько необходимо, собрали свою съемочную группу. В случае рейдерской атаки она приезжает с камерами в течение 40 минут.
В любой ситуации помните, что, имея доступ к предприятию, вы всегда можете заснять материал на свой смартфон. Главное – найти наиболее эмоциональных спикеров, которые будут достаточно привлекательны в коротком сюжете. Главным героем сюжета может быть не только CEO, но и сотрудники предприятия, и юридическая служба.
Шаг 2 – разработать PR-план на ближайшие 3-5 дней уже в более спокойной атмосфере.
С первого дня в рейдерский конфликт включаются юристы, но юридические процедуры требует некоторого времени. И пока непонятно, кто сильней в юридическом поле – вы или ваши противники, важно, чтобы PR-специалист поддерживал общественный интерес к теме. Это поможет юристам и CEO построить сильную правовую позицию. PR-план на ближайшие 3-5 дней должен включать, на первый взгляд, очевидные вещи, но очень полезные действия.
В первую очередь, нужно организовать официальную пресс-конференцию, на которой обязательно должны присутствовать CEO, журналисты, представители профильных бизнес-объединений, Антирейдерского союза, органов местной или центральной власти.
Следующий пункт – разработка контент-плана для сайта, FB страницы и тех медийных ресурсов, которые вы контролируете. И вот здесь очень пригодится весь материал, который вы сняли в день рейдерской атаки. Собранный вами контент поможет рассказать собственную, правдивую, эмоциональную версию произошедшего. В дальнейшем подробно рассказанная история может трансформироваться в журналистские расследования, если ваше предприятие является градообразующим, имеет любое другое стратегическое значение для сектора, населенного пункта или страны.
Обязательным пунктом вашего PR-плана должно быть обращение к профильным и другим значимым бизнес-ассоциациям страны с просьбой высказать публичную поддержку вашей компании в виде официальных писем, обращений от имени президентов этих ассоциаций. Дополнительно вы можете сделать официальные запросы в Офис бизнес-омбудсмена, в МинЮст или к отдельным депутатам, в сферу деятельности которых может входить ваша отрасль.
Шаг 3 – выводы на будущее.
После того, как буря стихнет, вы сможете трезво оценить, насколько ваши бизнес-процессы готовы к кризису и кризисным коммуникациям. Мы предполагаем, что на сегодняшний день практически на всех предприятиях есть заготовленный план антикризисных коммуникаций.
Но на случай, если вы только планируете его разработать, несколько пунктов, которые важно не пропустить:
1. Контроль над доступом к вашим информационным ресурсам. Вы должны элементарно знать логин и пароль для входа на FB-страницу компании и быть администратором этой страницы. Всем знакома ситуация, когда страничка предприятия была создана сотрудником, который уже не работает в компании, и открыта она была только на рабочем компьютере, который находился на территории захваченного предприятия. В итоге жертва атаки оставалась без доступа к странице компании.
2. Актуальная база СМИ. Регулярно обновляйте и дополняйте вашу базу с контактами журналистов. В первую очередь это касается отраслевых СМИ. Информационное поле отдельной отрасли всегда менее загружено, чем поле всей страны. Вероятнее всего, что отраслевые СМИ быстрее обратят внимание на вашу историю.
3. Налаженная работа с лояльными журналистами. Общая база журналистов – это полезно, но дружественные журналисты, которые будут готовы быстро и качественно рассказать вашу историю, – наибольшая ценность.
4. Членство во влиятельных бизнес-сообществах вашего сектора и страны (AmCham, EBA, Антирейдерский союз, CEO Клуб), чтобы в случае рейдерской атаки эти бизнес-ассоциации публично выразили поддержку и смогли усилить вашу публичную позицию.
5. Перечень FB-ресурсов, групп, сообществ (желательно с аудиторией от 5 000 подписчиков), которые также смогут вас поддержать во время информационного кризиса и будут готовы распространять вашу историю.
6. Бюджет. Кризис – это дорого. Когда на предприятие совершается атака и оно находится в кризисной ситуации, все смежные службы и услуги становятся намного дороже из-за срочности и важности запроса. Так дорогими становятся юридические, журналистские услуги, PR-услуги и прочие необходимые. И в такой ситуации спасти вас сможет неприкосновенный бюджет, сформированный заранее на случай кризиса.