Для нового поколения работать в агентстве стало менее модно – это повлияло и на стоимость персонала в целом. Второе полугодие 2015 года обозначилось изменениями на рынке труда: трудовая миграция за рубеж, отток персонала в социальные проекты, молодые сотрудники больше стремятся в IT-сферу и на проектную работу.
Еще более ощутимым стал тренд вовлечения отдела финансов и коммерческих директоров в вопросы закупки услуг для оптимизации расходов. Это очень часто происходит за счет качества и смещает фокус со стимулирования роста бизнеса в плоскость экономии.
Когда мы объявили о лонче AGAMA, в стране как раз начались трансформации. Так что для нас сложный период в стране сопровождался большими внутренними структурными изменениями.
Мы двигаемся в правильном направлении — наш фокус на ответственности за бизнес-результат клиента приносит результат.
Диджитал стал экосредой для брендов, и он влияет на многие процессы. Генерация контента самими потребителями, использование краундфандинговых и других онлайн-платформ для развития инноваций или подбора персонала – это только некоторые примеры изменений, которые уже сейчас набирают свой вес.
Площадки, которые аккумулируют ресурс фрилансеров и предлагают самому заказчику назначить свою цену за необходимые «руки» на проект, однозначно завоюют свою долю на рынке. Хотя, по моему мнению, стратегическая и смысловая части команды будут продолжать работать в агентствах, но, безусловно, в новых реалиях автоматизации всех процессов.
Активная модернизация приводит к вымиранию ряда профессий, и с этой тенденцией ничего не поделаешь. Футурологи из университета Сингулярности и Агентство стратегических инициатив предполагают, что к 2020 году ряд профессий из нашей области перестанет существовать либо трансформируется в нечто новое.
Даже такая творческая профессия, как журналист, может стать невостребованной. Это касается и копирайтеров. Аналитики прогнозируют, что через 15 лет 9 из 10 новостных статей будут генерироваться компьютерами автоматически. Функциональные программы с искусственным интеллектом, подключённые к базам данных с текстовыми материалами (законами, художественными произведениями, научной литературой), смогут генерировать статьи в некоторых жанрах без участия человека.
Журнал Forbes уже сегодня пользуется услугами роботов-журналистов для создания и проверки годовых отчетов, а в издании Big Ten Network роботы оперативно пишут и публикуют последние спортивные новости. Bloomberg уже заменил часть новостных журналистов на программу, которая пишет биржевые новости. Хотя авторская журналистика останется востребованной.
Прототипы таких программ – синонимайзеры, существуют и сегодня, да только качество текста, создаваемого ими, пока оставляет желать лучшего. Так что есть надежда, что контент-специалисты, способные генерировать качественный эксклюзив, будут востребованы.
Инфостилист и дизайнер эмоций — две новые специальности в нашей сфере, которые имеют большие шансы быть востребованными в скором будущем. Скажем, дизайнер эмоций будет управлять воздействием на органы чувств, чтобы, воспринимая информацию, пользователь испытывал необходимые заказчику ощущения и эмоции. А инфостилист будет отвечать за грамотное составление инфо-контента для конкретного человека, чтобы он не получал ненужной рекламы или сообщений.
Открытия, которые порадовали и которые расстроили в 2015:
Порадовал тренд Made in Ukraine
Появился новый сильно выраженный сегмент бизнеса с рядом успешных историй в разных отраслях, что, несомненно, влияет не только на развитие экономики страны, но и рекламно-коммуникационного рынка тоже. Стоит отметить, что предложения от украинских компаний сохраняют свою популярность, и теперь она высокая не за счет борьбы потребителей с оккупантом, а благодаря качественному предложению со стороны производителей.
Расстроил тренд краткосрочного принятия решений
Под влиянием экономической ситуации многие компании предпочитали краткосрочную оптимизацию расходов долгосрочному развитию бизнеса.
5 слов, которые «сделают» сферу в 2016:
Контент. Более качественный контент, который создан для разных аудиторий и релевантен их стилю жизни, актуальным проблемам. Также будет расти и ситуационный контент.
Таланты. Фокус на основном активе коммуникационного бизнеса с новыми механизмами мотивации.
Эффективность. Работа на результат как основной вектор и критерий, через призму которого должны проходить все проекты и процессы в организации.
Интеграция. Слаженная синергетическая проектная работа по разным направлениям коммуникаций. Принцип 1+1=3
Партнерство. Доверие как основа партнерских отношений между клиентами и агентствами.
Источники футуристического вдохновения:
Рассылки Университета Сингулярности и сеток, в которые входят наши агентства. Кроме того — wired.com, trendwatching.com, siencedaily.com.