Полтора года назад на MMR вышло интервью о неожиданном бизнес-альянсе двух экс-CMO и экс-CEO Сергеем Венгером и Виталием Ткаченко, результатом которого стал консалтинг Wenger&Tkachenko Firm.

В новом интервью Сергей и Виталий рассказали об особенностях работы их WTF-альянса, был ли он оправдан, о построении бренда работодателя без корпоративного сайта и Facebook-странички, а также объяснили, что такое маркетинг завышенных ожиданий и почему один из принципов компании – не создавать красивых картинок.

В первом интервью о запуске Wenger & Tkachenko Firm мы спрашивали вас о продуктовой линейке, на что вы ответили, что она еще формируется. Сейчас уже можете сказать, в каких направлениях работает компания и какие услуги предоставляет? 

Сергей Венгер: Мы консалтинговая компания, которая фокусируется на двух ключевых направлениях. Первое — это маркетинговый консалтинг, не просто оказание маркетинговых сервисов (креатив, медиапланирование и так далее), как это делают другие. Мы даем ключевую маркетинговую экспертизу, маркетинговый аудит, проверяем стратегические вопросы в маркетинге и помогаем их имплементировать в бизнес. 

Второе направление — управленческий консалтинг: от целеполагания до вопросов, которые связаны с коммуникативными и организационно-функциональными структурами, построением системы продаж, мотивацией персонала и так далее.

Фактически это была определенная трансформация. Мы начинали как консалтинг в области маркетинга, но первые клиенты нам показали, что маркетинговая проблема существует у большинства компаний, которые к нам обращаются, но она пятого порядка. Потому что есть более глубокие управленческие проблемы, которые нужно решать. Мой опыт в управлении бизнесом позволяет предлагать эффективные решения в этом плане.

Сколько у вас клиентов? Планируете масштабировать бизнес, увеличивая их количество? 

С. В.: У нас ограниченное количество клиентов. Мы не хотим масштабировать бизнес до сотен сотрудников и такого же количества клиентов, поскольку у нас бутиковый формат. Мы хотим быть очень точечными, персонально работать с каждым клиентом. Поэтому когда мы с Виталием начинали свой бизнес, то договорились о том, что не можем физически обслужить больше шести клиентов. Это самая эффективная модель, ведь мы оказываем достаточно внимания каждому клиенту, фокусируемся только на их задачах, разбирая между собой вопросы, соответствующие экспертизе каждого. 

У нас есть команда, помогающая в реализации наших разработок. Мы не хотим быть больше. 

Есть несколько моделей, по которым мы работаем. Либо выступаем как консалтеры, либо заходим в наблюдательные советы, либо создаем организационные подразделения внутри компании, которые помогают сотрудникам воспринимать нас не как пришедших непонятно откуда консультантов, а как часть команды. Мы работаем со всеми клиентами как часть их команды, а это невозможно сделать, если у вас 50 клиентов.

Мы не хотим масштабировать бизнес до сотен сотрудников и такого же количества клиентов, поскольку у нас бутиковый формат. Мы хотим быть очень точечными, персонально работать с каждым клиентом.

Вы консультируете по маркетингу, а как строите маркетинг в своей компании? 

С. В.: Деньги любят тишину. Мы про деньги, про бизнес. Мы не можем, как рекламные агентства, которые запустили рекламную кампанию или сделали ребрендинг, трубить об этом на каждом углу и на всех конференциях рассказывать один и тот же кейс. У нас другой бизнес, мы проводим интимные вещи, мы — как врачи. Вы видели врача, который рассказывает о своем пациенте? Вот и мы не говорим. Только когда клиенты сами хотят огласки. Одним из таких кейсов, прорывным для нашего рынка, когда локальный бренд победил транснациональную компанию и просто порвал рынок, мы поделимся на Украинском маркетинг-форуме 16-17 апреля. И только потому, что клиент захотел, чтобы это произошло. 

Мы ведем общественную работу,особенно Виталий. Активно делимся своими знаниями на форумах, без привязки к клиентам. Текущая работа позволяет больше чувствовать проблемные точки, мы можем их систематизировать, увидеть, в каком состоянии находятся те или иные индустрии или определенные аспекты деятельности бизнеса. Потом анализируем и рассказываем в общих кейсах на конференциях. Но мы не будем говорить о своих клиентах, и этим отличаемся от маркетинговых агентств.

Где и как вы ищете людей в команду? Как строите бренд работодателя, учитывая то, что у вас нет сайта и Facebook-страничка тоже не особо активна? 

Виталий Ткаченко: У меня есть мой личный Instagram, там больше тысячи подписчиков, есть Facebook, я выступаю минимум раз в неделю в разных городах. И я исповедую такой принцип: когда ты излучаешь что-то правильное, люди сами находятся: как только запрос появляется, ты понимаешь, что тебе нужны люди, и начинаешь обращать на это внимание. Я очень открыт к коммуникациям, стараюсь отвечать всем, кто стучится. Один из клиентов постучался ко мне в мессенджере Facebook, мы начали общаться. Такая открытость — это уже норма, все, кто хочет достучаться, обязательно достучится — и люди в команду, и клиенты. Мы сами никогда клиентов не искали. 

Наш принцип — не создавать красивых картинок. Умеем ли мы это? Да. Создаем? Нет. Я вообще считаю, что в современном обществе существует проблема маркетинга завышенных ожиданий, когда люди создают красивую картинку, впоследствии становящуюся разочарованием. Но это не наш принцип. Мы не создаем картинок. Наверное, с точки зрения сегодняшнего дня мы делаем неправильно, но с точки зрения смысла и нашего ощущения жизни это — проверенная стратегия, которая дает результат тем, кто нас выбирает. 

А планируете запускать сайт? 

В. Т.: Да, конечно. Мы хотим делиться информацией, если клиенты разрешат это делать, но с единственной целью – чтобы люди видели, как может быть, и чтобы на примере этих проектов смогли либо самостоятельно, без нас, либо с нашей помощью настроить бизнесы так, чтобы больше зарабатывать, иметь больше клиентов и быть более стратегическими. 

Мы не хотим делать резкий взлет, а потом — падение, наша история – это постепенно и аккуратно. Если говорить об инвестициях, то мы консервативные инвесторы, стараемся делать правильно и надолго.

Я вообще считаю, что в современном обществе существует проблема маркетинга завышенных ожиданий, когда люди создают красивую картинку, впоследствии становящуюся разочарованием. Но это не наш принцип. Мы не создаем картинок.

Виталий, расскажите о вашем тандеме с Сергеем спустя полтора года работы в таком формате: насколько он был оправданным тогда и насколько он эффективен сейчас? 

В. Т.: Мы с Сергеем разные люди, у нас разные взгляды на множество бизнес-вещей, и в этом наша сила. Обсуждая проекты, мы часто приходим к совершенно разным выводам и благодаря этому даем клиенту возможность выбора и больший арсенал вариантов. В этом есть определенный кайф, ни с чем не сравнимый: когда думаешь не так, как твой партнер. Мы часто спорим при клиенте о решениях, и это говорит только о том, что мы об этом подумали, и у нас разные взгляды. А клиент получает полярность и может выбрать, что ему больше подходит. И когда он выбрал какое-то направление, то один из нас принимает его и идет этим путем.

Какие три вывода вы можете сделать после 1,5 лет в роли собственника бизнеса? 

В. Т.: Первый вывод — в будущем у нас будет много работы, потому что клиенты очень активны и ищут умные решения. Они наконец-то начали понимать и видеть отрицательный результат от маркетинга завышенных ожиданий. Также клиенты начали больше ценить сервис. И это также означает, что у всех нас будет больше работы, ведь мы создаем качественный сервис для тех, кто покупает у наших заказчиков. 

Второй вывод — клиенты с большей тщательностью стали относиться к своим бюджетам и выбору будущих партнеров. Это также говорит о том, что они стали делать выбор более осознанно. 

Третий вывод — клиенты по-другому стали относиться к формированию команд. Все чаще слышу о том, что в компаниях, где не выстроена система ценностей, корпоративная культура, нет внутренней атмосферы и нормального офиса, не хотят работать, особенно молодые люди. Поэтому сейчас нужно заниматься созданием HR-бренда по всем правилам, а не просто на бумаге.

Мы с Сергеем разные люди, у нас разные взгляды на множество бизнес-вещей, и в этом наша сила.

А вернуться в корпоративный маркетинг не думали? 

В. Т.: Были предложения. Оценивая их, я понял, что мне нужно будет опять приходить на работу в четком регламенте и сидеть на совещаниях, где мое присутствие не всегда обязательно. Тратить свое время и помогать только одной компании, хотя я могу помочь шести. Мне кажется, жизнь, в которой я буду помогать одной компании, будет менее эффективна с точки зрения времени и энергии, которые я могу сейчас тратить. Думаю, задача каждого человека, если он живет сознательной жизнью, эффективно проживать свое время. 

Если вы скажете, что работа в отдельном бизнесе предполагает возможность более глубокой проработки, то окажетесь правы. Но для этого мы занимаемся в том числе управленческим консалтингом. Чтобы внутри были люди, которые могут подхватить идею и под нашим руководством внедрять ее настолько глубоко, как будто ты это делаешь сам. В этом смысле я расту как профессионал, и мне интересно всегда стремиться быть выше точки предела своей компетенции. 

А если я вернусь в бизнес, то мне нужно быть генеральным директором. Я побывал в этой роли в компании, куда собирался уходить, мне хватило 12 дней, чтобы понять — это не мое, я не хочу быть генеральным директором. Отсюда вывод: компания должна быть очень большой, с масштабными задачами. И тогда, возможно, это будет мне интересно, я буду понимать, что моей энергии хватит на то, чтобы заниматься маркетингом не только на украинском рынке, но и по всему миру. 

Но мне нравится работать с Сергеем, у него есть, чему поучиться, он необычный и непростой партнер, мне с ним сложно, как и ему со мной. И это тоже точка роста, работа над собой. Работая здесь, я расту и развиваюсь больше, шире, глубже и качественнее, чем если бы это было теплое местечко маркетинг-директора в какой-то компании. 

Ну и последнее: мне перестало нравиться ходить в костюме. В кроссовках и джинсах я себя чувствую намного комфортнее и веселее.