Речь идем в целом о том, что мир очередной раз изменился настолько радикально, что требует от нас изменений на всех уровнях.
Интересно, что ключевые мысли в этой книге явно перекликаются с бизнес бестселлерами последних лет десяти.
При всей заангажированности, бизнес все-таки всегда более гибок, чем государство и часто именно с него начинаются революции. Шейринговая экономика, коммерческая космонавтика, бостонское чаепитие, в конце концов, случились исключительно по финансовым причинам.
Итак, какие аналогии можно провести между глобальными вызовами планеты и делового мира, который подчинен капитализму и в последнюю очередь заинтересован в спасении человечества, что бы там ни говорили корпорации о своих миссиях.
1. Ни один ресурс и бизнес не вечен. Нефть, тюльпаны, доткомы, рынок акций, IT или биткойны – проходящие волны, приносящие при этом свои плоды или убытки людям, которые этим занимаются.
При этом выигрывают в каждом новом золотом прииске люди, которые способны реагировать на изменения, делать выводы, быть убедительными и быстрыми.
Что им для этого необходимо: фильтровать информацию, слушать, сопоставлять, изобретать новые связи, создавать новый продукт очень быстро и также быстро осознавать ошибку.
2. Мир будущего (и компания будущего) – это сеть, а не пирамида, перевернутая вверх ногами. Так выразился монах-бенедиктинец, межконфессиольный ученый Девид Штайндл Раст в своем популярном Теде.
И эту мысль бизнес подхватил быстрее, чем государства. И речь не только и не столько о MLM гигантах, а о каждом большом бизнесе, который один за другим заявляют об изменениях внутренней культуры, отказа от иерархического управления, попытках внедрить внутреннее предпринимательство.
Умение строить новые горизонтальные (или диагональные) связи приобретает все больше ценности как в предпринимательской, так и в корпоративной среде.
3. Системное мышление необходимо заменить на интегральное.
Все зависит от всего, это не новость. Оставаться только в своей норе, в своей стране, или в своей деловой нише одинаково небезопасно для планеты и для специалиста.
Попросту: нужно мыслить шире, смотреть сверху и сбоку. При этом учитывать, что доступной информации уже давно слишком много. Никакая биг дата не спасет нас от этого снежного кома. Но может спасти новое мышление. Оттого и растет популярность новых подходов, в том числе дизайн-мышления, междисциплинарности, креативных решений для некреативных процессов.
Простая привычка задавать себе вопрос «зачем все это», «какие последствия», «а что если» тоже помогают.
4. Плюрализм. Умение Слушать.
Здесь все просто. И снова бизнес в умении слушать опередил государство довольно давно. Это касается и Америки, и (даже в большей степени) Украины.
Бизнес просто умирает, если перестает слушать своих клиентов и специалистов с нужной экспертизой. Государство тоже, но у государства этот путь обычно занимает больше времени и цена прозрения слишком высока.
Человечество в целом тоже не застраховано от финала Банка Медичи, Энрона или Нокии. Остается только фантазировать о том, кто выкупит остатки наших активов, если корпорация «Люди» развалится от того, что шефы не услышат экспертов.
5. Ценностный подход. Грубо говоря, по мнению Римского клуба, мир долго не протянет, если останется таким, каким он есть. А именно с потреблением в качестве основной ценности.
И у человечества есть шанс только в том случае, если у правительств и корпораций хватит ума и силы воли изменить собственные ценности не на бумаге, а в реальности.
Несмотря на громкие заявления о том, что технологии нас спасут, ученые римского клуба все громче заявляют, что они также могут нас и погубить при неправильном использовании, а особенно при ослабленных ценностях. Хорошие HR-ы прекрасно понимают вес этих слов для своих компаний.