1 – ВОСТРЕБОВАННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Любой бизнес стремится к увеличению прибыли и к первенству на рынке. Если мы посмотрим на лидеров индустрий, станет ясно, что у них есть одна общая черта. Их успех в дифференциации, они не боятся отрываться от конкурентов.
Яркий пример – всемирно известный Цирк дю Солей (Cirque du Soleil). Много лет назад его создатели решили не использовать животных в своих шоу и сделали ставку на технологии. На подготовку одного перформанса они тратят до полутора лет, но усилия оправданы. Зрители замирают от восторга, наблюдая за сочетанием красоты, технологий и таланта. Цирк дю Солей – это умная инновация, которая позволила оставить конкурентов далеко позади.
В нашей компании дифференциацией позиций на рынке служат собственные каналы группы CINE+. В 2014 году, несмотря на кризис, мы замахнулись на запуск собственных фильмовых платных телеканалов. Начиная от жанровой концепции, визуальной айдентики, прямых контрактов с ведущими международными студиями, программирования эфира вещания и новой «машины продаж». Успех был быстрым, рынок понял, что мы не кабельный оператор, а лидер цифровых развлечений. Это было началом цифровой трансформации, роста базы интерактивных сервисов. И в феврале 2016 мы запустили первый в Украине детский телеканал HD – CINE+ Kids HD, первоклассный детский контент с аудиодорожками на украинском и языке оригинала. Наша инициатива имела невероятный успех, а родители признали нас как социально ответственную компанию.
2 – УМЕНИЕ СЛЫШАТЬ
Успешный бизнес должен быть открыт миру, знать тренды, понимать, о чем думают и мечтают потребители. Добиться этого несложно – слушайте свой бизнес изнутри, анализируйте своих потребителей с помощью сегментации и BigData. Проводите исследования и online/social media опросы, визиты домой к потребителю, записывайте ваши личные наблюдения, не жалейте средств и сил на потребительский инсайт.
Старт Amazon в 1994 году начался с продажи книг и DVD онлайн. Сейчас это не только мировой лидер диджитал-ритейла, а платформа, которая предлагает потребителю 360 видов услуг, включая такие продукты, как Amazon Fresh, Amazon Drive, Alexa, Echo, Kindle, Amazon Prime с собственным производством контента. Залогом такого успеха стал customer centric подход. «Зацикленность» на потребителе, а также умение слышать рынок, предсказывать тренды, распознавать сегменты роста, анализировать данные своих потребителей и опережать их желания.
Проанализировав цикл продуктов, Amazon понял, что потребитель хочет без усилий получать необходимые ему товары и сервисы. Поэтому несколько лет назад компания внедрила систему умных кнопок «buttons» для дозаказа товаров, например, стирального порошка или кофе. Эти датчики клеятся дома у потребителей. Когда продукт заканчивается, клиенту необходимо просто нажать на кнопку и заказ на продукт будет сформирован автоматически через интернет без каких-либо дополнительных действий.
Многие топ-менеджеры раз в месяц подменяют кассиров, моют посуду, убирают со столов. Они проходят так называемый customer journey. В компании ВОЛЯ все менеджеры постоянно «на первой линии». И СЕО, и руководители направлений выходят в «поля» по всей Украине, минимум раз месяц общаются с потребителями, знают, что приносит успех и что болит. Они разговаривают с пользователями напрямую, чтобы понять, где мы впереди, а где требуются улучшения.
Например, абоненты часто спрашивали: «Можете сказать, что нужно купить, чтобы у меня было все!» Так родился Power Time – наш самый мощный, флагманский премиум-продукт, который объединяет высокоскоростной броадбенд 200-100 мб и весь контент, который у нас есть. Это один из самых быстрорастущих продуктов с наиболее лояльными абонентами.
С ростом базы абонентов интерактивного и мобильного ТВ у нас появилась возможность иметь очень точный real time анализ поведения потребителя при просмотре контента, что открывает новые горизонты для действий маркетинга. Мы можем анализировать популярность просмотра как линейного контента, так и библиотек, расширять наше контентное наполнение и делать сервис максимально клиентоориентированным.
3 – КРИТЕРИИ УСПЕХА
Начиная любой проект, прежде всего определите «собственника». Это должен быть лидер, который сможет определить бюджет, процесс и ответственных за каждый этап работы. Вы должны создать свою личную «дорожную карту» – путь, по которому будете выходить на рынок.
До начала проекта нужно также понимать, какие показатели станут для вас критериями успеха, иначе в процессе вы можете потерять ориентиры. Используйте end-to-end тестирование для мониторинга всего, что происходит с вашим продуктом или услугой. Очень важно объяснить критерии успеха всем ключевым партнерам, вовлеченным в проект, чтобы мотивировать всю команду на результат.
Один из ярких примеров веры в успех – Джим Кох (Jim Koch), создатель пивного бренда Samuel Adams. В 1984 году Джим использовал рецепт своего прапрадеда и сварил первую партию пива дома на кухне. Он начал с того, что обошел все пабы Бостона, предлагая им взять пиво на пробу. Сейчас Samuel Adams – один из самых успешных пивных брендов, который можно увидеть в большинстве пабов США и ритейле. Совершив революцию крафтового пива, Samuel Adams объединил 5000 независимых крафтовых пивоваров. Джим имел видение и интуицию и верил, что в огромном пивном рынке есть место для новых крафтовых вкусов. Поэтому он назвал свой бренд Samuel Adams в честь одного из основателей Америки с сильной верой в мечту и независимость.
Если вы начинаете новое дело – верьте в успех и продолжайте действовать. А владельцам бизнеса и всем тем, кто хочет узнать об инновациях больше, я рекомендую прочесть книгу «Эффект Медичи. Возникновение инноваций на стыке идей, концепций и культур» Франса Йоханссона.