Геймификация спортивных мероприятий: как привлечь участников через игровые технологии и интерактивы
07 Апр 2025, 13:38

Геймификация спортивных мероприятий: как привлечь участников через игровые технологии и интерактивы

Более 4 000 участников, которые пробежали 260 000 км за 20 дней, продолжают бежать. Зачем? Потому что каждый километр превращается в реальный донат для ВСУ или благотворительного фонда. И это происходит в Украине прямо сейчас.

Анастасия Руссу, креативный копирайтер коммуникационного агентства Postmen, рассказала о принципах геймификации и интеграции игровых инструментов в спортивные ивенты.

Если коротко, геймификация — это использование игровых элементов и механизмов в неигровом контексте.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Зачем? Потому что людям нравятся игры. Они способны сделать что-то скучное — увлекательным, а что-то привычное и обыденное — поразительным. Игровые механики способны «работать» с нашей дофаминовой системой, стимулировать желание достичь определенной цели и получить вознаграждение.

В чем-то геймификация апеллирует к нашему желанию снова почувствовать себя ребенком, превратив что-то рутинное в увлекательную игру. Неудивительно, что сейчас ее активно берут на вооружение бренды, ее используют в корпоративной культуре, и даже когда мы забрасываем донат на чью-то банку — мы также взаимодействуем с полуигровым интерфейсом. Собирая это, я осознаю, что даже такие удобные таск-менеджеры, которые мы используем для работы над проектами, также используют элементы игры: приятный колокольчик оповещения, когда закрываешь выполненную задачу — и она исчезает, а просроченные задачки наливают угрожающим красным.

Вывод 1. Геймификация больше всего нужна там, где существует рутина

Но, пожалуй, самое интересное в геймификации — это то, что люди прибегают к ней самостоятельно, даже без внешних стимулов от брендов. Будучи частью беговой тусовки, я видела самые разные игровые решения от коллег по трассе:

  • выходить на пробежку по Киеву и бежать, пока не увидишь… пингвина — в любом контексте;
  • перед стартом пробежки бросать дайс (20-гранный кубик по игре Dungeons & Dragons) и бежать столько километров, сколько он тебе предсказал;
  • во время пробежки на каждой развилке поворачивать только налево;
  • бежать наперегонки к канализационному люку, и кто последний — тот сосиска (да, это тоже можно считать игровой механикой).

Вывод 2. Люди прибегают к геймификации своей рутины самостоятельно

И если мы уже заговорили о геймификации в спорте — он кажется чуть ли не идеальной средой для интеграции игровых механик. Ведь спорт — и для любителя, и для профессионала — это на 95% рутина (если не больше) и на 5% перфоманс. Цифры взяты с головы, но каждый, кто в своей жизни тренировался больше месяца подряд, понимает, о чем речь: большую часть времени ты не видишь результатов, и единственное твое «вознаграждение» — чувство удовольствия от завершенной тренировки.

Многие бренды уже выкупили это и взяли геймификацию спортивной рутины на вооружение. Беговые приложения типа Strava и NRC+ выдают медальки-ачивки за успешные тренировки, Fantasy Hike стимулирует подписчиков ходить каждый день, чтобы пройти по пути Фродо в Мордор, а ежегодный благотворительный забег Wings for life, собирающий средства на исследование спинного мозга, предлагает участникам бежать наперегонки с автомобилем, который постоянно ускоряется.

Вывод 3. Геймификация в 2025 году — повсюду

Но чего точно не надо делать — так это прибегать к геймификации исключительно потому, что все это делают. Экзекьюшн должен быть неразрывно связан с вашей конечной целью. Геймификация — это инструмент, а не самоцель. Но инструмент универсален.

Какие задачи может выполнять геймификация спортивных мероприятий?

  • вовлечение в спорт новых людей — а значит, в перспективе новых клиентов;
  • формирование лояльности к уже знакомому бренду, в т.ч. через социальную составляющую;
  • драйвер покупки или регистрации.

Если мы говорим о специфической украинской ситуации — сначала ковид, а затем полномасштабное вторжение повлияли на то, что многие украинцы в принципе меньше заинтересованы в спортивных мероприятиях и не тренируются регулярно. Даже известным среди бегунов марафонам с многолетней историей сложно привлечь достаточное количество участников.

Когда в прошлом году Run Ukraine пришли к нам с запросом, мы предложили использовать игровую механику, чтобы привлечь украинцев не просто к тренировкам, а к РЕГУЛЯРНЫМ тренировкам. Так появился БІГОЗБІР, который превращает регулярные пробежки в закрытые сборы. В 2024 году к нему присоединилось более 8 000 украинцев — а количество участников Киевского марафона от Run Ukraine выросло вдвое по сравнению с предыдущим годом.

Вывод 4. Геймификация — это классный универсальный инструмент, но не забывайте спросить себя, чего вы хотите добиться благодаря нему

И еще важный момент – появление элементов игры там, где их никогда не было, может быть воспринята аудиторией по-разному. Поэтому, вводя игровые механики, начните с минимума. Не стоит разрабатывать для этого отдельные приложения или закупать новую дорогостоящую технику. Если есть возможность проведите тестирование, разработайте MVP (minimum viable product) с использованием имеющихся или уже знакомых аудитории инструментов. Убедитесь, что вашему клиенту нужен этот продукт и тогда уже вкладывайтесь в его рост.

К примеру, БІГОЗБІР подтягивает информацию о тренировках участников из их аккаунта в Strava — приложении, которым и так пользуются большинство бегунов. Мы взяли уже имеющийся инструмент и просто интегрировали его в продукт. Дешево и сердито.

Вывод 5. В начале лучше пользоваться имеющимися или уже знакомыми аудитории инструментами

Спросите, а где искать идеи для этих самых инструментов геймификации? В играх! Вспомните видеоигры из старой приставки, сходите на партию в настольные, пообщайтесь с завсегдатаями Steam. Интегрируйте в свой ивент «Классики». Замиксуйте спортивный чемпионат с «Монополией». Исследуйте интерфейс игры детства и попытайтесь понять, чем именно она вас так сильно затягивала тогда – и можете ли вы использовать этот опыт сейчас.

И даже если в детстве вы тащились от хорроров и уверены, что в спортивную индустрию это никоим образом не впишется — беговое приложение, в котором нужно убегать от зомби, существует уже 10 лет и пользуется бешеной популярностью.

Расскажите друзьям про новость