Сергей Бойко, Президент компании "Воля"
Президент компании "Воля" Сергей Бойко о переходе и сложностях перехода с аналогового на цифровое телевещание.
— Сергей Юлиевич, как известно, Антимонопольный комитет назвал слишком поспешной дату перехода на цифровой формат, указанную Национальным советом по телевидению и радиовещанию в лицензии компании "Воля". Что вы можете сказать об этом заявлении АМКУ?
— Это не является компетенцией АМКУ — определять пригодность или непригодность оборудования или технологий. Хотя думаю, что АМКУ действительно хотел бы разобраться и в этом. К сожалению, вынужден констатировать, что уровень осведомленности, компетентности и профессионализма — в любом из органов — все же на достаточно низком уровне. Поэтому мы приветствуем любое желание разобраться, поскольку уверены, что профессионализм возьмет верх.
— И тем не менее, готовы ли вы перейти к концу года на цифровую технологию?
— Безусловно, мы смогли бы это сделать. Ведь срок перехода обусловлен в первую очередь экономическими факторами. Например, срок эксплуатации аналогового оборудования, которое устанавливалось еще в 2002 году, — 5 лет. Мы же не хотим оставить своих потребителей без услуг? То есть, что будет происходить: оборудование выходит из строя; оператор нам не гарантирует стабильность его работы и качество предоставляемых услуг; аналоговое оборудование снимается с производства. Дальше есть два пути — заказывать индивидуально, то есть по факту организовывать производство аналогового оборудования "под нас", что, в свою очередь, скажется на ценах услуг, которые мы вынуждены будем предлагать потребителям за пакеты телевизионных программ в аналоговом формате. Я не знаю, кто возьмется продавать пакет из эфирных программ без изменения качества картинки и звука за 50-60 гривен. Либо второй путь — согласиться, что качество услуг, которые мы предлагаем, — ужасное, и мы его не контролируем. Тогда, простите, что предлагать потребителю? Возможно, нам выдадут рекомендации, как это сделать, — мы будем рады услышать. Мы не можем себе позволить ни один из этих двух путей.
— Как происходит замена оборудования?
— Оператор, который является собственником сети и имеет лицензию на ее техническое обслуживание, еще в 2003 году предложил нам поэтапный план, который предусматривает изначально установку цифрового оборудования с возможностью параллельного предоставления услуги в аналоговом и цифровом форматах, а затем вывод из сети устаревшего аналогового оборудования. Сейчас аналоговое оборудование уже начинает сбоить. Кстати, по информации технических специалистов оператора, эти сбои учащаются из-за подверженности аналога помехам, а поскольку в городе на сегодняшний день радиочастотная обстановка ухудшается, то, соответственно, помехи усиливаются. Поэтому на тех сегментах сети, где оборудование уже исчерпало свой физический и моральный ресурс, оно выводится в первую очередь. Так, собственно, в 2007 году и был составлен план перехода, по которому мы двигаемся.
— Как на сегодняшний день обстоят дела с переходом? Как вы изучаете удовлетворенность абонентов и их осведомленность?
— На сегодняшний день около 60% (порядка 300 тысяч) подписчиков услуги доступа к телевизионным программам получают ее именно в цифровом формате. Предполагаем, что еще 40% (примерно 200 тысяч) за оставшиеся 6 месяцев года выберут пакет и подпишутся на эту услугу. Как изучаем? Спрашиваем, заказываем маркетинговые исследования, обзваниваем, проводим фокус-группы. Что касается осведомленности, то на сегодняшний день почти 90% наших абонентов, еще пользующихся аналоговой технологией, знают, что такое цифровая технология, и знают ее преимущества: высокое качество изображения, широкий выбор пакетов, большое количество телепрограмм. Такая осведомленность объясняется именно нашей кропотливой многолетней работой по информированию. Около 88% в ближайшее время предполагают выбрать и заказать цифровой пакет или пакеты. А выбирать есть из чего — сейчас мы предлагаем 9 пакетов телепрограмм, включая тематические.
— Какие проблемы возникли или возникают?
— Первоначально мы были ориентированы, прежде всего, на информирование только своих абонентов, которым заблаговременно высылаются уведомления с точной датой перевода на цифровой формат: с ними ведется работа выездных бригад, по домам ходят технические консультанты, которые рассказывают об услуге и индивидуально информируют людей, на подъездах висят объявления и т.д. Мы не учли, что есть около 1% людей, которые без нашего ведома (читай — незаконно) были подключены к нашей сети. И для них ситуация отсутствия картинки была неожиданностью, поскольку при выводе аналогового оборудования прекращается подача аналогового сигнала. Именно этим был обусловлен всплеск обращений в различные государственные инстанции в январе по Троещине. Ведь в компанию они обращаться не могли — они не вступали с нами в какие-либо договорные отношения и не платили за услуги. К сожалению, наши госорганы зачастую не разбираются с тем, является ли гражданин абонентом, и уж тем более — добросовестным, выполнял ли он свои обязательства по оплате за потребленные услуги. Мы учли этот урок в марте и приняли рекомендации, в том числе со стороны АМКУ. В настоящее время через СМИ мы оповещаем всех жителей. Кроме того, мы обеспечиваем дополнительное количество людей, которые работают рядом с домами и консультируют людей. Мы постоянно работаем с оператором телекоммуникаций с тем, чтобы его работа была планомерной, а не хаотичной. То есть заранее согласовываются планы работ, которые также отсылаются, в том числе и в АМКУ, и в Киевгорадминистрацию, чтобы киевский городской колл-центр был осведомлен о запросах жителей и мог помогать и реагировать, а также в Нацсовет по телевидению и радиовещанию. После этого соответствующий участок сети отрабатывается совместно провайдером и оператором телекоммуникационной сети, и затем начинается этап подготовки следующего сегмента.
Поступающая обратная связь постоянно анализируется и обрабатывается. В настоящее время провайдер обеспечивает более 120-130 человек, работающих ежедневно в выездных бригадах, и такое же количество людей постоянно работает у оператора.
— Какие планы по переходу на цифровой формат в других городах вашего присутствия? Какова тарифная политика?
— В сентябре текущего года планируем запустить во Львове услугу доступа к телевизионным программам в цифровом формате. Там будут параллельно существовать два формата: аналоговый и цифровой. Необходимо обеспечить абонентам выбор: запустить новые тематические пакеты, аналогично тому, как это сейчас предлагается в Киеве. Затем обеспечить до 2012 года постепенный вывод из эксплуатации старого аналогового оборудования и перевести сеть полностью на цифровой формат. Стоимость пакетов будет аналогична тем, что у нас. Задача — прежде всего, удовлетворить потребность абонентов в тематических пакетах и обеспечить им возможность выбора при формировании планов подписки. Кроме того, львовяне имеют уникальную возможность использовать наш опыт. Кстати, они приезжают и проходят у нас в Киеве трехмесячную стажировку.
— Насколько мне известно, уровень информированности населения о планируемом переходе (согласно международному Женевскому соглашению, подписанному Украиной в 2006) с аналогового на цифровое эфирное вещание до 2015 года очень низкий. Как вы оцениваете государственную политику по информированию населения о происходящих переменах?
— Я согласен с вашими оценками уровня осведомленности людей. Совсем немного времени осталось до того момента, когда экраны телевизоров так и останутся черными. Мне жаль констатировать, что на сегодняшний день со стороны государственных органов недостаточно активно, мягко говоря, проводится такая работа. Мы вынуждены отметить, что особенно в небольших городах люди вообще ничего не знают ни о какой Женеве-2006 и думают, что это все придумки и такого не было. Поскольку до последнего года — пока мы не начали бить в колокола и кричать, что надо что-то делать, — вообще ничего не происходило. По телевидению об этом вообще не говорят — хотя именно по телевидению и надо об этом говорить. Особенно о тех трудностях, с которыми столкнулись при переходе другие страны. А если сейчас это не оговаривать и не предупреждать людей, а также не готовиться к решению возможных проблем, то позже непонимание и недовольство может вылиться в массовые протесты.
Сергей Юлиевич Бойко Родился 1 января 1970 года в городе Новомиргород Кировоградской области. С марта 2002 года занимает должность президента группы компаний "Воля".