Полномасштабная война поставила перед украинским бизнесом, общественными организациями, государственным сектором и отраслями страны новые вызовы. Беспрецедентные челленджи нуждаются в новых подходах к коммуникациям. И PR-специалисты оказались на передовой этих перемен.
Как при условии неопределенности и постоянной угрозы работают те, кто управляет репутацией и формирует имидж отдельной личности, компании, государства?
К Всемирному дню PR мы пообщались с украинскими специалистами и узнали, как это — быть пиарщиком во время войны.
Быть супергероем публично и оставаться человечным внутри себя. Понимать свои сильные и уязвимые черты, признавать их. Строить свою профессиональную жизнь с учетом этого. Вдохновляться международным опытом, учиться у коллег и помнить, что наш практический опыт во многом масштабнее любых международных кейсов. Проявлять себя в мире. Потому что мы это умеем делать другим и можем делать для себя. Уважать себя, а не только руководителей или клиентов. Любить себя: лелеять, понимать, баловать.
Быть пиарщиком — это держать связь с реальностью и тренировать эмпатию. В наэлектризованном войной обществе легко перейти коммуникационные красные линии. Поэтому очень важно не только соблюдать информационную и бизнес-гигиену, но и всегда оставаться человеком. А еще —быстро думать и быстро действовать. Информационное поле очень динамично и держать «нос по ветру» и предусматривать как коммуникационные вызовы, так и возможности — must для каждого специалиста в PR. В последнее время такое ощущение, что мир уменьшился до размера херсонского арбуза, поэтому мы становимся глобальнее, развиваем нетворк и строим мосты со всем миром. Еще больше стали промотировать украинское и украинцев. Честно говоря, это легко, когда гордишься и веришь своим клиентам. Быть пиарщиком для нашей команды — это масштабировать лидерство мощных предпринимателей. Мы работаем с украинскими фаундерами и топами в 18 странах мира и это невероятно помогать им строить доверие и узнаваемость, укрепляя тем самым бренд Украины. Ну и конечно держаться света. Под свистом ракет, гулом сирен, с электричеством или на пауэрбанках оставаться профи — коммуницировать, налаживать связи, питчить, писать, готовить к выступлениям, советовать, а иногда и утешать.
Быть пиарщиком в Украине сейчас — уметь быть быстрее инфополя. Один из главных скиллов пиарщика — быстро реагировать на информационное поле. При этом быть благоразумным и с критическим мышлением подходить к принятию любых решений и активностей. Это та сила коммуникаций, которую нужно действительно умело использовать, чтобы запустить сбор за пару часов, найти партнеров и фандрейзеров для проекта, найти контакт любого журналиста и важного стейкхолдера. И часто день пиарщика может состоять исключительно из коммуникации. То есть ты просто весь день можешь общаться, переписываться, созваниваться с разными людьми. И это тяжелая работа, но и один из важнейших скиллов — быстро реагировать, искать, коммуницировать и принимать решения. Сейчас инфополе более перенасыщено, чем несколько лет назад. Новости из разных сфер жизни (война, международная арена, быт, заведения, фэшн, креатив, кино) есть в поле нашего внимания и эта насыщенность часто выбивает из эмоционального равновесия. Людям хочется закрыться, убежать, снизить потребление контента. И пиарщик должен учитывать это, чтобы правильно работать со своей аудиторией и понимать, как пробиться через инфополе и найти «своих» для определенной коммуникации.
Быть PR-щиком — это доверять только проверенным источникам и надежным людям. Создавать инфоповоды, которые усиливают бренд Украины, а не наоборот. Делать благотворительность большей частью своей жизни ради победы Украины. Объединять украинские бренды и добиваться целей вместе. Распространять высококачественный продукт.
К сожалению, роль PR-специалиста в Украине все еще может предусматривать массу задач, которые близко не касаются пиара — от привлечения в продажи до personal assistance. Желаю организациям, бизнесам и всем, кто взаимодействует с пиарщиками, раскрывать весь потенциал коммуникационщиков, чтобы эффективно строить коммуникации и создавать крутые win-win кейсы. Я увлекаюсь коллегами-пиарщиками, которые каждый день «лупят эту скалу»: генерируют идеи, согласовывают, питчат, фоллоуапят, строят media relations. Несмотря на глобальные изменения в медиарынке, работу с регулярными отказами и весь контекст, в котором мы живем в Украине. Как сказала гениальная Юлия Петрик в первом эпизоде нашего с Олей Бойко подкаста «Щербата слава»: «Пиарщики — это совесть бизнеса». Желаю коллегам чувствовать свою ценность в работе и не останавливаться в профессиональном развитии. Ведь таким образом мы повышаем уровень украинского пиара вместе.
Начав деятельность в 2014 году во время Революции Достоинства, мы в SLOVA Tech PR и дальше убедились в важности быстрого реагирования, поддержки и даже креатива, которые помогают оставаться в фокусе даже в самые темные времена. Люди и взаимодействие между ними — это база всех коммуникаций и нашей работы, а готовность к кризисам — необходимость, а не дополнительная опция. Я уважаю и вдохновляюсь нашими профессионалами. И особенно приятно осознавать силу пиарщиков и коммуникационщиков, помогающих бизнесу выдерживать нагрузку общественного мнения. Особенно в трудные времена перемен в мире, слово, реакция, коммуникация выходят на первый план и набирают все больше веса. PR-специалисты балансируют между работой, личной жизнью, вызовами военного времени и при этом должны сохранять человечность и эмпатичность. Это подчеркивает важность эффективного тайм-менеджмента и приоритетности ментального здоровья и необходимость взаимной поддержки для устойчивости.
Работа пиарщика в Украине — это не только о коммуникациях. Украинский пиарщик — немного психолог, дипломат, спасатель, HR, кризисный менеджер… И этот перечень можно продолжать долго. Быть пиарщиком в Украине — это успевать жить и работать, балансируя между обстрелами, тревогами, отключениями света и отсутствием нормальной связи. Это когда ВСУ сбивают совсем рядом вражеские ракеты, ты пишешь в рабочий чат «Как вы?», а в ответ слышишь просьбу добавить рабочих задач. Потому что людям нужно держаться и отвлекаться. Это когда ведешь ребенка в садик, спускаясь с 22-го этажа по лестнице, тебя застает воздушная тревога, сидишь в укрытии, а дальше покупаешь деловой костюм и бежишь на встречу с партнерами. Это реагировать мгновенно, быстро принимать важные решения. Это, формируя бюджеты и операционную загруженность команды, сразу планировать несколько проектов probono для ВСУ, фондов, волонтеров. Это невольно взрастить в себе стрессоустойчивость высочайшего левела. А еще —видеть возможности там, где, кажется, их точно не может быть.
Война стала невиданным испытанием и в условиях кризиса нет простых решений. Гордимся, что, несмотря ни на что, украинские пиарщики продолжают нести свет в эти темные времена. Но вдохновенно помогают лидерам, бизнесу, в целом государству быть услышанными и видимыми не только на национальном, но и глобальном уровне!