«Комментарий пресс-службы» как избегание ответственности
07 Фев 2024, 14:25
PR

«Комментарий пресс-службы» как избегание ответственности

То, что публичная коммуникация до сих пор является стратегической задачей руководителей, в серьезных кругах не подвергается сомнению. Почти примерное художественное описание этих процессов можно найти в киноленте «Марсианин» с Мэттом Дэймоном в главной роли.

Лидерский состав охотно коммуницирует о своих успехах. Впрочем, как на смену зеленому свету всегда приходит красное, так и в жизни каждой организации время от времени появляются коммуникационные/репутационные кризисы.

Украинская аудитория стала свидетелем одной такой истории позавчера — журналисты-расследователи выяснили, что за ними нелегально следила одна из мощнейших силовых структур Украины (доказательства о разрешении суда на НРСД или прокурорском надзоре так и не появились).

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Вообще, как национальные органы государственной власти реагируют на ситуацию, когда следует признать ошибочные политики и/или собственные просчеты? Поговаривают, что в одном из ключевых украинских министерств позитив коммуницировал министр, а негатив исключительно его заместители. Цель такого распределения довольно ясна — систематическая ассоциация министра с достижениями. Попутно стоит выразить соболезнования тем, кого Google запомнит как фельдъегеров, которые доставляют плохие новости и оправдываются за проблемные истории.

В случае выше спецслужба использовала более изощренный инструмент и обнародовала свое видение (сущность которого не является предметом этой колонки) ситуации от имени — безусловно, анонимной — «пресс-службы». Новость так и называлась – «комментарий пресс-службы». Вроде бы все и так понятно.

У отдела коммуникации по всем ключевым вопросам, за редким исключением, нет своего голоса или собственной позиции.

Каждый коммуникационщик с опытом работы в серьезных учреждениях знает, что, как и в крупных компаниях, PR — лишь «вспомогательное судно» для достижения основных бизнес-целей. Из этого следует, что отдел коммуникации по всем ключевым вопросам, за редким исключением, не имеет своего голоса или собственной позиции.

Что считывает публика, когда видит название «комментарий пресс-службы». Читателям дают понять, что у PR-отдела этой организации есть собственное мнение. Что пресс-служба — своеобразный субъект политики, и кто стоит за ее заявлением, известно только профильным журналистам. «Комментарий пресс-службы», по сути, является более точным эквивалентом бюрократических выражений «были выполнены» и «были приняты меры», когда факт, кто, когда и как что-то произошло, скрыт за семью печатями.

Поэтому в случае со спецслужбой весь негатив на себя, хотя бы формально, должен был взять пресс-отдел, в то же время позиция лидерского состава организации, который оказался в кризисе, осталась неизвестной.

«Комментарий пресс-службы» — это довольно простенький кризисный инструмент, не дающий преимуществ никому.

По сути, «комментарий пресс-службы» — это довольно простенький кризисный инструмент, не дающий преимуществ никому. Журналисты мгновенно отдают себе отчет, что руководители учреждения не хотят комментировать ситуацию, а коммуникационщики не достигают никаких фундаментальных целей, потому что в заголовках будет стоять: «NNN заявила, что…». И никаких «пресс-служб» в нем.

Также, по моему личному мнению, вариант комментирования устами обезличенного пресс-отдела может иметь место, когда другие опции просто недоступны. Что это за ситуация? В основном — в политическом PR, когда даже может и не быть единственно правильного ответа, что, как и когда коммуницировать.

Классической честной прямой коммуникации руководителя с аудиторией никто не отменял.

Но как вообще действовать правильно? Каким бы большим ни был кризис, классической честной прямой коммуникации руководителя с аудиторией никто не отменял. Но для этого нужна смелость. Впрочем, как там говорят, украинцы — смелая нация, конечно?

Расскажите друзьям про новость