Официальная отмена пандемии COVID-19 моментально актуализировала перед работодателями и бизнесом вопросы посещения офисов. Минимум один миллион удаленных сотрудников по всему миру уже получили письма с распоряжениями вернуться этой осенью на работу из офисов. Видеться с подчиненными каждый день или по крайней мере несколько раз в неделю «вживую» стремятся руководители Amazon, Apple, Meta, Google, Starbucks, Disney, Zoom и многих других мировых корпораций.
В Украине с начала полномасштабной войны, в условиях временной или полной релокации бизнесов, формат удаленной работы для многих надолго стал единственно возможным. Однако, начиная с осени 2022 года, в Украину вернулось около 5 млн граждан, которые выехали в феврале 2022 года. По состоянию на август 2023 года к ним присоединилось еще 230 тыс. человек. Согласно исследованию CBRE Ukraine, зафиксирована положительная динамика офисной активности (+51% за первые полгода 2023).
Готовы ли сегодня украинские бизнесы и локальные представительства международных компаний возвращать людей в офисы, не дожидаясь завершения боевых действий?
Украинская компания Creative States провела опрос резидентов сети по пяти локациям. Большинство ответов поступило от представителей IT-индустрии. Также в опросе приняли участие работники креативного сектора, венчурных фондов, финансовой и туристической индустрии, реального сектора экономики, NGO и благотворительных фондов, компаний FMCG-сектора и других отраслей. Более половины опрошенных — люди в возрасте от 26 до 35 лет. 70% респондентов — резиденты локаций в Киеве, еще 30% — резиденты из Днепра, и вынужденно релоцированный в Днепр персонал компаний из временно оккупированных или пострадавших от боевых действий городов.
Ценность «живого» общения и безопасность
2022, воздушные тревоги и ракетные атаки внесли существенные коррективы в отношение к офисной работе. В настоящее время опрошенные резиденты Creative States в большинстве своем (почти 59%) работают в гибридном формате, однако регулярно появляются на работе:
- 34,8% опрошенных ответили, что бывают в офисе 5–6 раз в неделю;
- 28,3% — приходят на работу 3-4 раза в неделю;
- 26,1% — посещают офис 1-2 раза в неделю.
Абсолютное большинство респондентов (80,4%) ответило утвердительно на вопрос, связана ли их деятельность с активным общением и взаимодействием с другими людьми. Однако в дальнейшем выяснилось, что это не является основной потребностью регулярно присутствовать на рабочих местах.
- Восемь из десяти опрошенных (73,9%) утверждает, что в офисе им работается продуктивнее, чем из других мест;
- Еще шесть из десяти респондентов (65,2%) ответили, что вдохновляются работой в коллективе;
- В то же время почти треть из них (28,3%) радуется возможности сосредоточиться и работать без отвлечений и вынужденных перерывов;
- И почти четверть (23,9%) респондентов признается, что сейчас чувствует себя в максимальной безопасности именно на работе.
За чем идут в офисы
Безлимитные снеки и кофе уже давно не являются дополнительными аргументами в пользу офиса. По крайней мере, респонденты идут в 2023 на работу из-за:
- комфортное рабочее место — за этот пункт проголосовали 82,2% опрошенных;
- атмосфера и комьюнити — с этим согласны 73,3%;
- наличие бесперебойного электроснабжения — эту опцию ценят 66,7%.
Война — время, когда привычные в мирное время вещи воспринимаются особенно остро. Поэтому сейчас рабочие охотнее приступят к работе офлайн при наличии развитой офисной инфраструктуры (48,9% голосов), зон отдыха (48,9%), комнат для переговоров (53,3%) и организации досуга (55,6%).
Наличие укрытия интересует 55,6% опрошенных. В случае воздушной тревоги находящиеся непосредственно на локациях резиденты пользуются укрытиями в обязательном порядке. 34,8% респондентов, работая из дома, ответили, что соблюдают правила двух стен. Еще 10,9% переходит в ванную комнату или коридор.
Гораздо больше собственной безопасности во время работы опрошенных волнует время, тратящееся на дорогу и логистику:
- 60% респондентов готовы по возможности более эффективно использовать время, затраченное в пробках, на рабочие или личные нужды;
- Еще 11% волнует перспектива оказаться во время воздушной тревоги вдали от дома и/или близких людей;
- Только 14% опрошенных готовы полностью отказаться от поездок в офис, если логистика будет негативно влиять на их жизненный ритм.
Что дальше?
Пока все страны мира приходят в себя после пандемии, Украина ежедневно борется с последствиями войны. История с «кнутом» от мировых корпораций только набирает обороты, но есть большая вероятность, что ультиматум «В офис — или прочь отсюда!» станет не лучшей мотивацией для украинцев.
Вопреки страху многих работодателей люди будут охотно возвращаться из «ремоута». Дело не только в укрытиях, генераторах, кофе или общении с людьми. Равновесие, спокойствие, безопасность: вот за чем каждый день или по крайней мере несколько раз в неделю будут ехать подчиненные того руководителя, который будет заниматься созданием для них таких условий. «Как вы?» — «Я норм» (82,2%): такой «сухой остаток» свидетельствует, что ощущение нормальности является наиболее актуальным запросом для украинцев.