Современный ритейл — часть нашей повседневной жизни, где сочетаются товары, услуги, люди и эмоции. Бренды уже давно поняли, что именно потребительский опыт делает покупки особенными. Поэтому постоянное усовершенствование этого опыта является важным элементом стратегий. В этой статье рассмотрим, как ритейл становится еще более интересным, когда он дает покупателям незабываемые впечатления, а не просто товары.
В сентябре Havas Talks x Retail Середа встретились для обсуждения изменений в ритейле, трендах и креативном маркетинге. В этой статье — главные инсайты со встречи.
Об актуальных трендах в ритейле рассказали сооснователи IDNT — Николай Чумак и Елена Коронотова. Рита Пешкина, Chief Strategist в Havas Village Ukraine, рассказала о состоянии e-commerce в EU, а также ключевых тенденциях. CEO Havas Ukraine, Светлана Лобанова, поделилась инсайтами креативного маркетинга для ритейла.
Онлайн или oфлайн?
Ритейл уже давно не ограничивается просто продуктом и местом его продаж. Он превратился в нечто большее, что касается прежде всего людей и их опыта.
Выбор продукта и метод его приобретения стали лишь частью большей истории, где главные роли отводятся покупателям и чувством наслаждения от покупки. Поэтому в первую очередь вам как бизнесу нужно обеспечить потребности клиентов и создать тот опыт, за которым они захотят вернуться.
И оффлайн, и онлайн-бизнесы имеют возможности обеспечить этот опыт.
Создание гибридных форматов бизнеса, новых бизнес-моделей, собственных эко-систем и понимание потребностей своих клиентов — это то, что дает ценность потребителю.
Если говорить о преимуществах, то и офлайн, и онлайн имеют свои плюсы и минусы. К примеру, в офлайн-бизнесе мы можем предоставить качественный сервис, но в онлайне это можно делать 24/7. Когда в онлайн потребитель имеет доступ ко всей информации о продукте, то в офлайне мы можем предоставить живую консультацию и предложить тест-драйв или мультисенсорный опыт.
Успешные ритейл-концепты
Постепенно маркетинг-микс перешел из привычного 4P — Product, Place, Price, Promotion в 4-E:
- Experience
- Everyplace
- Exchange
- Evangelism
Этот микс мировые бренды снабжают новыми практиками. К примеру, это может быть самообслуживание и гибридные магазины без продавцов. Или формат Smart Assistance и роботизация.
Даже профессиональное освещение в офлайн точке бизнеса становится частью Customer Journey.
И конечно, органичность, ценность и инклюзивность все еще важны для потребителей.
Если ваш бренд может предложить формат онлайн+офлайн — это еще одна возможность обеспечить Everyplace из 4-E микса.
Креативный маркетинг в ритейле
Безусловно, новая реальность, в которой живут украинские потребители, влияет на предпочтения, настроения и добавляет сценарии поведения в ритейле. Во всем мире, а в Украине еще и из-за постоянного высокого эмоционального фона, незамеченной может остаться такая коммуникация брендов, что игнорирует реальность и актуальные потребности потребителя. Среди ключевых мировых трендов сегодня можно выделить следующие: таргетированность, осознанность, инклюзивность. Три тезиса, как каждый может быть адаптирован сегодня к украинскому потребителю.
- Таргетированность — осознавать, к потребителям в каком состоянии и с какими потребностями обращаемся, чтобы достичь личностного восприятия креативов, задействовать незадействованные целевые группы, способствовать решению локальных проблем.
- Осознанность — брать на себя просветительскую роль и продвигать учебные нарративы, которые помогут обществу, задекларировавшему готовность к переменам — совершенствоваться.
- Инклюзивность — не игнорировать разнообразие индивидуальностей, возглавлять тренд на разность потребителей и готовность работать с каждым.
E-commerce в Европе: что нового?
Восточная Европа демонстрирует более высокие темпы роста продаж e-com в B2C, чем во многих западноевропейских странах. Однако Западная Европа остается лидером по своей доле оборота eCommerce B2C в Европе.
К ключевым аспектам развития, на которые фокусируется большинство европейских стран, можно отнести следующие:
- Экологичность логистики — например, в Латвии на государственном уровне появилось требование добавлять определенное количество биотоплива в обычное дизельное.
- Автоматизация камер хранения. Один из примеров — бельгийское правительство. Оно рассматривает законодательство о почтовых ящиках для посылок, которые будут использоваться в новых зданиях.
- Рынок б/у товаров — во Франции потребители изменили свое отношение к б/у товарам. Более 50% потребителей утверждают, что покупали подержанные товары за последние 12 месяцев. Кроме того, 70% французских потребителей заявили, что они лично продавали подержанные вещи в интернете.
- Многоразовая упаковка — страны рассматривают упаковку товара как часть политики устойчивого развития.
- BigData и АI — примером могут служить ритейлеры в Швеции, которые используют данные, которые они собирают, чтобы улучшить степень персонализации для каждого клиента.
- Маркетплейсы — в Германии стремительно развиваются маркетплейсы. Объемы продаж с помощью них уже достигают более 50%.
Hитейл постоянно меняется и адаптируется к потребностям современного общества. Инновации, персонализация, технологии — все это делает ритейл более увлекательным и удобным для потребителей. С каждым годом он меняется вместе с нами, предоставляя брендам больше возможностей, а потребителям незабываемый опыт.