Команда LOOQME уже анализировала медиаактивность украинских АЗС после 24 февраля 2022 года и теперь мы исследовали коммуникации аптек. Аналитика охватывает период за первые полгода 2022 года. В исследование вошли 9 аптек и сервис доставки лекарств.
Инструмент лидера охвата
По количеству упоминаний в традиционных СМИ в течение исследуемого периода лидером стала «Аптека Низких Цен» с 1031 упоминанием с начала года.
А вот лидером по потенциальному охвату оказалась «Аптека 911», хотя по количеству упоминаний она занимает 5 место. Сеть получила более половины потенциального охвата рынка — в большинстве своем это число посетителей из блога аптеки, считающегося источником национального уровня с большим потенциальным охватом аудитории. Если же исключить этот источник, то на первом месте по охвату окажется «Аптека Низких Цен», а на втором — Liki24. «Аптека 911» займет 3 место.
Изменения размеров медиаполя
В среднем общее количество публикаций в день с упоминанием аптек увеличилось до 37 материалов. Однако активная коммуникация началась не с первого дня полномасштабной войны, а с 28 февраля (понедельник) —тогда в медиа аптеки вспомнили 225 раз. Наибольшее количество публикаций было найдено 3 марта, когда в интернете обсуждали, где снять наличные деньги в Украине, если нет банкомата.
Если рассматривать компании раздельно, то наибольший прирост публикаций за весь период имеет аптека «Доброго Дня».
Потенциальный охват (без блога «Аптеки 911») увеличился на 15% и составил почти 60 тыс. чел. в день. Наибольший прирост потенциального охвата — у сети «Белая Ромашка». А вот аптеки «Аптека Низких Цин», «Копейка» и «Аптека 911» претерпели уменьшение этого показателя.
Отдельная медиаактивность и доля компаний
В разрезе собственной медиаактивности видим, что у всех аптек наиболее активной коммуникация была в марте 2022 года.
Доля в медиаполе по месяцам показывает, что:
- «Аптека Низких Цен» занимала первое место по размеру доли в январе, марте и июне;
- «Аптека Доброго дня» не имела первенства, однако держала 11-18% доли медиаполя в течение всего периода, кроме февраля;
- КП «Фармация» в феврале активно обнародовала списки открытых аптек (когда большое количество конкурентов молчали), заняв таким образом 3-е место по доле медиаполя. Однако в дальнейшем количество публикаций с упоминанием аптеки значительно уменьшилось.
Структура собственных упоминаний гласит, что:
- Наибольшую часть публикаций в источниках ТОП-100 Украины имеет аптека «Белая Ромашка» (16%). О ней писали такие рейтинговые издания как «Цензор», «Обозреватель», «РБК-Украина», «Новое Время», «Сегодня»;
- Портал «Ліки в Україні» (ліки.укр), занимающий первое место в топе источников по количеству упоминаний аптек, больше всего говорил об «Аптеке Доброго дня» и «1 Социальной аптеке» (51 и 41 упоминание соответственно);
- Источник Kiev.informator, medcentre.com.ua и AIN.UA чаще всего публиковали новости о Liki24.
Облако слов, тренды, среда
Наиболее употребительными в медиаполе есть слово «аптека», а также слова, связанные с работой и расположением аптек. Кроме того, в топе мы видим названия самих аптек.
28 февраля (день, когда медиа начали активно говорить об аптеках) наиболее часто упоминавшимся в текстах стало слово «работать» (сообщение об открытых аптеках), а наиболее трендовым — слово «инсулин».
Ближайшую среду слова «аптека» составляют названия исследуемых аптек, а также «Аптека Гаевского», распространенная в Одесской области. Кроме этого, рядом со словом «аптека» часто встречаются слова «сеть», «работать», «инсулин», «магазин», «цена», «лекарство», «супермаркет».
Ключевые слова для отдельных компаний:
- Аптека Низких цен: «программа», «уровень», «ставка», «больной», «аномально», «температура»
- «Аптека Доброго дня»: «інтернет-аптека», «ромашка», «сеть», «инициатива»
- Liki24: «сервис», «команда», «tabletki.ua», «лекарство», «сайт»
- «Аптека оптовых цен»: «розничная», «деятельность», «гипермаркет», «средство», «Сильпо»
- «Аптека 911»: «6000», «копейка», «сайт», «шампунь», «актуальный»
Кавер: Unsplash