Мы все стали стартапами, или Коммуницируй как стартап в 2023
10 Янв 2023, 10:30
PR

Мы все стали стартапами, или Коммуницируй как стартап в 2023

У вас очень ограниченные ресурсы и команда, работаете в условиях высокой неопределенности и конкуренции? Поздравляю, вы чувствуете себя как рядовой стартап. Война в нашей стране стала тяжелым трансформационным периодом, который изменил для бизнеса правила игры. На самом деле для стартапов в Украине тоже не лучшие времена, но, как показывают многие кейсы, для многих это стало толчком для новых свершений. Быстродействие и способность к быстрому восприятию всего нового — преимущества стартапов. В этом их отличие от крупных корпораций и компаний, которые между прогрессом и традиционным взглядом выбирают второе.

Кстати, возможно, в 2023 году именно вы основаете стартап, ведь глобальные экономические спады часто побуждают предпринимателей к поиску инновационных решений жизненных проблем. Более 50 миллиардов технологических стартапов было основано во время рецессии (Startup Genome), а технологические единороги, основанные во время рецессии 2008 года, вместе оценивают почти 150 миллиардов долларов.

Итак, что следует перенять украинским бизнесам от стартапов в новом году, рассказывает Анна Кузнецова, коммуникационщица стартапа ReLeaf и фаундер коммуникационного агентства Creative space.

Быть гибкими, но сфокусированными

На самом деле создать коммуникационную стратегию для стартапа — то еще дело! В течение года может быть несколько громких внеплановых информационных поводов, которые трудно предсказать. Но в центре — всегда продукт, из-за ограниченности ресурсов усилия направляются на самое главное. Гибкость не является чем-то новым для PR-профессионалов. Вся наша работа состоит в том, чтобы быть адаптированными!

И учитывая все PR-тенденции 2023 года, снова придется поработать над тем, чтобы продумывать стратегию и питчи. Вы должны быть готовы и способны мгновенно изменить свою стратегию. Вам придется описать план B (и, возможно, план C и D), прежде чем план A будет запущен. Возможно, лучше заранее подготовить несколько углов наклона, обдумать разные стратегии с вашей командой или следить за новостями, которые могут повлиять на ваших клиентов.

Экспериментировать как дышать

Заложите бюджет на эксперименты.

Для стартапов большинство коммуникаций — это эксперимент в чистом виде, но поскольку они открыты ко всему новому, то склонны к экспериментам с новыми форматами и каналами больше, чем традиционные компании. И это работает. Это рождает коллаборацию, привлекает контент-криейторов и делает проекты более веральными. Заложите бюджет на эксперименты и не отступайте от него, потому что именно эти новые инструменты обычно работают на молодую аудиторию и WOW-эффект.

Выходить на мировые рынки

Обычно стартапы более глобальны, чем традиционные бизнесы. В этом году даже украинские стартапы вынуждены были выходить на мировые рынки. Коммуникации в таком случае стартапы часто начинают раньше, чем продажи. Это готовит рынок, помогает искать партнеров, инвесторов и клиентов, узнавать особенности менталитета и деловых коммуникаций, получить фидбек от потенциальных покупателей, познакомиться с журналистами. Иногда это даже помогает определиться, на какой рынок лучше не выходить. Как свидетельствует недавнее украинское исследование среди пиарщиков и маркетологов, большинство из нас точно понимают, что международные коммуникации — это ближайшее будущее, так что готовиться к этой экспансии стоит заранее.

Делать больше, тратя меньше

Строить отношения с журналистами, персонализировать питчи и приспосабливать материалы к каждому изданию, делать статьи вместе с журналистами — в эру ограниченных бюджетов это то, что приносит результат с наименьшими затратами. Если вы до сих пор этого не делали, самое время! Однако не забывайте также об усилении собственных медиа: социальных сетях, коммьюнити, блогах, имейл-рассылках, подкастах — именно эти каналы прекрасно дополнят брендовые коммуникации, особенно, если есть потребность в экономии.

Сила амбиций!

Об амбициозном замысле не стоит говорить большим количеством пафосных слов в релизе или питче.

Амбициозность и масштабность замыслов, проектов и целей — то, что отличает стартапы. «Fake it until you make it», как говорили ранее. А в последнее время добавилось — каждый из нас хочет почувствовать себя причастным к чему-то великому, гордиться родственными ценностями. Будьте осторожны, об амбициозном замысле не стоит говорить большим количеством пафосных слов в релизе или питче, берегите время читателей.

Создать легенду

Сторителлинг не является новой тактикой, но это очень важная тактика, которую все медиа-профессионалы и специалисты по коммуникациям должны включить в свои планы работы с общественностью. Как люди потребляют новости и информацию, постоянно меняется, и они больше не полагаются исключительно на традиционные СМИ. И то, о чем они хотят услышать, тоже меняется.

В этом социально обусловленном климате использование историй о бренде будет эффективно способствовать большему привлечению аудитории, чем одноразовое размещение в ведущем СМИ. Через социальные сети мы видели, как более детализированы личные истории помогают определить релевантность бренда, а не просто его узнаваемость.

Менторство как инвестиция

В сфере IТ и стартапов менторство — привычная вещь. Мы привыкли в коммуникациях держать все в секрете, но новые реалии часто нуждаются в сверхусилиях и помощи. Делиться опытом и получать поддержку — оба направления полезны, хотя и требуют времени. Менторские отношения — вид социальных связей, снижающих тревожность, повышающих уверенность в себе и общий уровень удовлетворенности и счастья. Ищите менторов и будьте ими, инвестируйте в опыт!

Социальная ответственность как маст-хэв

Появляется потребность в том, чтобы бренды доказывали, что они заслуживают доверия.

Потребители, клиенты и инвесторы по всему миру, особенно в Украине, не готовы прощать отсутствие позиции, приоритета человеческих ценностей, защиты планеты и безопасности. В центре коммуникаций — человек, эмоциональный и отзывчивый. Как утверждают исследования, Отчет об эмоциональных связях с брендами и рейтинге любимых в Brand Intimacy Study 2022, с ростом доминирования и зависимости от технологий появляется потребность в том, чтобы бренды доказывали, что они заслуживают доверия и достаточно ответственны, чтобы быть неотъемлемой частью нашей жизни. Во всей технологической среде потребителей все больше волнует, как компании используют их личные и медицинские данные. Для чувствительных компаний, таких как Apple, это привело к серьезным изменениям на их платформах для обеспечения безопасности данных.

Многие из вас слышали о печальной статистике, что 90% стартапов умирают. Кстати, одна из причин — плохие коммуникации. Поэтому желаю в 2023 году каждому бизнесу, и стартапу, и крупной компании быть готовыми к коммуникационным челленджам и возможностям, которые он принесет.

Расскажите друзьям про новость

Новое видео