Коллаборации госучреждений и креативных агентств: при чем здесь Росс Геллер и «пособие по психологии»?
23 Мар 2023, 17:40

Коллаборации госучреждений и креативных агентств: при чем здесь Росс Геллер и «пособие по психологии»?

После 10 лет работы с IТ-проектами и в PR-агентствах меня вдохновила возможность принять участие в проекте по Road Safety Campaign для Киева. Помню, как на собеседовании сердце колотилось от волнения. Это же можно подсоединить лидеров мнений, украинских звезд, рассказать о важности безопасности на дорогах в школах с помощью понятных детям мультиков и т.д. Наконец, проект, где все мои знания и навыки могут быть использованы не только для финансовых результатов компании, но и хоть немного, но все же изменить мир к лучшему. Меня взяли в проект.

Много работы было сделано в его рамках: мероприятия, видео, тренинги, и именно часть по роад сейфту в какой-то момент трансформировали во что-то другое. Так что никаких блогеров и информационных кампаний для детей. В сфере рекламы такое случается постоянно. Важно, что именно этот проект заставил меня задуматься, есть ли кейсы коллаборации рекламных агентств и государственных учреждений? Работают ли украинские креативщики с социально важными темами (кроме социальной рекламы), продвижением законопроектов, изменением/коррекцией социального поведения (уменьшение уровня курения, продвижение эко-инициатив, формирование привычек правильного питания, повышение уровня посещения избирательных участков и др.).

Whoopi Goldberg, 1999. [Photo: courtesy of America’s Milk Processors]

Наверное, все слышали об американской рекламе «Got milk?», которая поощряла потребление молока и молочных продуктов. Я услышала о ней впервые в одной из серий американского сети «Друзья», где Росс Геллер утверждал, что это он придумал слоган «Got milk?». Прекрасный пример нативной рекламы.

Створіть ефективні PR стратегії разом з експертами Foundation Coffee Roasters, TWID, БФК Gulliver та ще понад 90 провідними брендами!

12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як розробити ефективні PR-стратегії, підвищити впізнаваність бренду та залучити нових клієнтів через сучасний маркетинг і співпрацю з лідерами думок.

Забронювати участь

На самом деле слоган «Got milk?» создан рекламным агентством Goodby Silverstein & Partners для California Milk Processor Board в 1993 году. Компания приобрела незаурядную популярность, и, по-моему, является хорошим примером того, что креатив служит не только прибыли, но и формированию полезных привычек населения. Кстати, как-то мне удалось работать SMM-менеджером в похожем проекте в Украине «Три молочных продукта в день». Правда, в этом проекте кампания финансировалась тремя украинскими производителями молочных продуктов для увеличения уровня потребления молока. Масштабы были меньше, чем у «Got milk?», но все же цель проекта в начале моей карьеры мне срезонировала.

Креатив служит не только прибыли, но и формированию полезных привычек населения.

Таких кейсов за границей достаточно много. В Украине тоже есть! Логотип страны Ukraine Now от фантастических Banda, пионеров коллаборации государства и креативных агентств в Украине. Рекламная кампания агентства Twiga Ukraine, запустившая волну разводов с Пластиковым Пакетиком — проект по заказу команды Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины в рамках поддержки закона, который запрещает супермаркетам и общепитам распространять пластиковые пакеты.

© twiga.com.ua

Еще один из моих любимых кейсов — серия вайлдпостеров агентства Angry, целью которых было напомнить миллениалам, почему важно посетить избирательные участки. Кстати, у этого агентства также много красивых рекламных кампаний, созданных в коллаборации с патрульной полицией.

© angry.agency

Из самых свежих кейсов — брендинг реформы управления отходами, созданный по заказу Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины и при поддержке финансируемого Европейским союзом проекта — Apena3. Это один из проектов, который реализуется с участием экспертов инжиниринговой французской компании Egis.

©eco.gov.ua

Таких примеров много, но они отличаются от кейса к кейсу. Из масштабных национальных кампаний, о которых все мы знаем, можно вспомнить только эти страшные картинки-предупреждения о вреде курения на пачках сигарет и кучу видеороликов об опасности вождения в нетрезвом состоянии, которые распространялись алкогольными компаниями (да, это социальная реклама, но она тесно повлияла связана с нашим законодательством, согласны?).

Ну и, конечно, предвыборные кампании, которые в последнее время проходят при активном участии соцсетей, вдохновленные успехом США и компании Обамы — пионером привлечения этого канала коммуникаций в политике. Ну и нельзя не упомянуть, что еще много лет политологи будут анализировать PR-кейс информационного освещения войны в Украине и феномена Зеленского.

Так что коллаборация возможна. Но, тем не менее, используется не всегда. В большинстве – для социальной и политической рекламы.

Представим на минуту, что будет, если использовать маркетинговый опыт и эффект рекламы и коммуникаций на продвижение тем здорового питания, уважения к человеку, важности поддержки психологического здоровья, формирования экоответственного поведения. Таких кампаний множество, скажете вы, и будете правы. Но представим, что над действительно важными темами будут работать рекламные агентства мирового класса (которых в Украине много). Кроме того, представим, что действительно важные темы будут освещаться централизованно в коллаборации государства, бизнеса, общественных организаций. Масштаба «языкового вопроса» (здесь только в качестве примера), которое волнами то возникает, то исчезает в нашем обществе. Что будет, если с таким же вдохновением мы начнем обсуждать равноправие и достоинство человека, преимущества жизни без злоупотребления алкоголем и важность правильного питания и качественного образования для наших детей? Звучит идеалистически. Такие кейсы уже есть в странах по всему миру.

Общество способно обсуждать не более нескольких тем за один промежуток времени. Эти темы, как дни, сменяют друг друга. Сейчас я учусь в британской школе CIPR по специализации Public Affairs. Преподаватели говорят, что именно благодаря этому феномену общественного фокуса у каждой темы всегда есть второй шанс, и третий, и так бесконечно.

Общество способно обсуждать не более нескольких тем за один промежуток времени.

Важный вопрос – кто выбирает эти темы? Книги из Public Affairs не имеют однозначного ответа, потому что факторов много (общество, политики, общественные организации, соседние государства, и даже о чем говорят сейчас звезды шоу-бизнеса и др.).

Так, в работе Mindspace – influencing behavior through public policy авторы приводят список того, что влияет на принятие нами решений — чеклист влияния на наше поведение при разработке policy (политик).

  • Месседж: для нас важно, кто является источником информации.
  • Поощрения: наши реакции на стимулы формируются предполагаемым ментальным процессом, таким, как стремление избегать неудач.
  • Нормы: на нас сильно влияют действия других людей (мы смотрим на то, что делают другие).
  • По умолчанию: «Мы плывем по течению» — часто пользуемся предварительно установленными параметрами.
  • Заметность: наше внимание привлекает то, что ново и кажется актуальным для нас.
  • Основание: на начало наших действий часто влияют подсознательные сигналы.
  • Влияние: наши эмоциональные ассоциации влияют на наши действия.
  • Обязательство: мы стремимся отвечать нашим публичным обещаниям и отвечать на действия других взаимностью.
  • Эго: мы делаем то, что заставляет нас лучше думать о самих себе.

Различий между разработкой креативной кампании для бизнеса и в разработке политик не так уж много.

Похоже на руководство по психологии, правда? Так, книги по созданию креативных концепций также похожи на книги по психологии. Поэтому в итоге различий между разработкой креативной кампании для бизнеса и в разработке политик не так уж много. В последнем, правда, гораздо больше участников и непредсказуемых обстоятельств.

Украина действительно удивляет своей прогрессивностью в вопросах коллаборации бизнеса и государства. ПриватБанк, Helsi.me. Есть чем гордиться.

Надеемся, в будущем нас будет ждать еще больше ярких примеров креативных кампаний по продвижению социально важных тем.

Расскажите друзьям про новость