Летом 2014 года я проходил 4-х дневный интенсив Doing Business от StartUp Ukraine. В кулуарах, общаясь с участниками мероприятия (соседями по парте), был весьма удивлен — директорат и топ-менеджмент достаточно крупных брендов до сих пор не использует social media. Вообще. По старинке пишутся пресс-релизы за 1000 долларов, размещаются с помощью B2Blogger на ресурсах сомнительной популярности, и все довольны. Отчетность есть, бюджет освоен, отдача неясна, зато все по плану.
Сегодня выбор подрядчика сводится к 3 вариантам — агентство, независимый специалист, сотрудник в штат.
Агентство:
Чем амбициознее планы бренд-менеджера по привлечение аудитории, чем навороченнее нужна коммуникативная модель и чем выше количественные KPI — тем больше вам нужно смотреть в сторону агентства.
Если нужно провести масштабную рекламную компанию, привлечь тысячи и десятки тысяч подписчиков, разогреть их, вовлечь в коммуникацию, перенаправить на специально разработанный промо-сайт для продолжения контакта с вашим брендом — вам нужно агентство. Точечные удары и работа 1-2 человек не решит задачу.
Дорого, иногда с подкрученными показателями, но над вашим проектом будет работать команда, которая узко заточена под конкретную деятельность.
Независимый специалист:
Давайте отойдем от слова «фрилансер», от него веет «ничего не деланьем», сидением дома и асоциальной жизнью. На самом деле это активные люди, которые ходят по фестивалям, путешествуют по Украине и за ее пределами, посещают тематические мероприятия и всячески участвуют в культурной жизни.
Итак, если у вас мелкий или средний бизнес — можно рассматривать отдельно взятого специалиста.
Хорошо, если он разбирается в основах маркетинга; интересуется рекламным миром; понимает, что лучше увеличить ценность продукта, чем снизить его цену; грамотно пишет; имеет портфолио, которое можно посмотреть; ориентируется в смежных сферах — создание посадочных страниц, web-аналитика.
Pros:
- чутко реагирует на ваши комментарии и пожелания (в рамках адекватных комментариев);
- его подход к работе менее шаблонизирован (отсюда взять, сюда положить);
- отвечает за результат сам, не переводя ответственность на sales-менеджера, компанию, аккаунта и тд.;
- ценник работ ниже по сравнению с агентством;
Сons:
- не выходит на связь с завидной периодичностью (это крайний случай, таких людей нужно отсеивать на стадии первичного общения; ниже я напишу, как лучше ставить задачу подрядчику)
- часто нет возможности официального оформления сотрудничества;
- при совмещении вашего проекта и фул-тайм работы общение может быть не оперативным;
Сотрудник в штат:
С такими людьми я контактировал меньше всего. Как правильно, за +10 000 гривен такого человека не нанимают, а на меньшее он не идет.
Но даже если такое и происходит, на него также ложатся обязанности офис менеджера, менеджера по рекламы и прочие сопутствующие радости. Так что чистота эксперимента нарушена.
Запомните — все! всегда! индивидуально! Нет панацеи и универсальных решений. Надо пробовать и смотреть отдачу. Естественно, это не значит, что нужно нанять 5 независимых специалистов и сравнивать результаты.
До старта работ и выбора подрядчика наметьте для себя контрольные точки, по которым вы будете понимать, что работа идет в нужном векторе, а промежуточные KPI выполняются.
Если мини-рубежи достигнуты и пройдены — ура, вы молодец. И подрядчик молодец.
Если нет — нужно честно и откровенно обсудить, в чем причина.
Приведу несколько примеров, чтобы прояснить пространство вариантов отдачи от соц.сетей.
1. Человек-бизнес.
В декабре 2014 г. моя знакомая вышла на украинский рынок с прекрасными украшениями для девушек — Little Boxes. Кольца в виде домашних любимцев, сегмент средний и средний+.
Какие ресурсы были у этого начинания?
- 1 человек, который захотел попробовать коммерцию в facebook;
- уникальный товар;
- красивый и качественный фотосет продукции;
- пару десятков долларов для теста платной рекламы;
К марту 2015 г. у нее было 2500 подписчиков, а в канун праздников сообщения в личку сыпались десятками. Эффект получен без вливаний в рекламу facebook, хорошо пошло «сарафанное радио».
И вот прошло полгода. Нужно подключать Instagram, расширять линейки товаров, выходить на новый партнеров, заниматься полноценной операционной деятельностью — вот тут уже нужен специалист, который возьмет на себя часть задач по социалкам, пропишет стратегию развития в сети и будет планомерно ее реализовывать.
2. Средний бизнес.
Здесь, как правило, уже можно рассматривать агентство в роли подрядчика.
Например, страховой брокер. Это сродни юридическим услугам, но сложнее с точки зрения продвижения — ЦА более узкая, вид деятельности менее понятный, а потребности ЦА не так очевидны. Но и для этой сферы есть вполне очевидное мерило результата — участники вебинара, например. После того, как вы наберете +500 подписчиков, можно вовлекать их в общение и получать лиды, выдавая полезную информацию в режиме вебинара.
Сеть аптек, интернет-магазин, представительство компании, услуги страховой компании или юр. фирма — при правильном подходе каждый бизнес может получить пользу от социалок. Вопроса всего два: позволяет ли ваша маржа выделить бюджет, который необходим для грамотной подачи вашего бизнеса в сети? Как вы будете мерить результат и отдачу от вложений?
Ответ на второй вопрос найдете во второй части статьи.
3. Крупные бренды.
Тут останавливаться не буду. BMW, Starbucks, Samsung и т.д. — примеров на рекламных ресурсах масса.
Продолжение, о совместной работе заказчика и исполнителя, читайте ТУТ.