Защита авторских прав в цифровую эпоху: как бороться с нарушениями
11 Апр 2024, 15:52

Защита авторских прав в цифровую эпоху: как бороться с нарушениями

Автор материала

Авторское право является важным аспектом интеллектуальной собственности, которое имеет ключевое значение для создателей в цифровую эпоху. Эта форма защиты позволяет креаторам сохранять контроль над своими произведениями и получать вознаграждение за их использование. Однако с распространением интернета и социальных сетей вопрос нарушения авторских прав стал очень актуальным.

Комитет IAB Украина подготовил серию статей, в которых расскажет о состоянии дел в сфере защиты авторских прав в цифровую эпоху и путях решения текущих проблем.

В первом материале подробно обсудим ситуацию, в которой оказываются рекламные агентства и рекламодатели из-за нарушения авторских прав, взаимодействия всех участников процесса, механизмы воздействия на нарушителей. А также дадим рекомендации, которые помогут минимизировать риски нарушений прав владельцев контента.

Масштаб авторских нарушений по данным Getty images

Прежде чем углубляться в тему, посмотрим статистику, отражающую масштаб проблемы нарушений авторских прав в цифровой среде. В последние годы количество нарушений авторских прав растет. Потребители и пользователи интернета, часто даже не осознавая этого, копируют, загружают и распространяют материалы, защищенные авторскими правами.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

По статистике, ежегодное нелицензионное использование растет экспоненциально за счет новых создаваемых медиа-сайтов (на 95% все новые сайты в той или иной форме используют нелицензионный новостной контент Getty Images). При этом по результатам многоэтапных переговоров «новые» медиа-сайты (ориентировочно 50%) прекращают повторное нелицензированное использование. Также в этой статистике следует учитывать, что «старые» существующие сайты, несмотря на многократное информирование, продолжают негативную практику.

«Невидимый враг» правообладателей контента

Уважение и соблюдение прав владельцев контента во всех его проявлениях от аудио-видео к текстовым, графическим и т.п., является не только залогом движения Украины к ценностям ЕС и мира, но и фактором, оказывающим мощное влияние на развитие соответствующих отраслей: создание музыкальных произведений, телевизионного и другого видеоконтента, книгоиздания, дизайна, онлайн образования. Несмотря на то, что последние несколько лет мы можем отметить позитивные сдвиги прежде всего в сознании украинцев, рекламно-коммуникационная отрасль в частности еще должна прилагать определенные просветительские и регламентные усилия для того, чтобы удерживать актуальность проблемы для профильных агентств, рекламодателей и издателей.

Сегодня среди игроков рынка, которые используют аудиовизуальный и текстовый контент, можно условно выделить три категории:

  1. Не знакомы с проблемой. То есть все, кто при использовании контента не задумывается о том, что права на него кому-то принадлежат.
  2. Осведомлены о том, что используют контент, который кому-то принадлежит, но не считают нужным юридически урегулировать вопрос.
  3. Сознательные пользователи, которые при использовании контента принимают все рекомендованные профильными организациями меры (блэклист, регулирование на уровне контрактов с контрагентами, информирование связанных сторон).

Механизмы борьбы с нарушителями

В связи с долгосрочными этапами мониторинга и многократного информирования/предупреждения нарушители могут быть добавлены в блэклист в долгосрочной перспективе, но не сразу. В большинстве своем нарушители не понимают сути нарушения и не видят в этом никакой проблемы к соответствующему обращению и детальному объяснению. И часто они повторно возвращаются в практику нелицензионного использования. Только в исключительных ситуациях комплексного влияния (информирование, претензионная работа и двустороннее предупреждение сотрудничающих с нарушителем рекламных агентств и рекламируемых брендов) нарушитель изменяет свой подход и далее использует только лицензионный контент в своей работе. Из-за войны Getty Images были вынуждены аннулировать все предварительные этапы переговоров и информирования, из-за чего мониторинг обнулился.

Работа агентств в вихре проблем на сайтах-нарушителях

В ежедневной работе агентств мы прежде всего работаем с регулярным обновлением блэклистов в настройках рекламных кампаний. Обычно такое обновление происходит раз в месяц. Однако бывают случаи, когда клиент сотрудничает с несколькими агентствами и имеет собственное рекламное подразделение инхаус. А использование и своевременное обновление блэклистов всеми участниками процесса, как показывает практика, не всегда происходит вовремя или регулярно. Для этого мы дополнительно раз в месяц проверяем список рекламодателей, которые размещаются на сайтах-нарушителях. Бывают ситуации, когда мы видим в таком списке нашего рекламодателя, по которому мы уверены в применении блэклистов. Тогда мы производим детальный анализ скриншотов и другого предоставленного правообладателями материала, чтобы выяснить причину. Чаще всего происходит параллельное размещение через еще одно агентство или собственной командой рекламодателя. Эту проблему решает синхронное обновление блэклистов, а также системное обновление их раз в месяц всеми участниками, запускающими рекламные кампании: как инхаус, так и агентства.

И в большей степени с трудом все же сталкиваются не сетевые агентства, а локальные, которые могут не видеть проблемы в нарушении прав правообладателей контента. Для крупных холдингов, которые чаще работают с системными глобальными рекламодателями, необходимость соблюдения всех прав предусмотрена в контракте или ряде кодексов, к которым агентство должно приобщиться. Поэтому мы должны регулярно в публичном поле поднимать вопросы соблюдения прав правообладателей контента.

В рутинной работе агентств сложнее всего отстроить все процессы системно, то есть так, чтобы они остались рабочими, даже при смене людей в команде. Это означает, что на уровне рабочих обязанностей и процессов условного медиабайера и планера должна присутствовать эта ежемесячная проверка блэклистов и списка рекламодателей, которые размещаются на сайтах-нарушителях.

Часто рекламодатель, контролирующий, чтобы для креативных материалов использовались только лицензионные материалы, бывает очень удивлен, находя себя в списке тех, кто размещается на сайтах-нарушителях. И это не о том, что бренд сам использует нелицензионные материалы, а проблема в том, что, размещая рекламу на таких недоброчестных сайтах, которые воруют чужую собственность, такой рекламодатель бессознательно или по невнимательности финансирует непорядочных рыночных игроков.

Рекомендации, которые помогут агентствам минимизировать риски нарушений прав владельцев контента

  • Обязательно ежемесячно проверяйте блэклисты. Назначьте стандартный день этой процедуры, например, последний вторник месяца. Свежие блэклисты доступны на сайтах ИЧН, сайтах, пабликах и рассылках IAB Украина.
  • Обязательно проверяйте список рекламодателей, которые размещаются на сайтах-нарушителях. Проведите информационно-просветительскую работу с такими рекламодателями.
  • Обеспечивайте системность процедур и ввод их в рутину соответствующих отделов.
  • Ознакомьтесь с гайдами ИЧН и IAB Украина на этапе онбординга новых сотрудников соответствующих отделов агентств.
  • Выражайте публичную позицию поддержки и защиты прав правообладателей.

Итак, существует ряд трудностей, связанных с нелицензионным использованием контента, для всех участников digital рынка: профильных агентств, рекламодателей и издателей. И хотя на сегодняшний день уже много положительных сдвигов, сфера защиты авторских прав все еще требует активной работы над текущими проблемами.

Поэтому продолжаем работать с неосведомленными категориями пользователей и нарушителями, чтобы привести их к цивилизованному использованию контента. А также через системную работу с игроками, в сотрудничестве с государством в среднесрочной перспективе, бороться с невидимым врагом и способствовать увеличению осведомленности и росту сознательных пользователей.

А в нашем следующем материале мы подробно расскажем о том, какие существуют действенные механизмы защиты прав правообладателей в наше время.

11 Апр 2024, 15:52
Расскажите друзьям про новость