Витрины ЦУМ Киев воспроизвели удивительную художественную вселенную Марии Примаченко
03 Сен 2024, 11:35

Витрины ЦУМ Киев воспроизвели удивительную художественную вселенную Марии Примаченко

Осенний арт-сезон в ЦУМе приглашает в удивительную художественную вселенную Марии Примаченко: каждая витрина универмага открывает зрителю новую страницу биографии художницы. ЦУМ Киев в сотрудничестве с благотворительным фондом «Творческое наследие семьи Марии Примаченко» и Национальным музеем декоративного искусства Украины знакомит с невероятным творческим достижением Марии и предлагает еще ближе познакомиться с украинской культурой.

Фантастические звери — визитка украинской мастерицы, но мало кто знает, что сама Мария Примаченко ассоциировала себя со львом. Так что сильный и величественный лев «Зьвер Полески» в первой витрине — аллегорический автопортрет художницы со страниц автобиографической книги, которая, к сожалению, не была опубликована.

Вторая витрина знакомит с тем периодом жизни Примаченко, когда ее творчеством было вышивание. Мария была известным «дизайнером» в родном селе Болотня и окрестностях: она хорошо шила, а традиционные орнаменты дополняла собственными фантазиями. В 1935 году искусствовед и художница-вышивальщица Татьяна Флору, увидев на базаре вышивания 26-летней Марии, пригласила ее учиться в экспериментальные мастерские в Лавре, где учили талантливых самоучек из народа. В этой витрине соединены цветы из рубашки Марии и из картины «Ой вы кони».

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Розовая печь в третьей витрине символизирует дом художницы, где она рисовала, растила сына, где снились фантастические звери и птицы. Впоследствии печь появляется и в иллюстрации к книге Марии Примаченко «Толчет баба мак».

Гончарство — традиционное украинское ремесло. Учась в лаврских мастерских, Мария Примаченко открыла для себя керамику. Скульптуры фантастических зверей, росписи на тарелках и кувшинах удавались ей так же хорошо, как и станковые картины. В четвертой витрине — еще одна строчка творческой биографии художницы — расписанные тарелки и зооморфная скульптура «Крокодил».

Марии Примаченко еще не было 30-ти, а на международной выставке декоративного искусства в Париже (1937) ее картины преуспели. Иван Гончар, Параска Власенко и Мария Примаченко на той выставке были отмечены золотыми медалями. Фотографии на страницах ведущих журналов и газет, отзывы потрясенных критиков, приобретение ее работ музеями — это был период славы, успеха, счастья. В пятой витрине видим репродукцию «Обезьяна-всадница», которая участвовала в парижской выставке, фрагмент картины «Сказка» и парижскую атмосферу 1930-х годов.

Марии было интересно пробовать себя в разных жанрах. В шестой витрине знакомимся с Примаченко-иллюстратором. Мария оформила пять детских книг, вышедших в издательстве «Веселка»: «Ой коньки-сиваши», «Толчет баба мак», «Черногуз принимает душ», «Что посеешь, то и пожнешь» и «Заяц спать захотел», три последние — в сотрудничестве со своим приятелем, писателем Михаилом Стельмахом.

Седьмая витрина ломает стереотипы о Марии Примаченко — уважаемой женщине в платке и вышитой рубашке. В семье художницы хранятся фото молодой Марии — красивой девушки с двумя косами в собственноручно сшитой рубашке. Возле нее на рабочем столе стоит черный зверь с одноименной картины 1936 года, с другой стороны — удивительное растение из этой же работы, которая будто ведет диалог со зверем.

Мария Примаченко прожила удивительную жизнь в окружении фантастических зверей, птиц, растений и причудливых людей. И оставила нам столько загадок и сокровищ, что хватит на многие музеи, витрины, стены и книги.

Расскажите друзьям про новость