В офис — или прочь: сработает ли метод «кнута» в современной Украине? Исследование
26 Сен 2023, 17:33

В офис — или прочь: сработает ли метод «кнута» в современной Украине? Исследование

Официальная отмена пандемии COVID-19 моментально актуализировала перед работодателями и бизнесом вопросы посещения офисов. Минимум один миллион удаленных сотрудников по всему миру уже получили письма с распоряжениями вернуться этой осенью на работу из офисов. Видеться с подчиненными каждый день или по крайней мере несколько раз в неделю «вживую» стремятся руководители Amazon, Apple, Meta, Google, Starbucks, Disney, Zoom и многих других мировых корпораций.

В Украине с начала полномасштабной войны, в условиях временной или полной релокации бизнесов, формат удаленной работы для многих надолго стал единственно возможным. Однако, начиная с осени 2022 года, в Украину вернулось около 5 млн граждан, которые выехали в феврале 2022 года. По состоянию на август 2023 года к ним присоединилось еще 230 тыс. человек. Согласно исследованию CBRE Ukraine, зафиксирована положительная динамика офисной активности (+51% за первые полгода 2023).

Готовы ли сегодня украинские бизнесы и локальные представительства международных компаний возвращать людей в офисы, не дожидаясь завершения боевых действий?

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь

Украинская компания Creative States провела опрос резидентов сети по пяти локациям. Большинство ответов поступило от представителей IT-индустрии. Также в опросе приняли участие работники креативного сектора, венчурных фондов, финансовой и туристической индустрии, реального сектора экономики, NGO и благотворительных фондов, компаний FMCG-сектора и других отраслей. Более половины опрошенных — люди в возрасте от 26 до 35 лет. 70% респондентов — резиденты локаций в Киеве, еще 30% — резиденты из Днепра, и вынужденно релоцированный в Днепр персонал компаний из временно оккупированных или пострадавших от боевых действий городов.

Ценность «живого» общения и безопасность

2022, воздушные тревоги и ракетные атаки внесли существенные коррективы в отношение к офисной работе. В настоящее время опрошенные резиденты Creative States в большинстве своем (почти 59%) работают в гибридном формате, однако регулярно появляются на работе:

  • 34,8% опрошенных ответили, что бывают в офисе 5–6 раз в неделю;
  • 28,3% — приходят на работу 3-4 раза в неделю;
  • 26,1% — посещают офис 1-2 раза в неделю.

Абсолютное большинство респондентов (80,4%) ответило утвердительно на вопрос, связана ли их деятельность с активным общением и взаимодействием с другими людьми. Однако в дальнейшем выяснилось, что это не является основной потребностью регулярно присутствовать на рабочих местах.

  • Восемь из десяти опрошенных (73,9%) утверждает, что в офисе им работается продуктивнее, чем из других мест;
  • Еще шесть из десяти респондентов (65,2%) ответили, что вдохновляются работой в коллективе;
  • В то же время почти треть из них (28,3%) радуется возможности сосредоточиться и работать без отвлечений и вынужденных перерывов;
  • И почти четверть (23,9%) респондентов признается, что сейчас чувствует себя в максимальной безопасности именно на работе.
За чем идут в офисы

Безлимитные снеки и кофе уже давно не являются дополнительными аргументами в пользу офиса. По крайней мере, респонденты идут в 2023 на работу из-за:

  1. комфортное рабочее место — за этот пункт проголосовали 82,2% опрошенных;
  2. атмосфера и комьюнити — с этим согласны 73,3%;
  3. наличие бесперебойного электроснабжения — эту опцию ценят 66,7%.

Война — время, когда привычные в мирное время вещи воспринимаются особенно остро. Поэтому сейчас рабочие охотнее приступят к работе офлайн при наличии развитой офисной инфраструктуры (48,9% голосов), зон отдыха (48,9%), комнат для переговоров (53,3%) и организации досуга (55,6%).

Наличие укрытия интересует 55,6% опрошенных. В случае воздушной тревоги находящиеся непосредственно на локациях резиденты пользуются укрытиями в обязательном порядке. 34,8% респондентов, работая из дома, ответили, что соблюдают правила двух стен. Еще 10,9% переходит в ванную комнату или коридор.

Гораздо больше собственной безопасности во время работы опрошенных волнует время, тратящееся на дорогу и логистику:

  • 60% респондентов готовы по возможности более эффективно использовать время, затраченное в пробках, на рабочие или личные нужды;
  • Еще 11% волнует перспектива оказаться во время воздушной тревоги вдали от дома и/или близких людей;
  • Только 14% опрошенных готовы полностью отказаться от поездок в офис, если логистика будет негативно влиять на их жизненный ритм.
Что дальше?

Пока все страны мира приходят в себя после пандемии, Украина ежедневно борется с последствиями войны. История с «кнутом» от мировых корпораций только набирает обороты, но есть большая вероятность, что ультиматум «В офис — или прочь отсюда!» станет не лучшей мотивацией для украинцев.

Вопреки страху многих работодателей люди будут охотно возвращаться из «ремоута». Дело не только в укрытиях, генераторах, кофе или общении с людьми. Равновесие, спокойствие, безопасность: вот за чем каждый день или по крайней мере несколько раз в неделю будут ехать подчиненные того руководителя, который будет заниматься созданием для них таких условий. «Как вы?» — «Я норм» (82,2%): такой «сухой остаток» свидетельствует, что ощущение нормальности является наиболее актуальным запросом для украинцев.

Расскажите друзьям про новость