07 Сен 2016, 11:32

Цена свободы Лилии Горелой: 18 лет инвестиций своего «я» в бизнес

Звезда соосновательницы холдинга OSD Group тихо ушла с маркетингового небосклона. Спустя некоторое время Лилия делится прошлым и возможным будущим.

В топе выдачи гугла имя Лилии Горелой по-прежнему выводится интервью, которое она дала в роли победителя рейтинга  «35 до 35»: «Однажды покину рекламно-коммуникационную сферу без сожаления». И вот это случилось. Покинула.   

Marketing Media Review
Печатное издание MMR — лучший офлайн-канал украинского маркетолога. Обновленный сайт MMR.ua — быстрорастущий проект с исключительной аудиторией профессионалов

Лилия, расскажи о своем попадании в маркетинг в целом и в ДМ в частности, и путь к статусу совладельца. Опиши кратко этапы становления и «обрастания мышцами» бизнеса и усиление твоей роли в нем.

ОSDirect — бизнес, прошедший путь от компании узкой специализации (директ-маркетинг) до компании «интегрированных коммуникаций плюс еще много чего», а потом трансформировавшийся в классический холдинг. 

Структура претерпела изменения три года назад. Причиной послужило то, что рынок уже не очень понимал, что же такое OSDirect, и как компания может специализироваться в столь разных отраслях: от маркетингового консалтинга до оказания полного цикла услуг по выводу зарубежных компаний дистанционной торговли в Украину. 

Когда у специализированного направления накапливалось достаточно компетенций, был стабильный денежный и клиентский поток, и самое главное — был лидер, способный отвечать за него, то происходила сегрегация направления и выделение его в отдельный бизнес.  

В этом процессе нам нужны были помощники. 

Определить стратегию развития, кристаллизировать направления и выстроить взаимосвязи нам помогал Дмитрий Джеджула, ставший в тот период партнером брендингового бизнеса, а также еще один эксперт — внешний консультант и друг Сергей Коваленко. Нам самим, без взгляда снаружи, было не просто договориться и определить вектор движения: когда на разработанную, очень логичную структуру накладывали реально действующие команды и человеческий фактор.

Так появился достаточно крупный колл-центр Direct Call, леттершоп, компания по работе с данными, дизайн-студия, брендинговое агентство, компания, специализирующаяся на программах лояльности и CRM-коммуникациях, диджитал-агентство, небольшое исследовательское бюро. За OSDirect осталась зона интегрированных маркетинговых коммуникаций, спец-проекты типа обучающих школьных программ, делающихся в интересах разных брендов, customer care программ. Все это было объединено в холдинг OSD Group, предоставляющий бухгалтерские, финансовые и юридические компетенции для всех компаний. Через какое-то время был выделен креативный офис с группой создания контента, дизайнерами, стратегами, арт и креативным директорами. Считаю, что эволюционно мы пришли к наиболее действенной и работоспособной системе.  Завершили брендинг всех направлений, отстроили связи между бизнесами, допилили модель финансового учета. 

Но, думаю, теперь компанию ждет новый виток изменений. OSD Group – сильный, устойчивый бизнес. С ним будет все в порядке.

Покинув компанию и выйдя с рынка маркетинговых коммуникаций, я также попросила снять с меня обязанности Члена Правления Всеукраинской рекламной коалиции. За два года работы я выполнила обещанное перед ВРК, результаты были оценены высоко коллегами и правлением. Мой уход совпадает с процессом реформирования в ВРК, и именно сейчас будет наименее болезненным.  

Думаю, теперь компанию ждет новый  виток изменений. OSD Group – сильный, устойчивый бизнес. С ним будет все в порядке. 

Лилия Горелая
СЕО OSDirect, член правления Всеукраинской Рекламной Коалиции

Любой бизнесмен всегда думает о рисках. Инвестируя себя в бизнес, ты думала о сценарии, с которым столкнулась сейчас? Вы совместно как-то прописывали варианты exit-а?

Нет. Я потеряла то, на что рассчитывала и во что инвестировала 18 лет жизни. 

Договариваться на берегу – прекрасная идея. Но жизнь многограннее.

Фиксирую убыток и двигаюсь дальше. 

Каковы условия расставания бизнес-партнеров Калашник-Горелая?

Я просто вышла из бизнеса. Бизнес остался моему бывшему супругу и его сестре, которая отвечает за финансы компании.  

Работая в OSD, ты реализовывала некоторые нерекламные проекты типа «Мастерской голоса». То есть, желание иметь дело, не связанное с рекламными сервисами, все же было. В чем планируешь продолжать дальше? Что тебе дается лучше и легче всего (в профессии)?

Я – менеджер. Моя сильная сторона – это построение отношений. С клиентами, поставщиками, партнерами. Я умею договариваться.

Могу управлять агентством, могу иным бизнесом. Но агентством уже совсем не интересно. Я получила шанс вырваться из этой адовой гонки, и воспользуюсь им.  Дело не в том, что агентство – это одновременное управление как самой структурой, так и экспертное включение в десятки проектов и бизнесов своих клиентов. Конечно, нужно было глубоко погружаться в совершенно разные бизнесы и рынки. Это меня никогда не пугало, я деятельна и мне свойственен высокий темп. Но этическая сторона того, что есть маркетинг, а зачастую это сводилось к раскручиванию тренда потребительства, – это не очень-то нравилось мне. 

Я хочу реализовываться в проектах с большим объемом интеллектуальной составляющей. Сейчас я выступаю в роли бизнес-консультанта с прокачанной менеджерской и маркетинговой компетенцией. При этом, мне интересны бизнесы с высокой сервисной составляющей, в фокусе которых – клиент.  Это то, в чем мои компетенции сильны, приглашайте, я готова быть полезна в таких проектах. 

Недавно с партнерами мы запустили проект на стыке образования, общения и психологии – платформу «Родительское собрание».  Это классное, светлое начинание, которое поможет родителям объединиться, обмениваться знаниями, встречаться с теми, кто может быть полезен им чтобы сделать будущее их детей более счастливым. 

Подобные проекты всегда были близки мне. «Мастерская Голоса», «МудроЕды» — любимцы как раз из этой сферы жизни. Позиционирование в роли Продюсера интеллектуальных проектов наиболее близко мне. 

Относительно новая профессиональная деятельность для меня – это коучинг и психологическое консультирование. То, что я изучала полтора десятка лет, трансформировалось в мою практику. Это непросто, но действительно драйвит меня, и я вижу результаты работы. Знаешь, лет в 12 я поняла, что, если ты хочешь видеть результаты своей работы сразу, а это, согласись, удобно – ты можешь стать, ну например, мастером маникюра. Но маникюршей становиться точно не хотелось.  А вот психологом – только чуть попозже, уже в 16, хотелось. Но даже в том возрасте мне хватило понимания, что психолог работает с чужой болью. И для этого у меня не было сил, это я тоже понимала.  Жизнь научила справляться с собой, научила чувствовать и быть живой. И, похоже, у меня получается провести туда, в жизнь, в чувствование, и других людей. Ну и заодно я перестала терапевтировать друзей без их на то запроса). И да, оказалось, что результаты этой работы можно видеть очень быстро. Это вдохновляет.

Еще одна зона моих интересов – это правильное (естественное) питание, пищевые паузы. Я выступаю в роли тренера в этих вопросах.  Это та тема, которую я давно и успешно изучаю, и о которой осмелилась говорить вслух. Ну ты понимаешь – где бизнес, а где лекции по питанию? Имидж и все такое… Но сейчас я делаю лишь то, во что верю, и не могу не делать. В это верю. 

Таким образом, я помогаю людям и бизнесам в их росте и становлении. 

Можно зайти со стороны здоровья и питания, но очень быстро мы упираемся в ограничивающие установки человека, и начинаем работать с ними. Или, консультируя собственника по процессам в его бизнесе, выстраивая эти процессы, неизменно сталкиваешься с тем, что бизнес – лишь еще одно проявление личности, стоящей во главе. А значит, идем к источнику всего и работаем с ним. Все связано. 

Я хочу реализовываться в проектах с большим объемом интеллектуальной составляющей. 

Лилия Горелая
СЕО OSDirect, член правления Всеукраинской Рекламной Коалиции

Как изменился рынок за годы: какие бы периоды ты выделила, и каковы были плюсы и минусы каждого из них? Ведь ты можешь смотреть на него не только с точки зрения компании, но и со стороны профильной ассоциации?

Это так интересно — быть на профильных ивентах и не знать большинство присутствующих. Молодые, современные, стильные, смелые. Любоваться ими, восхищаться их дерзостью и красотой решений.  И не ясно же, где взялись: ещё же вчера я сокрушалась, что студенты профильных вузов дают такие слабые решения, а сегодня…

Запомнила случай: много лет назад студентка уважаемого мной Евгения Ромата делала презентацию – защиты своей, кажется, дипломной работы. Она была о продвижении… туалетной бумаги. Девушка говорила, о том, что на рынке нет брендированного продукта, продукта с именем и легендой, давала расчет промо-кампании на TV на 2-3 млн долларов… Бумага. Туалетная. С промо на несколько миллионов. Брендированная. Бред, бред, бред. А потом появился Филановский с его прекрасной «Снежной пандой» и уделал всех скептиков. Молодец девочка, она мыслила этими категориями еще на несколько лет раньше. 

При этом, на Западе маркетинг-директор сорока и более лет – обычная реальность. У нас – скорее исключение. Куда они деваются потом, «вырастая»? Куда ушли состоявшиеся маркетинг-директора? Кто-то – в консалтинг, кто-то продвигается в сторону менеджерских позиций, кто-то покинул страну во времена известных событий. Плеяду состоявшихся профи заменили новые лица. И маркетинг, реклама стали более современными, но менее глубокими и смысловыми. 

То, что отличает рынок сегодня – это доступ к мировым знаниям. Он как никогда прост: весь мировой бенчмарк, эти удивительные он-лайн программы, доступ к книгам на языке оригинала, которые только вчера вышли, а сегодня ты их можешь читать – все это ускоряет рынок и дает новые возможности. 

Напоследок

Мне интересно было с вами, коллеги. Драйвово и полезно. Спасибо команде, моим партнерам и клиентам за эти 18 лет напряженной, но очень развивающей деятельности. Дальше – новое. 

Расскажите друзьям про новость

Новое видео