Томаш Лукач — саунд-продюсер, известный сотрудничеством с певицей Машей Фокиной, TikTok-звездой Васей Демчук и другими артистами. В эксклюзивном интервью для MMR Томаш рассказал о том, как война формирует новые музыкальные тренды и рождает новые композиции, совместную работу с Машей Фокиной над треком «Лаванда», и дал советы, как залететь в тренды TikTok с помощью музыки.
Ваши личные критерии нравственности музыки во время войны. Как не стать тем артистом, которого обвиняют в хайпе на «инфоповоде»?
Я люблю размышлять на эту тему. Здесь очень много плюсов и минусов, кто пишет песни о войне, а кто не хочет нырять в эту тему. Зависит от переживаний артиста. Как бы странно или грубо ни звучало, но сейчас много возможностей в музыкальном плане для наших артистов, где каждый может показать свои индивидуальные стороны и донести свои переживания о героически воюющих за нашу страну людях и о женщинах, которые остались наедине с проблемами. Большинство артистов сейчас говорят о войне, и это важно.
Как факт войны формирует новые тренды в музыке? Заметили ли вы изменение музыкальных предпочтений у вас и вашего близкого окружения?
Однозначно война повлияла не только на экономику страны, но и на мышление, восприятие людей, включая музыкальное развитие Украины. У нас все время музыка двигалась в определенных рамках (что-то можно делать, а что-то — нет, ведь многие говорят, что это не тот формат). На мой взгляд, сейчас время перемен, время показать себя через музыку. Украина готова к новым артистам, новым временам музыкантов. Если мы говорим о творчестве, то здесь рамок не может быть, каждый сам должен высказываться, как чувствует. С начала войны многие начали слушать исключительно украинскую музыку, и я думаю, что это уже стало модной тенденцией.
Текст песни украинского исполнителя на русском языке — можно или зашквар?
Если мы говорим о радио или телевидении, то на русском языке туда дорога закрыта и, по правде говоря, не вижу смысла. Наоборот, очень круто, что сейчас начинают развивать украинскую музыку, культуру и не смотрят на российский рынок как показатель чего-то лучшего. Каждая страна должна иметь свои амбиции, привилегии и звезды. Нам пора брать вершины и делать крутые проекты, которые будут у каждого в виду, и для воплощения у нас есть абсолютно все. А петь ли на русском? Если проект для интернета или социальных сетей, то уже каждый делает, как считает нужным, ведь это их жизнь, и они имеют право делать то, что хотят. Но я за продвижение культуры, за новое звучание, ведь украинский музыкальный рынок только начинает показывать свой потенциал, который так сильно прятался за эшелоном российской музыки.
Расскажите о композициях, которые вы создали во время войны с разными артистами.
Наверное, мне, как и многим, понадобился период адаптации, принятия ситуации. Работать и делать музыку во время первых месяцев войны мне было не только трудно, а практически невозможно. Я переехал из столицы, захватив только один жесткий диск. Новое место, не свойственная мне ситуация, это повлияло на процесс создания. Сотрудничал со многими артистами, одной из последних моих работ был трек «Лаванда» для Маши Фокиной.
Ваша работа MASHA FOKINA «Лаванда» посвящена украинским женщинам. Расскажите об истории вдохновения и эмоций при написании композиции.
С Машей у нас творческий тандем уже больше двух лет. Сейчас мы готовим EP (extended play, миниальбом — Прим.ред.), и это будет совершенно новое звучание. Также сейчас весь материал будет украиноязычным, я уверен, что наши новые истории прикоснутся к каждой струне души нашего слушателя.
Песню с Машей искали очень долго, потому что было много предложений от разных авторов. Прежде всего, Маша женщина, мама, жена, и нам хотелось найти песню, которая откликнулась бы каждой, кто переживает сейчас не самое лучшее свое время: кто-то переживает разлуку с сыновьями, потому что они пошли воевать, кто-то переживает гибель мужа или близких людей, в результате войны, в связи с тяжелыми временами в стране, едва ли не каждая женщина осталась одинока со своими проблемами наедине.
Мы вместе с Машей нашли песню «Лаванда», нам обоим она очень понравилась как эмоционально, так и мелодично. Мы поняли, что это именно Машина песня, и ее нужно записать очень оперативно. Мы хотели передать те эмоции, которые испытывали при создании песни, чтобы каждая женщина могла почувствовать ее до глубины души, неся при этом ответственность за свои действия. Если слушатель внимательно прослушает текст песни, то сможет понять свою логическую сторону. Именно с песней связана очень интересная история. Сначала мы хотели создать гитарную версию, но потом все изменилось, потому что в песне мы желали донести душевность, долго меняли ее звучание, но финал, по-моему, получился очень незабываемым и трогательным.
А как залететь в тренды TikTok с помощью музыки?
TikTok — это идеальный инструмент для презентации нового музыкального продукта. Записал песню в домашних условиях, снял все на камеру и готово. Многие просто выкладывают кусочек припева, чтобы посмотреть на реакцию слушателей, и уже через некоторое время формируется картинка по показателям, нравится слушателям или наоборот. Если говорить о том, как запускать свой TikTok, то здесь все очень индивидуально и нужно иметь тонкий подход, ведь весь процесс зависит от многих факторов. Это как образ, нужно соединить что-нибудь необычное и яркое, чтобы люди не смогли оторваться от экрана и запомнили вас надолго. В таких мелочах и будет сохраняться та непонятная магия, которую сложно разгадать. Зачастую все крутые идеи перед глазами просто мало кто их замечает.
Работаете ли вы с зарубежным рынком? Отличаются ли там способы передачи важных месседжей с помощью звука?
Да, у меня всегда были за границей проекты, и я с большим интересом относился к работе, которую делал, по одной очень важной причине — нет рамок. Я люблю нестандартные решения, особенно, если это касается музыки. За рубежом много жанров в музыкальном плане, которые у нас не встречаются, и я сейчас не о поп-музыке, а о смешанных стилях, где можно принять необычные для нас инструменты и решения. Для наших людей и нашего музыкального вкуса это было бы не обычно, а там это необходимо. Безусловно, хочется и в Украине делать музыку такого же уровня, как за рубежом, и даже лучше и могу с уверенностью сказать, что мы близки. Очень хотелось бы развить многие жанры и больше пускать на рынок экспериментальную и электронную музыку.
Расскажите о вашем сотрудничестве с брендами. Как работа с брендом отличается от работы с артистом? Участвуете ли вы сейчас в создании саунда для рекламных кампаний?
Сейчас я больше работаю с артистами, чем с рекламой. Ранее писал очень много работ для разных топ-компаний (Coca-Cola, Samsung, McDonald’s, разные медикаменты, Приватбанк, ПУМБ, вода Бонаква, водка Хортиця и т.д.). Опыт немаленький в этой сфере, но музыка мне гораздо ближе по душе. Я люблю сидеть по ночам и фантазировать над одним звуком, искать правильную форму композиции, в рекламе это немного по-другому. Есть задача, которую необходимо выполнить, например, через два дня, а иногда даже через час — все зависит от скорости запуска проекта. От интересных рекламных проектов я не отказываюсь, но работа с артистами больше меня вдохновляет и доставляет удовольствие.
Может быть музыка инструментом для промо страны? Какими песнями вы бы представили современную Украину иностранцу?
Как и в разных странах свои артисты и стилистика, так и у нас своя музыка и музыкальная культура, которая растет большими темпами. Можно заметить, что на музыкальных платформах все больше и больше появляется наших артистов, которые выходят на новый уровень, соответственно нас начинает замечать весь мир с огромным темпом. Теперь должны появиться коллаборации с европейскими артистами, возможно, и с американскими.
Поэтому наша страна выходит на топ-уровень, где каждый постарается сделать не просто трек и выпустить у себя в Instagram, а подходить к этому вопросу уже совсем с другой стороны. Пока сложно прогнозировать, есть немного времени, где мы уже сами сформулируем обновленный украинский музыкальный материал. Лично для меня каждое событие меняет мой вкус и восприятие музыки, таким образом и формируется наша новая для всех музыка.