Стратегия 2024: что нужно учесть во внешних коммуникациях уже сейчас
29 Ноя 2023, 13:36

Стратегия 2024: что нужно учесть во внешних коммуникациях уже сейчас

У коммуникационщиков всегда есть проблема — как доказать эффективность и действенность коммуникаций, а еще как построить стратегию, чтобы отразить в ней и креативность, и системность, и влияние на бизнес-план. Екатерина Надточий, PR директор Uklon, делится своим опытом планирования и чеклистом.

Executive summary

Прежде чем планировать будущий год, важно остановиться и кратко сформулировать для себя, что было, где компания сейчас и какие, учитывая контекст, тренды будущего года. Иными словами, нужно проанализировать все активности за год, понять, что сработало, а что — нет. Для этого смотрим на медиа-аналитику: share of voice, тональность упоминаний в СМИ и соцсетях. Если ваши коллеги-маркетологи делают исследование Brand Health Tracking, его результаты также пригодятся здесь.

Обычно эти исследования огромны и несут много информации, а в коммуникациях всегда важен фокус, поэтому моя рекомендация — сосредоточиться на 3 ключевых негативных выводах. Определите, какие наибольшие проблемы у продукта/сервиса с точки зрения восприятия: качество сервиса или уровень знания, отзывы о какой-либо особенности продукта. Смотрите глубоко: чем точнее определить актуальную проблему, тем больше буст сможете сделать. И помните правило №1 в коммуникациях (по моей версии) — эффективные коммуникации базируются на управлении ожиданиями и восприятием разных групп стейкхолдеров.

Нова економічна реальність: які тренди визначатимуть ринок у 2025 – досвід TERWIN, Arcelor Mittal, Kvertus, BRAVE1, Starlight media, ГК «Молочний альянс» та 40 провідних управлінців та державних діячів.

11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтеся, як розширювати партнерства, зміцнювати довіру до бренду та виходити на міжнародні ринки. Реальні стратегії та досвід компаній, які вже зробили цей крок.

Забронювати участь
Определяем цели коммуникационного путешествия

На этом этапе мы часто пишем большие планы, стараемся подобрать большие цифры. Я предлагаю начать не с показателей, а с мета-цели – какие боли имеет каждая из наших целевых групп и каким образом нам достичь доверия этих групп стейкхолдеров (потому что one size doesn’t fit all). Задача коммуникаций и состоит в том, чтобы создать мост между бизнес-целями и их «переводом» на ожидания стейкхолдеров. Рекомендую анализировать через призму репутационного трекинга и «колеса репутации». Там хорошо описаны направления коммуникации.

Почему это работает? PR нацелен на формирование доверия, имиджа, репутации — соответственно мы управляем ожиданиями:

  • внешних стейкхолдеров — чего от нас ждут внешние аудитории, что поможет создать контекст, в котором выберут наш сервис, купят наш продукт.
  • внутренних — какие проблемы акционеров/менеджмента мы будем решать и каким образом.

Вот несколько советов, как это сделать:

  1. Создайте карту стейкхолдеров (целевая аудитория, каким образом она влияет на вас/ваш бизнес, каким образом на эту аудиторию влияете вы).
  2. Настройте диалог сперва внутри: нужно четко понять потребности ваших заказчиков (какие проблемы видят они, проанализировать и предоставить свое решение). Не бойтесь конструктивных конфликтов и отрицательной обратной связи (особенно от людей «у власти»).
  3. Стройте коммуникационные программы уже исходя из понимания ожиданий.
Какие из трендов стоит учесть в 2024 году
  1. Системный подход к ESG — в этом смысл устойчивого развития?
    Действительно, многие бизнесы поддерживают разные инициативы как гуманитарного, так и военного направления. Это важно делать отталкиваясь от ценностей компании, а не трендов. Таким образом вы будете формировать, а не следовать трендам. В инициативы должны быть привлечены буквально все: основатели (-ницы), команда, клиенты, партнеры и т.д. Как это работает у нас: мы для себя определили, как украинский бизнес мы активно помогаем военной техникой и еще в начале 2023 года сделали фокус именно на FPV-дронах. С этого времени провели два больших сбора на более чем 80 миллионов грн, это 3000 дронов. Донаты шли как от фаундеров, так и от команды (все внутренние мероприятия компании были благотворительными), также привлекли наших райдеров и драйверов через подписку на донат в сервисе, когда с каждой поездки небольшие средства автоматически падают на дроны. И, конечно, подключили партнеров: Фонд Притулы, лидеров мнений, блогеров Игоря Лаченкова, Михаила Лебигу и других. 
  1. Понимание контекста и жесткая связь с бизнесом.
    Во всех коммуникационных, а тем более социальных проектах нужно ответить на вопрос — в зависимости от сути нашего бизнеса, как мы можем быть полезны? К примеру, для нас это направление инклюзивности. Это наша стратегическая цель как в коммуникации, так и в продукте — мы запустили Инклюзивный класс, авто для людей на колесном кресле. Это был старт. Сейчас мы расширили направление и развиваем в целом культуру инклюзивности: работаем над тем, чтобы сделать наше приложение более инклюзивным, сотрудничаем с водителями с нарушением слуха, проводим образовательную кампанию по жестовому языку и т.д.
  1. Этика и Diversity.
    Уверена, что это точно не то, что вы ожидали увидеть и, возможно, даже подумали о неактуальности. Но, поверьте, еще и как актуально. Посмотрите на этику компании как часть публичного профайла, влияющего на отношения в бизнесе, взаимодействие с обществом, а также работает как предохранитель относительно регуляторных инициатив. Этика в действиях и коммуникациях помогает снизить риски.

Вот несколько практических шагов по внедрению в коммуникации:

  • Определите связь между продуктом/сервисом и вредным воздействием, которое он оказывает. К примеру, немецкая компания Deutsche Telekom (она же T-Mobile) понимая тренд безопасности данных в сети открыла инновационный «Digital Ethics Center». В Украине мы, например, понимая, что возникают вопросы по поводу российской музыки в такси или языке общения, проводим образовательную кампанию среди водителей и пассажиров, вот недавно вышел наш проект с медиа «Слух».
  • Помните, что PR создает контекст, адаптирующий восприятие рынком продукта. Этика — часть public concern и инструмент управления социальным и политическим окружением.
  • Этика — важно понимать и чувствовать контекст, а именно, что является приемлемой нормой поведения на уровне страны, региона. Нарушение норм приводит к бойкотам, акциям хейта, проблемам в репутации. Глобально этика — это постоянное долгосрочное развитие на базе прозрачности и доверия, которое проверено годами, а также на признании собственных слабостей. Поэтому так важно понимать контекст: не заниматься йогой на выставке фотографий войны, не вести себя высокомерно по отношению к военным, как один бизнес-клуб, не спекулировать на теме войны и военных. Чувствовать контекст и запрос общества.

И последнее: оставляйте время себе и команде, чтобы рефлексировать и создавать новые идеи. Для этого не берите все проекты в мире, а фокусируйтесь на основном, инвестируйте в делегирование (передайте на аутсорс) — окупится. Всем известен кейс с инновационной компанией 3M, где сотрудники 15% в свое время посвящают разработке своих идей.

Пусть у вас появится роскошь времени на рефлексию, ведь только так команда сможет понимать контекст, чувствовать тренды и создавать проекты, которые приносят миллионы охватов и оказывают влияние. В мире безумного движения имейте время и разум двигаться на своей скорости.

Расскажите друзьям про новость